ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало




Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Библия – это книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, написанные пророками и апостолами – людьми, просвещенными Духом Святым.

Библия – слово греческое, значащее «книги», и как свидетельст вуют св апостолы ( 2 Пет.1,21), вдохновителем этих книг является сам Бог, поэтому их называют боговдохновенными, т.е. написанными по внушению и при содействии Духа Божия.

Святой апостол Павел в Послании к Тимофею пишет: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим.,3,16,17).

Это Божие откровение людям, данное для того, чтобы человек мог избавиться от власти греха и достигнуть духовного совершенства, найти путь ко спасению, чтоб человек мог жить жизнью в Боге,- жизнью вечной и радостной, в любви ко Творцу и друг к другу, ко всем Богом сотворенным существам.

Библия дает нам понимание смысла бытия, земной жизни человечества и говорит о конечной цели – жизни с Богом, указывает праведный путь, путь следования Христу и Его заповедям.

Библейские повествования охватывают все бытие: они начинаются сотворением материи, неба и земли,растений и животных,человека и завершаются воссозданием и провозвещением Новых небес и Новой Земли.

Ветхий и Новый Завет – это древние и новые заповеди Божии, обязательные для исполнения человеком.Это и обетования Божии, что человеку надлежит быть избавленным от власти греха и достичь спасения.Эта победа, это искупление от власти греха были совершены Божественным Спасителем,Единородным Сыном Божиим Господом Иисусом Христом.

Святитель Тихон Задонский отмечает, что Слово Божие необходимо слушать и читать потому, что оно веру нашу укрепляет, надежду утверждает, любовь к Богу и ближнему созидает и укрепляет, в печалях и скорбях утешает, грешников к покаянию обращает.

За богослужениями совершаются чтения из книг Ветхого Завета – «паремии». Значительную часть богослужений составляют вдохновенные песнопения и молитвы книги Псалмов. За каждой Божественной литургией верующие слышат чтения из апостольских посланий, книги Деяний апостолов, из Евангелия.

Святитель Феофан Затворник пишет: «Слово Божие неумолчно слышится в храмах, на всяком богослужении и вне храмов, во всяком чине церковном, оно – в пениях и песнях церковных; оно – в проповедях отеческих…»

Библия – документ абсолютной совершенной правды.В ней нет ни одного слова, которое не соответствовало бы совершенной Божественной правде. Святоотеческая литература, вся подлинно церковная письменность и проповедь являются продолжением и развитием Библии, свидетельствами жизни того же Духа Святого, Животворящего, Который глаголал отцем во пророцех и глаголет и будет глаголать до конца веков в Святой Христовой Церкви.

Чем больше христианин будет жить Библией, тем более она сама будет заставлять себя продолжать: продумывать, прочувствовать, стремиться воплощать и развивать все, что в ней заложено.

Продумыванием, прочувствованием, воплощением и развитием священного Божиего Закона является жизнь всех святых Христовой Церкви.

Никогда не может христианин ни в чем, ни в малом, ни в большом «войти в противоречие с Библией» счесть хотя бы одно ее слово «устарелым», потерявшим силу.»Небо и земля мимо идут, но словеса Божии не мимо идут» (Мф.,24,35)

«Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из Закона пропадет»(Лк.,16,17)

Библия есть голос Духа Святого, но Божественный голос звучал через человеческих посредников и человеческими средствами.

Писалась она многими людьми в течение длительного периода на нескольких языках в разных странах.Разделение на Ветхий и Новый Завет подразумевает историю прихода Спасителя и Его Учение о спасении: Новый Завет – совершение и полнота всей Божественной Правды; в Ветхом Завете – история человечества до прихода Спасителя.

Человеческая природа искривлена грехом, вошедшим в нее падением прародителей и возросшим в дальнейших поколениях бесчисленными личными согрешениями людей.

Для того, чтобы подготовить испорченное грехом человечество к принятию Сына Божия и Его Божественного Закона, нужен был подготовительный этап – он описан в Ветхом Завете.

Первоначально Богом пророку Моисею были даны первые пять книг Ветхого Завета – Пятикнижие, т.н. Тора, т.е. Закон. Эти Книги – Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Они называются законоположительными.

В течение многих веков Пятикнижие (Тора) являлось Священным Писанием, Словом Божиим для Ветхозаветной Церкви.

Продолжают эти первые пять книг Книга Иисуса Навина, Книга Судей, книги Царств, Паралипоменон(Летописи), книги Ездры и Неемии, книги Руфь,Эсфирь, Иудифь, Товит.Книги Маккавейские заканчивают повествование о истории Израиля и доводят ее до порога цели, до порога пришествия Христова.Так является следующий за Законом(Торой) второй отдел Священного Писания, называемый историческими книгами.

Третий отдел книг Ветхого Завета называют учительными (Кетубим): книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломоновы, Экклезиаст, Песнь песней, Премудрость Соломонова, Премудрость Иисуса,сына Сирахова. Это поучения, молитвы, псалмы.

Творения святых пророков, действовавших среди еврейского народа по Божиему велению, составили четвертый отдел священных книг – книги пророческие (Небиим) – книга пророка Исаии, пророка Иеремии, Плач Иеремии, Послание Иеремии, книга Пророка Варуха, книга пророка Иезекииля, книга пророка Даниила и 12 малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы,Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии,и Малахии.

Такое деление Ветхого Завета на книги законодательные, исторические, учительные и пророческие было применено и к Новому Завету, где законодательными являются четыре Евангелия – Матфея, Марка, Луки и Иоанна; исторической книгой – Деяния апостолов, учительными книгами – Послания св.апостолов и пророческой книгой – Откровение св. Иоанна Богослова.

