ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало




Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



365 лет воссоединения Украины с Россией

Памятник Богдану Хмельницкому на фоне Михайловского собора в Киеве

18 января 1654 года состоялась Переяславская рада, принявшая решение о воссоединении Украины с Россией. Украинские земли входили в состав Польши, Венгрии и Османской империи, и православное население страдало от угнетения. Лишь часть восточноукраинских земель – Слободская Украина – входила в состав Московского царства, беженцы же во множестве бежали на Русь. В 1622 году епископ Киевский (позже митрополит) Исаия (Копинский) предложил русскому государю принять православное население Украины в российское подданство. В 1624 году о том же просил митрополит Киевский и Галицкий Иов (Борецкий).

В 1648 году началось восстание под руководством гетмана Запорожского казачьего войска полковника Зиновия Михайловича Хмельницкого, прозванного Богданом, избранного казаками гетманом. В Запорожскую Сечь хлынул поток добровольцев со всей Украины, казаки обучали их рукопашному бою, стрельбе. В 1648 году войско Хмельницкого насчитывало 43 720 человек. Повстанцы храбро сражались, но силы были неравны, в июне 1651 года они потерпели поражение от поляков под Берестечком.

В 1653 году Хмельницкий, видя невозможность победы, обратился к России с просьбой принять Запорожское казачество в ее состав. Письмо гетмана Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу с сообщением о сражениях с польскими войсками и желании запорожских казаков вступить в русское подданство было написано еще 8 июня 1648 года. Осенью 1653 г. Земский собор в Москве принял решение: «А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные христианские веры и святых Божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполитая на православную христианскую веру и на святые Божии церкви восстали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и все Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии бити челом многижда, чтоб он, великий государь, православные христианские веры искоренить и святых Божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел их приняти под свою государскую высокую руку…». Для ведения переговоров в Переяславщину из Москвы отправилось большое посольство во главе с боярином В. Бутурлиным. 8 января 1654 г. в Переяславе состоялся старшинский совет запорожского казачества, позже – генеральный военный совет. В нем приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и 5 других казацких полков и жители Переяслава.

«И во второй час того же дня, собралося великое множество всяких чинов людей, учинили круг пространный про гетмана и про полковников, а потом и сам гетман вышел под бунчуком, а с ним судьи и ясаулы, писарь и все полковники. И стал гетман посреди круга, а ясаул войсковой велел всем молчать. Потом, как все умолкли, начал речь гетман ко всему народу говорить: «Паны полковники, есаулы, сотники и все Войско Запорожское и вся православнии христиане! Ведомо то вам всем, как нас Бог освободил из рук врагов, гонящих Церковь Божию и озлобляющих все христианство нашего православия восточного. Что уже шесть лет живем без государя в нашей земле в безпрестанных бранех и кровопролитиях з гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей… видим, что нельзя жити нам без царя. Для того ныне собрали есмы Раду, явную всему народу, чтобы есте себе с нами обрели государя. А православный христианский великий государь царь восточный есть с нами единого благочестия греческого закона, единого исповедания, едино есмы тело Церкви православием Великой Росии, главу имуще Иисуса Христа. Той великий государь, царь християнский, зжалившися над нестерпимым озлоблением Православныя Церкви в нашей Малой Росии, шестьлетних наших молений не презривши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с Царскою милостию своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме Царския высокия руки, благотишнейшаго пристанища не обрящем. А будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет – вольная дорога».

К сим словам весь народ возопил: «Волим под Царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову, поганину достати!» Потом полковник переяслав- ской Тетеря, ходячи в кругу, нас на все стороны спрашивал: «Вси ли тако соизволяете?» Рекли весь народ: «Вси единодушно». Потом гетман молвил: «Буди тако! Да Господь Бог наш укрепит под его царскою крепкою рукою!» А народ по нем, вси единогласно, возопил: «Боже, утверди! Боже укрепи! Чтоб есмы во веки вси едино были!» По прочтении царской грамоты гетманом старшина и послы направились в Успенский собор, где духовенство должно было привести их к присяге, после чего казаки принесли присягу. Всего в день Переяславской рады присягу принесли 284 человека. От лица царя гетману была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка.

После Переяславской рады представители московского посольства побывали в 177 городах и селениях западной Руси и запорожского войска для принятия присяги от населения на верность царю. Согласно данным московского посольства, присягу дали 127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян (женщины и холопы к присяге не приводились). Для России соглашение привело к приобретению части земель Западной Руси, включая город Киев.

Московская Русь становилась собирателем земель со славянским православным населением. Киев для нас имеет непреходящее значение – это мать городов русских, город, в котором находится великая святыня – Киево-Печерская Лавра, церковь Святой Софии, где находились мощи св. благоверного князя Владимира и св. княгини Ольги, здесь же возникла в 1633 году Киево-братская школа, известная как Киево-Могилянская академия (коллегиум), где получили образование многие митрополиты Сибирские, прославленные в лике Сибирских святых. Первым из них явился в Сибири митрополит Филофей (Лещинский), просветитель Сибири, крестивший более 40 тысяч местных сибирских жителей, построивший в Сибири более 400 церквей, основавший первую духовную школу в Сибири. Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири, окончил Киево-Могилянскую академию и был в ней преподавателем. Это и святитель Димитрий Ростовский, автор многотомного собрания житий святых, назначенный на Тобольскую кафедру в 1701 году. Святитель Иннокентий (Кульчицкий), епископ Иркутский, выпускник Киево-Могилянской духовной академии 1708 года; митрополит Антоний (Стаховский), содействовавший святителю Филофею в его трудах по просвещению народов Сибири и расширивший школу в Тобольске; и митрополит Антоний (Нарожницкий), выпускник Киевской академии, основавший в 1744 году семинарию в Тобольске и пригласивший преподавать в ней учителей из Киева; это митрополит Тобольский Павел (Конюскевич), выпускник Киево-братской академии и затем учитель в ней, святые мощи его почивают сегодня в Киево-Печерской Лавре.

Святители способствовали просвещению в Сибири, приглашали учителей, приглашали украинских мастеров для строительства храмов. Эти храмы и сегодня украшают Тюмень и Тобольск и являются драгоценными памятниками архитектуры.

Письмо Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу. 8 июня 1648 года. Из собрания Российского государственного архива древних актов

Памятник Б. Хмельницкому. Единая неделимая Россия

Переяславская рада. Художник М.И. Хмелько, 1951 г.


Людмила Александровна
Кузнецова,
библиотекарь Тюменской
православной гимназии



Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.