ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало




Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Музыка и религия испокон веков были рядом

Интервью с директором Тюменской филармонии М.М. Бирманом

Михаил Михайлович Бирман – выпускник Свердловского музыкального училища и Уральской консерватории им. М.П. Мусоргского по классу фортепиано. С 1974 года – солист, затем художественный руководитель, а с 1996 года - генеральный директор Тюменской филармонии. Под его руководством филармония стала лауреатом конкурса «Окно в Россию» в номинации «Лучшая филармония года».

- Михаил Михайлович, что вы можете рассказать об истории создания Тюменской областной государственной филармонии?

- История создания Тюменской областной государственной филармонии связана с возникновением Концертно-Эстрадного Бюро в 1944 г., а в 1958 году на его основе была создана Тюменская областная государственная филармония, которая обладала уже собственным творческим потенциалом, творческими силами.

- Какие задачи стоят перед Тюменской филармонией?

- Перед Тюменской филармонией стоит много задач, но, если выделить главное – это открыть доступ всем жителям Западно-Сибирского региона к великим творениям музыкального искусства. Чтобы жители Тюменской области не чувствовали себя оторванными от культурной жизни страны, не чувствовали себя провинциалами.

- С какими коллективами, отдельными исполнителями активно сотрудничает Тюменская филармония?

- Если говорить о коллективах, с которыми сотрудничает филармония – это все Российские концертные организации и многие зарубежные агентства. Среди зарубежных артистов и коллективов – это звезды мирового уровня, например, великий испанский тенор Хосе Каррерас, Венский камерный оркестр Иоганна Штрауса, Итальянский камерный оркестр «Виртуозы Рима». Осенью 2008 года прошли гастроли камерного оркестра оперного театра Ла-Скала в Милане.

Если говорить о Российских коллективах, в жанре академической музыки – это оркестры под управлением великих дирижёров – государственный симфонический оркестр «Новая Россия» (дирижёр Юрий Башмет), государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова (дирижёр Марк Горенштейн), Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского (дирижёр Владимир Федосеев) и другие. Фактически это все симфонические оркестры.

В рамках фестиваля Алябьевская осень будет представлен ансамбль духовых инструментов, Сибирский Брасс-квинтет – новый творческий коллектив. Задачей фестиваля является не только знакомство с новым репертуаром хорошо известных, прославленных исполнителей, коллективов, но и популяризация новых музыкальных направлений, знакомство с молодыми исполнителями – лауреатами крупных конкурсов, например, имени П.И. Чайковского.

- Какие проекты воплощались в деятельности филармонии?

- В деятельности Тюменской филармонии можно отметить четыре крупных проекта. Начало открытия филармонического сезона – это фестиваль «Алябьевская осень». В этом году фестиваль состоялся в двадцать второй раз. Это самый «древний» проект Филармонии, который имеет Всероссийский масштаб.

Зимой филармония проводит Рождественский фестиваль с 7 по 9 января. Данный проект реализован совместно с Тобольско-Тюменской епархией во главе с Высокопреосвященнейшим Архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием. Фестиваль включает музыкальную программу филармонии в формате общечеловеческие и христианские ценности и концертную программу православных епархиальных творческих коллективов.

Фестиваль неизменно вызывает широкий зрительский интерес, потому что сопровождается серьёзной и продуманной творческой программой. Так, например, в 2008 году на сцене концертного зала Тюменской филармонии впервые звучал Реквием Моцарта. Открою секрет, в рамках Рождественского фестиваля 2009 года будет впервые звучать Реквием Верди в исполнении солистов Мариинского театра.

Далее следует фестиваль, который состоялся в 2008 году уже в 3-й раз «Музыкальное лето в Тобольском Кремле». В этом году на территории древнего Тобольского Кремля выступали ведущие артисты Мариинского театра г. Санкт-Петербурга. После завершения программы фестиваля зрители высказывали самые глубокие и восторженные впечатления. Один из отзывов звучал: «всё это время с нами были небо, Бог и музыка».

Наконец, четвёртый проект – это международный джазовый фестиваль, который состоится в концертном зале Тюменской филармонии уже в восьмой раз. Артистическим директором джазового фестиваля является Даниил Крамер. Джазовый Фестиваль ежегодно проходит с неизменным успехом и вызывает всё большее число слушателей.

В ближайшее время мы планируем запустить пятый музыкальный проект – это конкурс оперных певцов Ю.А. Гуляева.

- Участвует ли коллектив филармонии в культурных общероссийских, областных, городских проектах? Участвует ли в создании и деятельности музыкальных, певческих творческих коллективов?

- Творческие коллективы филармонии активно работают в реализации областных культурных программ: «Дни города», проведении областных фестивалей, праздников, концертов и т.д. Творческие коллективы филармонии участвуют во всех областных мероприятиях.

В настоящее время ведётся большая многоуровневая работа по созда нию Большого симфонического оркестра Тюменской государственной филармонии. Данный проект сейчас находится на рассмотрении в Правительстве Тюменской области.

- Ваш взгляд на школьное и профессиональное среднее и высшее образование в аспекте развития культуры и творческих, музыкальных способностей детей, молодёжи?

