| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
Слово на КрещениеО. Иоанн Кронштадтский И было в те дни, пришел Иисус из Какое смирение Богочеловека! Какое беспрекословное повиновение воле
Отца Небесного! Когда Иоанн Предтеча, зная величие Приходящего к его
крещению и свое ничтожество пред
Ним, не допускал Его креститься, Господь сказал ему: Оставь теперь; ибо
так надлежит нам исполнить всякую
правду (Мф. 3,15). Господь говорит эти
слова Предтече, как человек: Нам нужно исполнить всякую правду. Итак,
за нас и для нас Он исполнил всякую
правду - и нас учит точно исполнять
Божию правду; для нас принял крещение от Иоанна, чтобы, не имея Сам
нужды в крещении, нам показать
нужду в нем, освятить воды и навсегда дать им силу священия, чтобы дать
нам баню пакибытия и обновления
Духом Святым (Тит. 3, 5) и освятить
нас; чтобы в водах потопить человеческий грех и отворить нам небо, заключенное грехопадением Адама, и
низвести на землю Духа Святого, не
имевшего на земле главу приклонить
по причине крайнего оплотянения и
развращения рода человеческого; чтобы Адама очистить от скверны и возвести на небо оправданным. Церковь,
богословствуя в своих песнопениях о
таковых плодах Крещения Господня,
вещает: «Да исполниши всяческая
(небо и землю) Твоея славы, Тебе самого истощил еси даже до рабия образа;
ныне же длани раба (Предтечи) подклоняеши главу рабски, мое наздание
(грехи) благоутробно очищая и подая
новое возрождение. Когда ты явился
телом, освятилась земля, воды прияли благословение, небо просветилось;
род человеков горького мучительства
вражия избавися. Новотвориши земнородных нов Адам быв - Сам Создатель - огнем и Духом и водою совершая
странное возрождение и обновление
чудное, новотворя крещением богодельным без сокрушения; Духом Святым души животвориши, водою же
освящаеши тело сложное, исправляя
словесное животное - человека. Грядет Христос подать избавление всем
верным крещением: сим бо Адама очищает, падшего возвышает, низложившего мучителя (диавола) посрамляет,
небеса отверзает, Духа Божественного
низводит и причастие нетления дарует» (Минея, 4 и 5 декабря). Из этих
песненных вещаний святых отцов вы
можете усмотреть, какие чудные благодать и сила сообщаются нам через
Крещение Христово, а именно: очищение, освящение, обновление, примирение с Богом и усыновление Ему. Слава
Господу Иисусу, крестившемуся во
Иордане нашего ради спасения, и нам
даровавшему возрождение, пакибытие, сыноположение и живот вечный,
и разорившему прежнее средостение
вражды и проклятия и праведного отвержения от Бога. Будем стараться понимать и уяснять для себя эти дары Божии, чтобы пользоваться ими к своему
обновлению и спасению. Но я слышу
от толстовцев, пашковцев и штундистов и наших старых раскольников:
не надо ваше крещение, ваше миропомазание. Ваше причащение, не нужна
нам Церковь с ее таинствами и обрядами: мы без Церкви спасемся. На это
скажу всем им: Бог поругаем не бывает
(Гал. 6,7). Снова господь для вразумления дерзких вольнодумцев не придет,
снова креститься и распинаться для
них не будет и новой Церкви созидать
не будет, а придет судить всех живых
и мертвых (Деян. 10, 42). Ужасен будет
суд для противников и вольнодумцев.
Если мы, получив познание истины,
говорит апостол, - произвольно грешим, то не остается более жертвы за
грехи, но некое страшное ожидание
суда и ярость огня, готоваго пожрать
противников. Если отвергшийся закона Моисеева при двух или трех свидетелях без милосердия наказывается
смертию, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто
попирает Сына Божия, и не почитает за святыню Кровь Завета, которою
освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня
отмщение, Я воздам, говорит Господь.
И еще: Господь будет судить народ
Свой (Втор. 32,35-36). Страшно впасть
в руки Бога Живаго (Евр. 10,26-31). Эти
слова относятся как к раскольникам и
сектантам, так и ко всем именующимся православными христианами, но не
живущих по вере, не принимающих
таинств и живущих в не раскаянии. Но
что значит крестный ход на Иордан?
Это непростой, хотя великолепный обряд. Церковь не занимает никого и не
занимается праздными зрелищами -
она совершает святой воспоминательный обряд, вызываемой потребностью
самой природы, или естества стихий
- воды и воздуха, оскверняемых и растлеваемых непрестанно грехами человеческими и потребностью самих людей,
живущих в воздушном пространстве
на оскверняемой грехами земле и имеющих непрестанную нужду в здравой
воде. Вся природа и все стихии, повторяю, постоянно оскверняются человеческими грехами и лукавыми духами,
живущими в воздухе и производящими в нем всякие тлетворные веяния и
болезни. И потому является неотложная потребность церковного освящения и оздоровления этих зараженных
стихий - благо на это Церковь имеет от
Бога власть и силу. Не замечаете ли, что
что-то неладное творится в полуденном
мире, т.е. у нас на земле? То совершенная беззимица и идут дожди, когда им
не надо быть, или расстилаются вредные туманы, или выпадает глубокий
снег, становится, по-видимому, зима, и
вдруг начинается южное веяние и растопляется весь снег. То и дело смена
явлений в природе, неподходящая ко
времени года. А отсюда сколько острых
болезней, сколько умирающих внезапно или очень скоро? Слабые телесные
или даже и сильные организмы падают часто в борьбе с таким вредным
непостоянством в природе. Конечно,
она изображает наше непостоянство,
нашу неверность Богу, наше шатание
житейское и наказывает нас за то.
Гряди же, гряди, Церковь Божия, святая и освящающая всех и все на воды,
и освяти их вместе с воздухом данной
тебе от Бога благодатью и очисти и
оздрави их; даруй нам в окроплении
и питии освященной воды очищение
и освящение нам и жилищам нашим
и здравии душам и телам нашим.
Всеблагий и всемощный Освятитель
и Создатель мира, Душе Святый, от
Отца исходяй и в Сыне почиваяй, всех
нас очисти, освяти, просвети, уврачуй, укрепи, обнови и утешь чудным,
живоносным, святым и пресладким
Твоим осенением. Аминь.
Наверх | |||||||||||||||