ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало




Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Васнецов Виктор Михайлович

Виктор Васнецов родился 3(15) мая 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Все его деды и прадеды были священниками. У Виктора было пять братьев, один из них, Аполлинарий (восемью годами младше), впоследствии тоже стал выдающимся живописцем. Этот факт о многом говорит – и об атмосфере в семье, и о ее «генетической» талантливости.

Главным трудом жизни художника В.Васнецова, пожалуй, стала роспись Владимирского собора в Киеве. За свой 10-летний труд в этом храме он получил звание профессора живописи. Также хорошо известны его картины, иллюстрирующие русские былины и сказки.

Непростой была жизнь Васнецова после революции в России. Он доживал свою долгую жизнь уже, можно сказать, в другой стране – сама аббревиатура «СССР» была для него неприемлема. Советские художественные журналы, естественно, отвергали его творчество. Однако до последних дней Васнецов продолжал рисовать. Он умер в своем московском доме 23 июля 1926.



Отрывок из дневника В.М.Васнецова «Что такое добро и зло?», 15 июля 1909 г.


Христианское учение о нравственности тесно связано с верой в бессмертие человеческой души и с верой в Христа, как Сына Бога живого, утвердившего эту веру на земле. Христос есть явление живого Бога на земле, чаемого и ожидаемого человечеством и предсказанного и иудейскими пророками, и язычниками. Если Христос Иисус только лучший, умнейший, возвышеннейший человек, то нравственное его учение теряет силу обязательности. Гуманность альтруистов далеко не кажется строго и разумно обоснованной и нравственно обязательной и подвергается многим небезосновательным возражениям. Почему я больным, слабым, бедным обязан помогать? Почему больных, калек, несчастных я обязан оберегать, кормить, строить больницы и прочее? Не разумнее ли спасать и оберегать здоровых и сильных (как у древних), а слабых и больных предоставить их участи? И чем скорее они сгибнут и исчезнут, тем лучше для здоровья и крепости человечества? – не так ли? Далее: зачем мне стремиться лично делать добро, а если зло мне лично выгоднее? (учение об эгоизме). Что мне за дело, если от этого зла мой ближний страдает! Оберегайся и спасайся сам, если можешь, а не можешь – страдай и гибни. А у науки нет незыблемых оснований сильно возразить против такой теплой морали. Правда, такую мораль можно назвать звериной: но ведь человек с одной своей наукой, без Бога и Христа, неудержимо стремится к идеалу человека – культурного зверя, ибо если человек не носит в себе образа и подобия Божия, то, конечно, он зверь – высший зверь – образ и подобие звериное.

Так и Апокалипсис говорит, и говорит непреложную истину, самую научную, – царство антихриста есть царство звериное! Вся история человечества есть борьба человека-зверя с человеком духовным, и там, где чувствовалась победа человека над зверем – там светил свет Христов!

<...>Теперь человеку уже не о чем мечтать в смысле передвижения – ковер-самолет найден (были изобретены самолеты – прим. ред.), далее идти некуда, далее летательные снаряды остается только совершенствовать. Если бы в поиске человека возвысился духовный человек, тогда было бы торжество добра; но трудно сомневаться, что восторжествует снова в человеке культурный зверь…



Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.