- Считаю, что в системе Российского школьного, профессионально- го среднего и высшего образования общекультурная программа развития детей и молодёжи свёрнута. На мой взгляд, необходимо активно развивать гуманитарный образовательный блок, который должен включать культурологические аспекты, в частности, музыкальное образование. Музыкальное развитие личности должно начинаться с детского возраста. Задача школы – это, прежде всего, воспитание души и формирование нравственности подрастающего гражданина. Музыкальное образование в школьной программе призвано помочь воспитанию достойного, доброго, духовно развитого члена общества.

Работа музыкальной школы не должна сводиться к досуговому учреждению с тем, чтобы чем-то занять ребёнка-школьника. То, что после окончания музыкальной школы дети в лучшем случае забывают о музыкальном инструменте и нотной грамоте, а в худшем случае испытывают неприязнь к музыкальному искусству, является грубым дефектом, социальным браком в работе музыкальных школ.

- Есть ли сегодня музыкальные, исполнительские, танцевальные художественные коллективы в Тюмени, отдельные талантливые личности?

- Россия всегда была богата творчески одарёнными людьми, талантами. За долгие годы работы в Тюменской филармонии созданы свои творческие коллективы, которые получили признание и широкую известность. Это Хоровая капелла, которая включает 60 человек, камерный оркестр «Камерата Сибири» под управлением Антона Георгиевича Шароева, «Сибирский брасс-квинтет», Ансамбль Народных танцев, дуэт «Лад» и другие.

- Ваше мнение о музыке как духовной составляющей человеческой природы? Почему человеку нужна музыка? Что даёт человеку общение с музыкой и влияние музыки на его развитие, психологическое состояние?

- Музыка из всех видов искусств – самая абстрактная и как «язык чувств» непосредственно влияет на душу и потом уже на разум человека. Часто, слушая классическую музыку, отчётливо сознаёшь, композитор не мог сотворить такую музыку сам, не мог найти её в себе, он мог только её услышать.

Музыка и религия испокон веков были рядом, являлись живым источником духовной жизни. Только представьте, не было бы религии и человечество не узнало бы библейской культуры. Ведь библейские сюжеты неизменно вдохновляли и пробуждали творческое воображение художников, скульпторов, композиторов, музыкантов, поэтов, писателей. Трудно сказать, кто из великих подвижников искусства в своём творчестве не соприкоснулся с библейской историей. Это неизменный кладезь, сокровищница мирового искусства.

С другой стороны, вся мировая религия вобрала в себя, в свои обряды традиции музыкального искусства. Например, католический собор не мыслим без органной музыки. Наша православная религия вся соткана из музыки. Многие тексты служб читаются нараспев, сам славянский служебный язык – это звучание музыки в слове. Православные службы необыкновенно музыкальны. Недаром православная музыка – это огромный пласт мировой и отечественной культуры. Природа музыки и религии, религиозного чувства едины – это духовность. И музыка в иерархии искусств стоит на первом месте по пробуждению духовности и влиянию на духовную составляющую человеческой природы.

- Речь идёт вообще о любой музыке? Каковы особенности влияния классической, духовной, современной музыки?

- Конечно, всё, о чём я говорю, касается исключительно академического музыкального искусства. Классическая музыка способна раскрыть в человеке лучшие качества, пробудить самые светлые и добрые чувства. Классическая – значит, отобранная веками, лучшее, что создано человеком. Классическая музыка гармонизирует, лечит человека, освобождает душу человека от злобы, тяжести. Это подтверждают результаты экспериментов. Мы знаем, что вода, как и вся природа, состоит из молекул. После исполнения классической музыки и особенно религиозной, молекулы воды приобретали необыкновенно красивый вид. После исполнения современных ритмов, в частности, тяжёлого рока, молекулы воды приобретали страшные мрачные, неправильные формы, состоящие из игл, углов, чудовищных, непонятных изображений. Представьте, если человек на 80% состоит из воды и на 100% состоит из молекул, значит, они также реагируют на то, что мы слушаем и впитываем в себя духовно.

Администрация филармонии, хорошо осознавая это и понимая, какое влияние оказывают современные коммерческие проекты и рок–ритмы на умы и сердца слушателей, минимизировала число эстрадных концертов и не предоставляет концертный зал для проведения рок–концертов и рок–фестивалей.

- Сейчас большое развитие получила православная музыка? Как, на ваш взгляд, нужно профессионально развивать музыкальное православное искусство, православное пение?

- Безусловно, радует, что возрождаются лучшие традиции православного пения. Свидетельством этому являются такие православные коллективы, как хор «Благовест», хор Московской Патриархии и многие другие.

В период проведения Рождественского фестиваля мы знакомим православных слушателей и любителей музыки с творческими взрослыми и детскими коллективами Тобольско-Тюменской епархии, но для дальнейшего музыкального развития православных коллективов необходим доступ к тем культурным достижениям, которые имеются в Российском и общемировом православном музыкальном искусстве.

Проведение фестиваля православной музыки, безусловно, послужило бы мощным зарядом к развитию певческого православного музыкального искусства и способствовало бы духовному обогащению жителей Тюменской области. Пользуясь случаем, предлагаю осуществить новый, третий по счёту, совместный проект в рамках расширения культурных связей с Тобольско-Тюменской епархией.

Интервью подготовила
Чернецова Л.Ф.

Тюменской Областной Государственной Филармо- нии в 2008 году исполнилось 50 лет



Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.