Я единственный сын у родителей.
Мой отец, Михаил Александрович,
уроженец Петербурга, происходил из
древнего рода Ридигеров. Наш род
дал России знаменитых военачальников и юристов. В шесть лет я разливал крещенскую воду в храме - это
было первым моим послушанием - и
твердо знал: стану священником и
никем иным! К девяти годам я знал
Литургию наизусть. В крохотной
пристройке возле нашего дома мне
удалось обустроить некое подобие
церкви. Во всяком случае, мне точно
казалось, что это «дом Божий», и никакой несерьезности по отношению
к своей затее я не признавал. Даже
икона там была у меня - почти настоящая. Свечи горели, ладаном пахло...
Хлеб убирал, картошку окучивал,
в лес за грибами бегал. Позже увлекался мотогонками. Еще занимался
греблей, даже разряд получил юношеский в спортобществе «Калев»...
Любил играть в шахматы. Мяч гонял
с ребятами. Правда, я в детстве часто
болел ангиной, она дала осложнение
на сердце. Говорят, когда я был мальчиком, валаамские старцы предсказали мою судьбу. Как-то раз игумен
Харитон попросил меня подержать
свою митру и говорит: «Подержи покуда, Алешенька. Вырастешь и сам
такую же будешь носить!». С первых
дней гитлеровской оккупации, когда
на территории Эстонии появились концентрационные лагеря, мой отец
посчитал своим христианским долгом регулярно их посещать. Немцы
тому не препятствовали. В качестве мальчика-прислужника отец брал
меня. Столько непереносимого горя, физических и душевных страданий,
человеческих драм и трагедий, сосредоточенных на одном пятачке земли,
я больше никогда не видел. Назначили меня настоятелем Успенского собора в Тарту. Здание было в ужасающем состоянии, грибок превращал в
труху деревянные полы. Тогда я решился на отчаянный шаг, сел в поезд
и поехал в Москву. Пошел прямиком в патриаршую резиденцию. Узнав о
моей беде, Патриарх распорядился выделить необходимые деньги. Таким образом, один из старейших
храмов Эстонии был спасен. Не знаю, что именно запомнил обо мне Патриарх,
но что-то, видимо, ему понравилось.
Через два года он призвал меня на архиерейское служение.
ВОСПОМИНАНИЯ
Иподьякон Даниил Луговой:
- Патриарх никогда не был строгим,
он всегда был по-отечески снисходительным. В быту был очень скромен,
а в поездках жил и вовсе в походных
условиях. А ездил он часто - и по России, и за ее пределы. Алексий II всегда был очень дипломатичен, он же
представлял Церковь в разных слоях
общества. Его жизнью были богослужения, он относился к ним не как
к обязанности, а как к чему-то, без
чего существовать нельзя. Его кто-то
назвал великим богомольцем... Это
правда.
Протоиерей Александр Шаргунов:
Святейший Патриарх Алексий II
всегда твердо стоял на позиции неповрежденного догматического учения
Церкви и твердо знал, что не должно
быть реформ богослужения. Его заключительное слово на последнем
епархиальном собрании – как завет
всей Церкви: «Пока я жив, никакой
перестройки в Церкви не будет». Святейший Патриарх Алексий II был
человеком молитвы. Отличительная
черта христианина, любящего Господа, – его отношение к богослужению,
особенно, к Божественной литургии.
Число Божественных литургий, совершаемых Патриархом ежегодно, не
может не впечатлять. Столько обычно служит только очень благочестивый священник, у которого нет никаких других обязанностей, кроме как
по его храму. Примем уход от нас ко
Господу Святейшего Патриарха как
возможность ему молитвенно предстательствовать за нашу Церковь перед Престолом Божиим и как благословение всех нас на молитву.
Игумения Любовь (Нестеренко), настоятельница Ново-Тихвинского женского монастыря:
По милости Божией мне довелось
несколько раз встречаться с Его Святейшеством и обсуждать проблемы,
которые неизбежно возникают при
управлении монастырем. Бывало,
еще только начнешь говорить, а он
посмотрит внимательно, спросит чтото, и вдруг чувствуешь, что все твои
переживания ясны ему. Достаточно
порой всего нескольких слов. Конечно, когда тебя не просто слышат, но
понимают буквально с полуслова, это
необыкновенно трогает сердце.
Никита Михалков, кинорежиссер:
Он с поразительным естественным
достоинством сумел отнестись к новому времени как к воле Божией — в
глубочайшем смысле этого слова. То
есть он принял это как тот необходимый Крест, который нужно нести
с ровным дыханием, не торопясь, не
ускоряя шага и не останавливаясь.
Сегодня еще трудно оценить значение Патриарха Алексия II в нашей
истории. Трудно потому, что «лицом
к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». И через годы,
когда этот период нашей жизни округлится и станет более явным и видимым, как пейзаж, будет понятно
нашим потомкам, какими усилиями
духа и воли Святейший Патриарх
Московский и всея Руси вел этот наш
православный корабль.
