ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало




Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Размышления над баснями И.А.Крылова

Басни Ивана Андреевича Крылова содержат нравственные наставления для читателей. Он подметил характерные особенности представителей животного мира, но этими же качествами обладают и люди. Используя метафоры, Иван Андреевич сумел ярко показать пороки человеческого общества. Известно, что добрая, нравственная жизнь есть жизнь по правде и истине, без предвзятости и лицемерия.

Правдивость и доброта является истинным достоинством разумного человека. Правильная оценка происходящего и правдивая самооценка своего поведения является признаком благоразумия. У православного христианина должно быть доброе, беспристрастное отношение к окружающим, которое достигается только христианской любовью и стремлением к правде и истине. Если во взаимоотношении людей вкрадывается эгоизм, то имеет место пристрастность и предвзятость. Нередко в светском обществе взаимоотношения между людьми строятся по признаку «свой и чужой». Многое делается с пристрастием, многое делается по принципу «Ты мне - я тебе». Отступая от правды и истины, люди во взаимоотношениях между друг другом теряют должную оценку происходящего, а также искажается их самооценка. Так, бурно процветают в обществе тщеславие, самодовольство. Это ослепляет человека в деле правдивого восприятия событий. Такой подход в организации общественной жизни приводит к наиболее негативным последствиям, и часто – утратам, особенно в тех случаях, когда значимы не личные способности и таланты человека, а его умение быть угодливым, удобным, своим. Потеря правдивой самооценки и оценки других ярко показана в басне «Кукушка и петух».



Кукушка и Петух



«Как, милый Петушок,
поешь ты громко, важно!» –
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!» -
«Тебя, мой куманек,
век слушать я готова». –
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь,
то жду я не дождусь,
Чтоб начала ты снова...
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни – что твой соловей!» –
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички.
На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась,
примолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, –
Все ваша музыка плоха!..»
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.

Давно написана эта басня. Можно полагать, что ее изучают и в школе, и в институтах культуры и искусства, но, видимо, не воспринимается суть сказанного. Если мы сегодня посмотрим правдиво и объективно, то бросается в глаза, что с экранов не сходят «кукушки» и «петухи», наперебой хвалящие друг друга. Смотришь, уже подрастают и их «кукушата» и «петушата», и как в басне говорится: правде к людям не пробиться. Ну прямо-таки ярмарка лицемерия и лести. А чистые народные соловьиные голоса лишь изредка пробиваются на экран. Все это проявляется в любой сфере жизни человеческого общества: в науке, в искусстве, в производстве. Там, где нарушен принцип справедливости, правды и истины, там люди утратили подлинный дар любви к Богу и людям, там лукавый привносит греховность, приводящую к разорению Божьего мира в самом человеке и в обществе.

Легкомысленный и близорукий человек видит только земной путь и не всматривается в перспективу вечности, которая уготована душе человека Богом. Тело человека земное и бренное, а душа есть дыхание Божие, так говорит Священное Писание. Имея Божественную природу, наша душа и все ее проявления: разум, воля и нравственные чувства – должны помогать человеку устремляться по жизни к Богу. Бог есть правда и истина, а посему пути Господни – пути правды и истины. А лукавый насаждает дух противления Богу, разрушающий наши Божественные свойства души, насаждает хитрость, лесть и обман, подменяя греховным эгоизмом дар Божественной любви.

P.S. В программе «ГОЛОС» на Первом канале Российского телевидения в 2015 году лучшим голосом страны по итогам зрительского голосования признан иеромонах Фотий.

+ М.Д.



Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.