ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало




Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Преподобные Василиск Сибирский и Зосима Верховский – святые, служившие Богу в Тобольском крае

Преподобный Зосима Верховский

«Житие и подвиги в Бозе почившего блаженныя памяти старца схимонаха Зосимы» – так называется книга о старцах Зосиме и Василиске, прославленных в лике Сибирских святых. Книга издана в 1889 году в Москве и переиздана в 1994 г. Это воспоминания племянницы старца Зосимы игумении Веры Верховской, отрывки из писем старца и его сочинений. Со страниц книги доносятся до нас благоухание и веяние святости.

Прибыли в Сибирь старцы Зосима и Василиск из Коневского монастыря, что возле Петербурга, где подвизались под духовным руководством игумена Коневской обители Адриана. Старцы в Сибири проживали в лесу недалеко от Кузнецка, затем перебрались в Слободу Туринскую близ Тюмени, где ими была основана обитель. В ней старцы Зосима и Василиск духовно руководили сестрами. Часто по делам отец Зосима бывал в Тобольске и Тюмени. По смерти отца Василиска старец Зосима и часть сестер выехали в Москву, где отец Зосима выстроил Троице-Одигитриевскую общежительную пустынь в Подмосковье. Родители отца Зосимы были люди благородные и богатые. Отец его, болярин Василий Данилович Верховский, был воеводою в Смоленской области, а мать Анна Ивановна из дома Моневских. Богаты были они и душевными качествами, щедры к бедным и неимущим, милостивы к крестьянам. Василий Данилович выстроил прекрасную церковь в поместье. Анна Ивановна любила читать четьи-минеи. Заботливо занимались они воспитанием детей, научая их страху Божию и благонравию. Было у них 6 дочерей и 3 сына: Филипп, Илья и младший из всех, последний в семействе, но не последний у Господа, отец Зосима, нареченный при крещении Захарией.

Младенчество Захарии предвещало его богоугодную жизнь, с юных лет обнаруживались добрые свойства его. Он сердце имел чувствительное, был тих, кроток и молчалив. Когда мать читала вслух жития святых, ему все было понятно; особенно жития преподобных пустынников занимали душу, он желал подражать им.

Придя в возраст, три брата были определены в Петербург в гвардию. Но вскоре получили известие о кончине отца. Печальны были чувства их при возвращении. Год после смерти супруга прожила боголюбивая кроткая вдова Анна Ивановна. В последний день, предчувствуя исход, исповедалась и приобщилась Святых Таин, и, прижав икону Божией Матери, испустила дух. Добрый Захария взял сию икону и молился со слезами: «Теперь Ты, Царица Небесная, будь моей матерью. Тебе вручаю жизнь мою».

После смерти матери недолго пожил старший брат Филипп. Второй брат, Илья 22 лет, вступил в монастырь святого Авраамия в Смоленске, затем решился странствовать, обошел много пустыней и монастырей.

Захария все имение отдал сестре и всю душу и сердце устремил на служение Богу. Ему было 19 лет. В 1786 году, услышав о пустынниках в Брянских лесах, отправился к ним. Старшим здесь был иеромонах Адриан, а прочие – ученики его. Как описывал отец Зосима: «Отец Адриан встретил меня с радостию; один взор на него привел в изумление, был он худ, тонок. Я смотрел с удивлением на дела их. Все приводило меня в удивление и благоговение, удивило, что отец Адриан не взял денег, что я жертвовал».

Здесь Захария познакомился с отцом Василиском, учеником отца Адриана, здесь же и принял монашество с именем Зосима. Через некоторое время отец Василиск становится настоятелем Коневецкого монастыря, сюда же с ним отправляется и Зосима. Вскоре Василиск и Зосима стали известны святой жизнью, местные жители приходили за советами, нарушали их уединение и молитву, что их отягощало. Тогда они решили перебраться в Сибирь. Преосвященный Варлаам, архиепископ Тобольский и Сибирский, принял их и благословил жить в Ивановском монастыре под Тобольском; тут прожили они зиму. Весной Преосвященный Варлаам дал им вид жить в епархии, где они изберут, губернатор дал билет для пропуска в Тобольской губернии. Объезжали они места в округах Ишимском, Томском, Кузнецком, где застигла их зима. Сделали землянку в лесу, возле города Кузнецка. Смирение их и добродетельная жизнь преклонили в любовь и уважение к ним весь город и селения округа. Некоторые девицы обратились к ним с просьбой о духовном окормлении, и возникла женская община. Отец Зосима отправился искать места для женского монастыря, прибыл в Тобольск к Преосвященному Амвросию. Святейшим Синодом ему разрешено было Туринский монастырь воз-обновить и обратить в женский. Сюда и переместились сестры из Кузнецкой общины. В 1822 году была основана женская обитель. Старец Василиск скончался в Туринске в 1824 г. Отец Зосима, две его племянницы – Вера и Маргарита – и часть сестер выехали в Москву. Здесь отец Зосима основал пустынь в Подмосковье, скончался он в 1833 году.

Преподобные Василиск Сибирский и Зосима Верховский причислены к лику общецерковных святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2004 году.

Преподобный Василиск Сибирский


Л.А. Кузнецова,
библиотекарь Тюменской
православной гимназии



Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.