ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало




Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Хронологический обзор церковно-исторических событий Сибири



в 300-летний период ее существования, на основании летописи, принадлежащей библиотеке Тобольской духовной семинарии под №1655


«Тобольские епархиальные ведомости», №22 (16 ноября) 1882 г.

«1586 г. Воевода Сукин, с товарищи и со всем войском, дошел до реки Туры, где прежде стоял старинный татарский город Чимги, и по прибытии своем туда, июля 29 числа начал строить город, для безопасного житья всему его войску. Сей город назвали татарским именем Тюмень, и в нем воздвигли церковь Всемилостивого Спаса». (Летопись стр. 46).

«1587 г. Письменный голова Данила Чулкон, по указу Его царского Величества, с 500 человек казаков пришел на р.Иртыш, и вблизи татарского города Сибири, на восточном высоком берегу алафейских гор, заложил город, который живущими тут народами проименован, по р.Тоболу, Тобольск. По совершении же городского строения, построили в нем две церкви: во имя Живоначальной Троицы и Вознесения Господня, понеже на оные праздники совершалось городское строение. Здесь ныне1 находится архиерейский дом2. За городом же, под прямым (прямским) взвозом, во имя Всемилостивого Спаса церковь построена». Стр. 47.

«1593 г. Повелено князю Петру Ивановичу Горчакову в новом городе Пелыми построить церковь во имя Рождества Христова, с приделом Николая Чудотворца, которое строение по силе сего в действо произведено, а в последующие времена построена еще и другая церковь Архистратига Михаила, с приделом Илии Пророка». Стр. 52

«1598 г. Сделался было бунт у Нарымских остяков, токмо оный еще заблаговременно пресекся. Один из бунтовщиков, не хотя нарушить должной к Россиянам верности, в самой скорости поехал в Сургут, чтобы об опасности подать ведомость. И как бывший тогда в Сургут князь Яков Барятинский дело сие немедленно велел исследовать, то десять человек заводчиков, между которыми знатнейший был некто Басариа, до приведения ими в действо их предприятия, повешены, а доноситель был крещен и за оказанную им верность в казацкую службу поверстан»3. Стр. 60.

«1598 г. В новооснованном городе Верхотурье, по повелению царя Федора Иоанновича, при воеводе Василии Петрове и голове Иване Васильеве Воейкове, на средства казны начато построение соборной церкви Живоначальной Троицы, окончено по вступлении на престоле Бориса Годунова». Стр. 61.

«1600 г. На половине дороги между Верхотурьем и Тюменью построен город Туринск, и в нем первая церковь во имя св. страстотерпцев Бориса и Глеба, и в ту церковь от царя Бориса Годунова присланы были образы, сосуды, книги, ладан, воск, вино церковное и колокол в три пуда без двух фунтов». Стр. 63.

«1601 г. На Турухане был построен город Мангазей; город был четвероугольный, деревянный, внутри которого стояла церковь Живоначальной Троицы, а в посаде, где обывательских домов немалое число было, одна – во имя Пресвятой Богородицы, а другая – во имя Макария, желтоводского чудотворца». Стр. 66.

«1602 г. В г.Тобольск явился святитель Христов Николай Чудотворец, повелевая гражданам во свое имя воздвигнуть церковь на горе, на взвозе Пермском, и коего явлению воздвигнута св. церковь деревянная». Стр. 71.

«1605 г. Заводился бунт от живущих около реки Икети, Чулыма и Томи остяков и татар. Сие их злоумышление объявлено через остяка новокрещенного Никиту Осипова Кетскому воеводе Никите Постникову-Бельскому, на что оный воевода Постников-Бельский приказал главных и знатнейших из них взять под караул и, по исследовании дела, оным учинил жестокое на теле наказание». Стр. 72.

«1607 г. Сего лета из Кетского острога посланных за ясашным сбором десять человек казаков тамошние остяки убили и по убитии ушли в верхнии места р.Кети, где потом маковской острог построен. Из кетского острога за ними отправлено несколько казаков под командой десятника Ушака Петрова, с которыми был новокрещенный казак из остяков толмачем; имели они счастье казаков (возможно, здесь допущена ошибка и надо читать не «казаков», а «остяков» - прим. ред. Просветителя) уговорить и в Кетский острог привести за караулом». Стр. 74. «1610 г. Основан Тобольский Знаменский монастырь»4.

«1612 г. Положено основание Верхотурскому монастырю. В г.Верхотурье некоторый игумен, именем Иона, родом пашехонец (sic!), об сих временах ходил по разным селениям российским и городам. Как он дошел до города Верхотурья, тут ему место полюбилось. Прежде построил он себе келью и сбирал от добровольных подателей некоторые награждения, и тем сбором построил церковь во имя святителя Мирликийского Чудотворца Николая, и прибрал к себе братию-чернцов шесть человек, и с ними трудился в собрании денег для строения обители, на каковой сбор и устроил монастырь. По их рачению и прилежным трудам к святой обители видя (успех), некоторые рачительные люди делали им своими деньгами некоторые вспоможения, а иные для пропитания им вперед давали свои пахотные земли и деревни, о которых еще тому игумену и оным (т.е. братии) было дано шесть деревень». Стр. 80.

«7129 лето от сотворения мира, от Рожд. Хр. 1621 г., царя Михаила Федоровича 9 г., взятия Сибири 41 г.5. При державе государя, царя и великого князя Михаила Федоровича всея России и благословением крайнего (sic!), святителя Филарета Никитича, патриарха Московского и всея России, посвящен быть в Сибирь, в Тобольск, первый архиепископ Киприан, бывший прежде в великом Новеграде у Спаса на Хутыне архимандрит; в Тобольск приехал месяца мая 30 дня». Там же.

