| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
Отражение троичности Бога в материальном миреБог есть Творец мира. Это фундаментальный догмат (вероучительная истина) не только христианства, но и других монотеистических религий. Но что Бог еще и Троица – это догмат сугубо христианский, потому что он был открыт людям только с приходом Христа. Термин «троица» не христианского, а языческого происхождения. Несмотря на это, он, как и многие понятия (например, бытие, ипостась, личность, сущность и другие), будучи взят из древнегреческой философии и переработан святыми отцами, получил христианское осмысление. Но если Бог – Творец мира, и Его существенные свойства – одновременно и Троичность и Единосущие (равенство Лиц Святой Троицы по Божеству), то не отражены ли эти свойства в окружающем материальном мире, как характер художника в его картине? Изучением материального мира занимается наука, поэтому обратимся к ней. Над научным осмыслением тайны Св. Троицы трудились многие ученые с мировым именем. Один из них – академик Б. Раушенбах, известный физик-теоретик, изобретатель космических аппаратов, впоследствии увлекшийся изучением философии иконы и богословием. Размышляя над догматом Святой Троицы, он сформулировал восемь Ее свойств, разделив их на два класса: логические (триединство, единосущность, нераздельность, соприсносущность (три Ипостаси существуют совместно и всегда), специфичность (неповторимость), взаимодействие) и нелогические (святость и живоначальность). Академик также задался целью найти такую математическую модель, которая обладала бы вышеназванными логическими свойствами Троицы. С точки зрения Раушенбаха, такой моделью является вектор в трехмерном пространстве: он имеет три компонента, и в то же время он один, и каждая из проекций его на одну из осей является вектором. Однако у этой модели есть, по крайней мере, два недостатка: его теоретичность (отсутствие аналогов в природе) и трехмерность (поскольку пространство теоретически может быть N-мерным, то есть иметь больше 3-х пространственных координат). Поэтому другой ученый, друг Раушенбаха физик-теоретик Ю.С. Владимиров, отвергнув векторную модель как несовершенную, предложил другую научную теорию, отраженную в реальном мире (элементарных частиц) и отвечающую свойствам Троицы, сформулированным Раушенбахом. «Размышляя об основах нашего мироздания, – говорит Владимров, – я пришёл к выводу, что… в мире [атомов] первичны «отношения» или «процессы»... Есть начало [процесса], конец и переходы между начальными и конечными состояниями микросистем, которые описываются амплитудами вероятностей перехода… Уже здесь мы видим аналог Троицы – два состояния и отношение между ними». Для описания процессов, происходящих в микромире, Владимиров обращается к бинарной геометрии. В отличие от обычной геометрии, бинарная геометрия основана на двух множествах точек, каждая из которых являет собой единство и противоположность. В микромире в качестве таких элементов выступают два типа электрически заряженных частиц, образующих атомы (электроны и ядра). «Бинарное множество, находясь в «предвечном» взаимоотношении, являет собой… все шесть логических свойств аналога Троицы, о которых говорил Раушенбах. Точно так же в физическом мире процессы имеют три составляющие (три стороны единого): начальное состояние, конечное и то, что связывает их. При этом проявляется их единосущность: в каждом из состояний можно видеть отражение всего в целом – тут действует как бы принцип фрактальности, самоподобия, которое очевидным образом распространено в нашей природе… (см. рис. 1) Ну и, конечно, в физическом мире все строится на взаимодействии – это лежит в основе квантовых переходов». Таким образом, в самой основе мира – мире элементарных частиц – уже заложено подобие бытия образа Троицы. Об этом подобии, запечатленном в сущности всех вещей и явлений, было открыто святым отцам еще задолго до открытия наукой квантовых взаимодействий: «Созерцание находит в мире отражение тайны Троичности путем анализа общих проявляющихся в нем принципов (бытия, движения и различия)… В каждом отдельном бытии различаем сущность и качество (в чувственном бытии – материю и форму), с одной стороны, и связующий их в особое бытие формирующий принцип – ????? – с другой. Этими основными свойствами, характеризующими каждый акт творческой энергии… дается представление и об образе бытия Творческой Премудрости, Высочайшего Логоса [Сына], существенно сущего в Бытийности [Отце] и имеющего существенно сущую в себе Жизнь [Святой Дух]. Познавая так Логоса, мысль схватывает в мире лучи Троичности и в премысленной Единице Божества… созерцает Св. Троицу (?????, ?????)». Есть ли другие научные данные, подтверждающие троичность, заложенною Богом в творении? Физика говорит нам о том, что самые фундаментальные категории материального мира троичны. Вселенная состоит из трех категорий, неотделимых друг от друга: пространства, времени и материи. Пространство трехмерно: каждое тело можно разложить на три проекции, каждая из которых будет изображением именно этого единственного конкретного тела. Время разделяется на прошедшее, настоящее и будущее. Их невозможно ни разделить, ни слить в одно. Материя существует в трех формах: твердом, жидком и газообразном. Из смешения трех основных цветов – красного, синего и зеленого – происходит все бесконечное разнообразие красок в нашем мире. «Материя также имеет три атрибута – вещество, энергию, информацию. Они не существуют по отдельности, но также не привязаны к конкретному носителю. Это позволяет говорить об их самостоятельном существовании». Известный ученый-физик Шредингер открыл дуализм элементарных частиц. «Однако если рассмотреть глубже природу того же электрона, то мы увидим не дуализм, а тринитаризм. Пока электрон движется, его обнаружить невозможно, и мы не знаем – он волна или частица. Если мы его обнаружим (т.е. остановим), мы все про него узнаем, но электрон перестанет существовать – превратится в чистую информацию. В этом проявление триединства элементарных частиц: частица (материя), волна (энергия), информация». Биология на основании изучения процесса оплодотворения – слияния двух разнополых живых клеток и рождения от них новой живой клетки – дает представление о круговороте Жизни в Недрах Св. Троицы. Само рождение (появление нового живого существа от другого посредством третьего) таинственно прообразует взаимоотношения между Лицами Св. Троицы. Высшей степени это уподобление достигает в рождении человека, где два существа единые по природе (человек) и различные по ипостаси (мужчина и женщина) дают жизнь новому существу, единому им по природе, но отличающемуся от них по ипостаси (ребенок). Хотя это сравнение очень сильно условно, и не отражает в полноте тайну Рождения Сына и Исхождения Святаго Духа. Православная антропология также предполагает наличие в человеке трех составляющих: духа, души и тела, а душа в свою очередь имеет три силы: ум, воля и чувство. Последнее непосредственно показывает образ и подобие Божие в человеке и является самым сильным свидетельством о Боге-Троице. Проявления Троичности Создателя можно найти и с помощью изучения других естественных наук – химии, биологии, астрономии. * * *Конечно, изучая законы материального мира, невозможно постичь сущность Бога – Существа Духовного. Мы можем видеть только Его проявление в мире. Поэтому познание Бога с помощью естественных наук есть частичное и несовершенное, так же как статуя или портрет человека не дают полного представления о его личности. Личность человека познается через общение с ним, так же и Бога можно познать через личное общение с Ним. А это уже область не науки, а религии.
Махонин Сергей, Наверх | |||||||||||||||