ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало




Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Новый Иерусалим


Патриарх Никон и основание монастыря Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь был основан в 1656 г. патриархом Никоном и по его замыслу он в будущем должен был стать центром православного мира.

Замысел святейшего Никона казался современникам невероятным и даже кощунственным. Все устремления Патриарха были направлены на сохранение авторитета и прав Церкви на фоне усиления секуляризационных тенденций, хотя в борьбе и желаниях своих он, как человек не всегда был свободен от промахов и ошибок.

Патриарх Никон боролся против цезарепапистского духа эпохи. Он защищал симфонию властей, когда кесарю отдается кесарево, а Божие Богу (Мр. 12, 17), вмешательство светской власти в дела церковные было неприемлемым для Патриарха. Воссоздавая образ «Нового Иерусалима» на Руси, Патриарх Никон желал, чтобы народ стоял «ногою твердой» («да не преткнеши о камень ногу твою», Пс. 90) в вере православной, стремился укрепить ее, задержать надвигающуюся тьму, как будто остановить уходящую Святую Русь.

Этой цели было подчинено создание Русской Палестины. Средоточием ее сакрального пространства стала символическая гора Сион, на которой возвышался Воскресенский собор с кувуклией Гроба Господня; здесь таинственно соединялись мир видимый и невидимый, небо и земля, Гроб Господень и великое чудо Воскресения. Сама архитектоника собора создавала впечатление вертикального (в небо) восхождения, особенно эта мысль подчеркивалась в облике шатра, увенчанного золотым куполом над ротондой со святым вертепом. В окрестностях монастыря были разбросаны Вифлеем и Вифания, Капернаум, гора Фавор и Елеон, струился поток Кедрон, несла свои полные воды тихая Истра — русский Иордан, Река Жизни (крестившиеся во Христа — крестились в Жизнь Вечную). Очевидно, что в самом распределении топонимики отмечалось стремление к воспроизведению действительной топографии Святой Земли.

Строительство В сорока пяти поприщах от Москвы (по словам патриаршего клирика Иоанна Шушерина) Патриарх Никон купил село Воскресенское, где начал возводить монастырь. «Когда настало время освящать церковь, святейший Патриарх пригласил на торжество Государя (Алексея Михайловича), которому так полюбилась местность, что он писал Никону: «Господь Бог издревле предуготовал место сие на создание монастыря, ибо оно по красоте подобно Иерусалиму». С радостью прочитав это послание, святейший Патриарх положил его в кованом серебряном ковчежце под святым престолом и повелел по царскому писанию называть Воскресенский монастырь Новым Иерусалимом.

После того он послал келаря Живоначальной Троицы Сергиева монастыря старца Арсения Суханова в Палестину, в святой град Иерусалим для снятия подобия с иерусалимской церкви Воскресения, которую построила благоверная и христолюбивая царица Елена… По подобию иерусалимского храма Никон повелел строить в Воскресенском монастыре весьма большую и просторную церковь, какой во всей России и окрестных государствах до сих пор не обретается…»

Строительство велось в два этапа, так как через десять лет после основания монастыря работы были прерваны из-за опалы и ссылки Никона, продлившейся 14 лет.

Замечательный духовный писатель Андрей Николаевич Муравьев, не раз бывавший в Воскресенской обители, поместил в очерке «Новый Иерусалим» следующий рассказ: «Патриарх Никон построил сперва на сем месте в 1656 году малую деревянную церковь во имя Воскресения Христова, потом, получив модель из Иерусалима, он приступил к созиданию сего храма и воздвиг его почти по самые своды, в течение девяти лет вольного своего заключения в сей обители…

Он прожил все сие время в пустынном столпе, на берегу Истры, его Иордана, и заботился ревностно о строении храма, делая сам кирпичи и нося их как простой каменщик. Когда… был он совсем отчужден от патриаршеского служения и сослан на Бело озеро, остановилась и работа храма, и в таком положении оставался он 13 лет, доколе царь Феодор Алексеевич… не повелел продолжать строение.…но здание было окончено только в 1685 году, уже при двух царях Иоанне и Петре, и храм освящен в их присутствии патриархом Иоакимом.