«1621 г. Преосвященный архиепископ Киприан, проезжая из Москвы в свою епархию – Тобольск, в бытность свою в Верхотурье, мая 4 дня, посвятил в игумена Никольского монастыря старца Германа, постриженника Иосифовского монастыря. И тому игумену определено жалованье из государевой казны, да на старцев хлеба семь четвертей муки». Стр. 85.

«1622 г. Преосвященный архиепископ Киприан, во второе лето первопрестольства своего, вспомянул завоевавшего Сибирь атамана Ермака Тимофеевича и товарищей его убитых и приказал спросить об обстоятельствах, бывших тогда, остальных Ермаковых казаков: как они пришли в Сибирь, какие с татарами были сражения и пр.».

«1624 г. По указу Великого Государя и по грамоте преосвященный архиепископ Киприан отъехал из Тобольска в царствующий град Москву месяца февраля в 5 день. Всего был в Сибири на престолоправлении два лета и пять месяцев. Освящен же был и поставлен в митрополиты на Крутицы». Стр. 89.

«1625 г. Поставлен в царствующем граде Москве в Сибирь архиепископ Макарий и приехал из Москвы в Тобольск апреля в 1 день». Там же. «1629 г. Месяца сентября 18 дня от святейшего патриарха Филарета Никитича получена грамота тобольским архиепископом Макарием, в которой повелевается по вся недельные дни молебны пети со звоном во весь год». Стр. 93 обор.

«1635 г. Месяца июля 24 дня преосвященный архиепископ Макарий в Тобольску преставился; был же в епархии сибирской в престолоправлении десять лет, три месяца и двадцать четыре дня». Стр. 98 обор.

«1636 г. Посвящен был в Москве в сибирскую епархию третий преосвященный архиепископ Нектарий, приехал в Тобольск месяца апреля 1 дня и погребе преосвященного архиепископа Макария». Стр. 99.

(Продолжение следует…)
Набор текста «Тобольских
епархиальных ведомостей» –
Екатерина Медведева

1. Т.е. в царствование Елизаветы Петровны

2.Настоящее замечание летописца невольно останавливает на себе внимание. По нашему мнению, оно указывает на место обитания самого летописца, чем подтверждается высказанное в №21 епарх. ведомост. мнение относительно происхождения и первоначальной принадлежности нашей летописи архиерейскому дому, при котором сыздавна существовала школа, для обучения детей священно- и церковнослужителей, «в надежу священства», и были ученые, исполненные риторической мудрости, учителя, которым, по всей вероятности, и было поручаемо вести летописные сказания преосвященными, отличавшимися, в свою очередь, высокой образованностью по тогдашнему времени, как это обычно было воспитанникам Киевской академии, славившейся, особенно тогда, по всей России. Иначе какой смысл этой фразы? Разве на горе, в новоустроенном городе, мог помещаться один только архиерейский дом? Что бы был тогда за город Тобольск, помещавшийся весь на алафейской горе, если бы он состоял из нескольких, конечно, небольших – деревянных домов и из архиерейского дома. Пусть еще было бы это в начале основания Тобольска, а то – к царствованию Елизаветы Петровны, без сомнения, Тобольск развился в большой степени как в отношении населения, так и торговли. Надобно знать, что тогда (при Елиз. Петр.) шла на Тобольск, через Соликамск и Верхотурье, «большая государева дорога», стягивавшая к нему богатства всего края. Очевидно, только что рассматриваемая заметка не есть случайная. Она именно, как мы сказали, указывает на автора летописи, заинтересованного топографическим положением своего гнездышка. (А местоположение это, кстати сказать, прекрасное доселе, в настоящем смысле – место гнезда орлиного на высоте, с которой открывается ему вся равнина на необозримое пространство). – Итак, в приведенном месте летописи мы находим новое свидетельство, при том самой летописи, мнения нашего и автора статьи о принадлежности летописи (под №1655), архиерейскому дому, при котором она велась своевременно, начиная с преосвященного Киприана, и сперва велась в виде черновых записок, которые потом были, по всей вероятности, исправлены, поверены, дополнены тем же ученым архипастырем митр. Антонием I Стаховским, от которого, вместе с его библиотекой, при преемнике его митрополите Антонии II Нарожницком, на суммы от Свят. Синода, летопись в черновой рукописи была приобретена вместе с другими книгами, переписана набело рукой одного переписчика (sic!), кстати сказать, весьма грамотного, – и затем сдана в библиотеку семинарии потому самому, что летопись прежде поступления в семинарскую библиотеку, была преписываема, она не могла своевременно быть внесена в реестр книг, поступивших в семинарию вообще из библиотеки пр-наго Антония I. Впрочем реестра этого в сем. библиотеке и самого дела о передаче книг из архиер. дома, при преосвященно митр. Антонии II, в сем. архиве вообще не сохранилось, как не сохранилось каких-нибудь определенных данных (кроме немногих, и то позднейших), относящихся до истории Тоб. сем. фунд. библиотеки, как об этом отчасти замечено в №21 Тоб. епарх. вед., стр. 425. Ред.

3. Это был первый случай крещения из остяков, по летописи

4. Хронолог. указатель событий, отн. к истории Зап. Сибири, напечатанный в сибирском календаре за 1880г., изданном в Омске

5. Такие подробные хронологические указания в летописи встречаются часто, но для краткости, мы опускаем их.


Наверх

© Православный просветитель
2008-19 гг.