Всего в Библии книг Ветхого Завета 50, книг Нового Завета - 27.

Кроме того, книги Библии называются «каноническими» в отличие от «неканонических» и «апокрифических».

Название «Священный канон» или «Библейский канон» при лагается к собранию святых книг, признанных церковью боговдохновенными, наставляющими в правой вере и добродетельной жизни. С этой целью Святое Писание должны читать все без исключения, но необходимо заботиться о том, чтобы малоопытные в понимании не оставлялись при этом без руководства. Святитель Игнатий Брянчанинов подчеркивает:

«Нужно положить себе за правило изучение и исполнение евангельских заповедей».

О переводах Библии

Книги Священного Писания написаны были на языке того народа, которому вверены были первоначально словеса Божии, поэтому большинство книг Ветхого Завета были написаны на еврейском языке и затем писались на греческом, поскольку многие в те времена жили в греческих колониях.За 290 лет до Рождества Христова был сделан перевод Ветхого Завета на греческий язык в царствование Птоломея Филадельфа в Александрии, известный как «Септуагинта», этот перевод был сделан 72 переводчиками на острове Фарос.Также он называется «Фаросский перевод» или «перевод 70 толковников».Правиль ность перевода подтверждают Кумранские рукописи – свитки с текстом Священного Писания 3-4 века до Рождества Христова, найденные в 1946 г.

В числе 72 переводчиков был старец Симеон.Когда он решил перевести одно из слов не так, как было записано в оригинале,явился Ангел Господень, удержал его руку, посягнувшую на священные слова, и сказал, что усомнившийся будет жить до тех пор и не умрет, пока не увидит «имеющего родиться от Девы Христа Господня» своими глазами (Лк.2,25-26).

Симеон уверовал и жил еще несколько столетий, пока не увидел воочию исполнение пророчества и не принял на свои руки Богомладенца со словами «Ныне отпущаеши раба своего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» (Лк.2,29).

В настоящее время Библия переведена на все языки всех стран мира.Всех переводов Библии насчитывают более 200.Евангелия переведены более чем на 350 языков.Библия и Евангелие выходит громадными тиражами практически во всех странах мира.Это самая издающаяся в мире книга. Ее называют Книгой книг.

Существует множество вариантов переводов Библии.

Так, например, в 5 веке был выполнен перевод Священного Писания на латинский язык св.блаженным Иеронимом Стридонским, известный под названием «Вульгата». Им широко пользуются в Западной Европе, начиная со средних веков по сегодняшний день, с названием «Новая Вульгата», с небольшими уточнениями, сделанными современными учеными в 1983 г.

В 1450 г. Иоганн Гутенберг в г.Майнце в Германии, изобретатель книгопечатания, выпустил первую 42-строчную печатную Библию.

На славянский язык книги Священного Писания были переведены св. равноапостольными Кириллом и Мефодием, просветителями славянских народов, в 865-875 г., после принятия славянами христианской веры. Славянский перевод Св.Писания является копией точного перевода 70-ти толковников и сохраняет ту же пророческую богодухновенность. В этом славянском переводе

Библия в Х веке перешла от южных славян к нашим предкам и доныне употребляется в церковном богослужении.До нашего времени от их перевода дошли только те части, которые заключаются в богослужебных чтениях – паремиях.Полной же Библии перевода св.братьев до нас не дошло ни одной.

В 15 столетии появился полный славянский перевод Библии, выполненный по благословению новгородского архиепископа Геннадия.Эта Библия носит название Геннадиевской.

В 1564 г. диакон Иван Федоров выпустил первую печатную книгу «Апостол», по указу Ивана Грозного.

Первое печатное издание полной Библии появилось в 1581 г. трудами благочестивого князя Константина Константиновича Острожского и известно под названием Острожской Библии.

Первое московское издание Библии, известное под именем «Первопечатной Библии» было сделано при царе Алексее Михайловиче.

По указу императора Петра Великого от 1712 г. было начато новое исправление и сверка текстов Библии, продолжавшееся до 1756 г. Текст этой Библии на церковнославянском языке, получивший название Елизаветинской, без изменений употребляется и в настоящее время.

На русский язык перевод Библии был выполнен в 1876 году преподавателями духовных академий, так называемый Синодальный перевод. Он употребляется и сегодня. Особенно много трудов по переводу принял на себя св. Филарет, митрополит Московский.

Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Раскрывая для чтения Священное Писание, вспомни, что оно решает твою вечную участь.По нему мы будем судимы».

Как правильно читать Священное Писание?

Священное Писание есть такое сокровище для человека, из которого он может почерпать и свет, и жизнь: свет, который может просветить и умудрить всякого человека, и жизнь, которая может оживить, утешить и усладить всякого человека.

Чтение Священного Писания – великая защита от греха, это духовная пища для души.Чтение Евангелия дает человеку спасительное зрение грехов своих и путей спасения.

Святитель Тихон Задонский знал на память Евангелие и Псалтирь.

Святое Евангелие неисчерпаемо, всегда ново для назидания, потомучто его начертала не рука человеческая, а Дух Святой, Который руководил и управлял этой рукой.

Чтение Псалтири укрощает страсти, чтение Евангелия попаляет сорняки грехов наших.

Велика сила Божественного писания, велико богатство мыслей, сокрытых в словах его.Ибо таково свойство Писания: в немногих словах его можно найти великое множество мыслей.

Любите слушать и читать слово Божие,жития и поучения святых – в них найдете правила и примеры святой угодной Господу жизни.Чтение Слова Божия есть беседа с Богом.Любовь к Богу рождается от беседы с Ним.

«Слово Христово да вселяется в вас со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, с благодарением воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол.3,16).

Татьяна Пирожникова,
г. Тюмень



Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.