По разрушении же каменного шатра над Св. Гробом и после бывшего пожара, церковь сия опять пребыла в запустении 26 лет, доколе… царица Елисавета Петровна, тронутая величием обители, не повелела возобновить ее со всевозможным великолепием, назначив архитектором знаменитого графа Растрелли». В XVIII веке возник благочестивый обычай освящать в соборе престолы в память о небесных покровителях Дома Романовых; но не только августейшие особы оставили здесь свой след — и простые русские люди украшали и обустраивали приделы храма, и постепенно он становился памятником священной русской истории.

Постройки монастыря. Монастырский комплекс включает в себя: Воскресенский собор с подземной церковью Константина и Елены с колокольней, трапезные палаты с церковью Рождества Христова, больничные палаты с маленькой церковью Трех Святителей, каменной крепостной ограды с надвратной церковью Входа Господня в Иерусалим.

В плане ограда монастыря представляет собой неправильный шестиугольник периметром более километра. В ней восемь башен, часть из которых названа по воротам в Иерусалиме: Дамасская, Гефсиманская, Сионская. Названия они получили уже в XVIII веке.

Выстроен Новоиерусалимский монастырь был почти весь в едином стиле московского барокко. Это относится даже к хозяйственным постройкам – солодежне, кузнечным палатам, квасному погребу и караульным палатам. Над архитектурой монастыря работали зодчие К.И. Бланк, Я.Г. Бухвостов, М.Ф. Казаков, В.В. Растрелли, А.Н. Воронихин, К.А. Тон, П.И. Заборский.

Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, одноглавый крестово-купольный Воскресенский собор (1656—1685), построенный по образу и подобию Храма Гроба Господня. Собор Воскресения Христова в Новом Иерусалиме — это евангельская поэма в камне. Живоносный Гроб Господень и Камень, отваленный от Гроба, Камень повития (или миропомазания), «Жалостный путь», Голгофа, Крест Господень и каменные Узы Спасителя, приделы Воздвижения Животворящего Креста Господня, Разделения риз, Тернового венца, Успения Пресвятой Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи, преподобной Марии Египетской и равноапостольной Марии Магдалины…

Возрождение. В начале XX века монастырь ежегодно посещали 35 000 человек. В 1919 году Воскресенский монастырь был закрыт и объявлен «художественно-историческим памятником старины». В годы Великой Отечественной войны Новоиерусалимский монастырь был оккупирован и разорен. Отступая, немцы заложили взрывчатку во все постройки монастыря. Так была уничтожена высокая, выше соборного шатра, колокольня, сгорел верх Воскресенского собора, до нижнего яруса обрушилась надвратная церковь, исчезли шатры башен… Восстановление не окончено по сей день. Отреставрировали практически все, кроме колокольни, от которой до сих пор остается лишь низ первого яруса.

В 1994 г. возрожденной монастырской общине была передана часть строений Нового Иерусалима: Воскресенский собор, церковь Рождества Христова, Скит Никона и восточный братский корпус. Сейчас в старинных стенах сосуществуют монастырь и музей.

В монастыре – в Воскресенском соборе и вокруг него – некогда был обширный некрополь. Сейчас от него осталось немного – 74 надгробия, так как во время Великой Отечественной войны монастырь сильно пострадал. В приделе Иоанна Предтечи под Голгофой находится гробница Патриарха Никона (17 августа 1681 года Патриарх Никон скончался в Ярославле, 26 августа он был погребен в Воскресенском соборе), а в списке похороненных здесь можно найти такие громкие дворянские фамилии, как Бестужевы-Рюмины, Голицыны, Нащокины, Шуваловы… Позднее здесь стали погребать людей разных сословий – купеческого, мещанского.

«Священное сходство» двух Иерусалимов словно приближает к постижению неизреченной тайны Воскресения, душа внимает «неба содроганью», внимает и до днесь… (из записок А.Н. Муравьева).

По материалам сайта
Русское воскресение, Записки ученого.
Наталья Масленникова


Наверх

© Православный просветитель
2008-19 гг.