ЦЕРКОВЬ НА ПУТИ
ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ
(патриаршество Алексия II)
7 июня 1990 года Патриарх Алексий
(в миру - Алексей Михайлович Ридигер)
становится Патриархом Московским и
Всея Руси. Интронизация пятнадцатого Предстоятеля Русской Православной
Церкви состоялась 10 июня 1990 года в
Богоявленском кафедральном соборе
г. Москвы. Святейший Патриарх взошел на Первосвятительский Престол в
условиях кризиса Советского государства. Для РПЦ важно было сохранить
единство в быстро менявшихся условиях, а также вернуть себе необходимый правовой статус. Была решена не
только эта задача, но и было расширено
влияние РПЦ на общество, возросло доверие к ней со стороны всех слоев населения. Решению этих важнейших задач
было посвящено все Первосвятительское служение Святейшего Патриарха
Алексия II. Шесть Архиерейских Соборов прошло в годы Предстоятельства
Патриарха Алексия II, соборно принимались важнейшие для внутрицерковной жизни решения, касающиеся церковной ситуации на Украине, раскола,
инициированного Синодом Русской
Православной Церкви за границей,
вмешательства Константинополя в церковную жизнь Эстонии. Христианское
понимание любви и справедливости,
верность Православию, точное соблюдение канонических установлений –
вот основа независимой, ясной и реалистичной политики, которую проводил
Патриарх Алексий II в области внешних
церковных связей. Патриарх выступал
со многими миротворческими инициативами в связи
с конфликтами на
Балканах, армяно-азербайджанским
противостоянием,
боевыми действиями в Молдавии,
событиями на Северном Кавказе, ситуацией на Ближнем Востоке, военной
операцией против Ирака и так далее.
Его Святейшество уделял большое внимание установлению в России новых
взаимоотношений между государством
и Церковью. При этом он убежденно
придерживался принципа разделения
между миссией Церкви и функциями
государства, невмешательства во внутренние дела друг друга. По просьбе
Святейшего Патриарха российскими
властями Рождество Христово было
объявлено выходным днем, и в 1991 г.,
впервые после 20-х гг., в этот праздник
граждане России не принуждались
к работе. Характерная черта Первосвятительского служения Патриарха
Алексия – многочисленные посещения
епархий, так с июня 1990 г. по декабрь
2001 г. Патриарх Алексий посетил 88
епархий РПЦ, освятил 168 храмов. Каждая поездка знаменовалась освящением новых храмов, встречами с местными властями и с простыми людьми. В
программу визитов входило посещение
вузов, школ, воинских частей, больниц,
домов престарелых, воскресных школ.
Но главным остается богослужение,
длящееся в поездках по 4-5 часов из-за
большого количества желающих принять Святое Причастие из рук Первосвятителя, получить его благословение... За время Патриаршего служения
нынешнего Предстоятеля Русской
Православной Церкви было образовано
большое число новых епархий - их уже
около 70 на территории нынешней Российской Федерации и более 120 - вместе
с ближним и дальним зарубежьем; возобновлена монашеская жизнь более чем
в 450 монастырях (в конце 1980-х годов
их было 19), открыто более 50 Духовных
учебных заведений. Большое внимание
Святейший Патриарх Алексий уделял
подготовке кадров священнослужителей для Русской Православной Церкви, религиозному образованию мирян
и духовно-нравственному воспитанию
юного поколения. С этой целью по
благословению Его Святейшества открываются Духовные семинарии, духовные училища, церковноприходские
школы; создаются структуры для развития религиозного образования и катехизации. Одно за другим следовали
события воистину промыслительные:
обретение мощей преподобного Серафима Саровского, торжественный перенос их в Дивеево, когда по предсказанию
святого среди лета
запели Пасху; обретение мощей святителя
Иоасафа Белгородского и возвращение их в
Белгород, обретение
мощей Святейшего
Патриарха Тихона и
торжественное перенесение их в Большой собор Донского монастыря, обретение в Троице-Сергиевой Лавре мощей святителя Московского Филарета
и преподобного Максима Грека, совсем
недавнее обретение нетленных мощей
преподобного Александра Свирского,
канонизация собора Новомучеников
российских и в том числе Царственных
мучеников, восстановление и начало
богослужений в Храме Христа Спасителя, возобновление регулярных богослужений в кремлевских храмах и соборе Василия Блаженного, освящение
восстановленного Казанского собора
на Красной площади, а также воздвижение храма на месте убиения Царской
семьи Эти чудесные обретения свидетельствуют о том, что начался новый,
удивительный период в жизни нашей
Церкви, свидетельствуют о благословении Божием на служение Патриарха
Алексия II.
ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II:
- Унывать никогда нельзя. Христианин должен быть оптимистом, с какими бы горестями и трудностями ему
ни приходилось сталкиваться. И этому
способствует келейная молитва.
- Патриарх в ответе за многочисленную паству Русской Православной
Церкви. Поэтому, когда радостные события происходят в церкви, то, естественно, это наполняет и мое сердце.
Но Господь посылает нам и испытания
для утверждения в вере.
- Нельзя отождествлять грех и грешника, потому что грех есть не сущность
человеческая, но лишь болезнь, недуг,
помрачение образа Божия, живущего
в каждом человеке, даже самом грешном. Будем и мы учиться любить грешника и ненавидеть грех.
- Все мы призваны созидать благо для
государства, в котором живем, должны
помнить о своих братьях и сестрах, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения
заповеди Божией о любви к ближнему.