ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало




Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин)

27 января 2021 года исполнилось шестьдесят лет со дня кончины преподобноисповедника Иоанна (Кевролетина).

Когда в 1961 году иеросхимонах Иоанн мирно отошел ко Господу, его похоронили на верхотурском городском кладбище. Летом 1993 г. честные останки отца Иоанна были перенесены в Верхотурский Свято-Николаевский монастырь и погребены около монастырского Преображенского храма. В августе 2000 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых в сонме новомучеников и исповедников Российских. В августе 2020 года состоялось обретение мощей. В настоящий момент мощи почивают в Крестовоздвиженском соборе Свято-Николаевского Верхотурского монастыря. Между тем, читателям будет интересно узнать, что иеросхимонах Иоанн (в миру Иван Афанасьевич Кевролетин) родился 23 мая 1875 г. в деревне Кулаково Троицкой волости Тюменского уезда Тобольской губернии. Троицкая волость – это значит, что д. Кулаково находилась под окормлением священников Свято-Троицкого храма, а такой, как мы знаем, был в с. Луговом.

В зажиточной крестьянской семье Афанасия Кевролетина росло трое детей; Иоанн был старшим, его младшего брата звали Павлом, а сестру – Дарьей. В деревне Кулаково в те годы церкви не было. Ближайшая церковь находилась в селе Луговом. В Государственном архиве Тюменской области сохранились метрические книги разных церквей. Одна из них содержит сведения по Троицкой церкви Тюменского уезда о родившихся, о бракосочетавшихся, об умерших (д. Гусельникова, Кулакова, с. Луговское, д. Решетникова, Фуфаева). Том 3, даты: 01.01.1860-31.12.1884 – записи о рождении/крещении младенца Иоанна Кевролетина обнаружить не удалось. Объяснений может быть несколько. Надо сказать, что в Кулаково жило много старообрядцев, которые не регистрировали своих детей в церковных метрических книгах, но нет сведений о том, что родители Иоанна могли бы быть из старообрядцев. Также стоит отметить, что некие Кевролетины входили в приход тюменской Вознесенско-Георгиевской церкви, но являются ли они родственниками тем, что жили в Кулаково, – также неизвестно. Возможно ли, что родители Иоанна сами – разбогатевшие крестьяне – переехали со временем в Тюмень? Также вероятно. В некоторых источниках они даже называются уже не крестьянами, а мещанами.

Однако ведомости о монашествующих во всех обителях велись исправно, житие святого содержит факты и выверенные воспоминания его духовных чад, что относится, конечно, к дате и месту рождения преподобного. Образование Иоанн получил домашнее в деревне Кулаково. В 1893-1894 годах служил в Тюмени матросом на барже, сплавлявшей груз по Туре и Иртышу. Но земные заботы не привлекали сердце юноши – Иван желал уйти в монастырь. Вся его подвижническая жизни прошла на Урале, а три года мучительной ссылки – в Нарымском крае (Томская обл.).

В 1894 году поступил послушником в глухую Кыртомскую пустынь Ирбитского уезда Пермской губернии. Шесть лет, подвизаяся в Крестовоздвиженском монастыре, нес послушание по выделке кож. Все это время он находился в послушании у старца Адриана, основателя пустыни, начинавшего свой монашеский путь на Афоне. После смерти отца Адриана молодой послушник отправился в Верхотурский монастырь, где подвизались иноки, приехавшие из Валаамского монастыря, среди них был и настоятель монастыря игумен Арефа. В Верхотурском монастыре Ивану Афанасьевичу дали послушание маляра и плотника.

20 декабря 1907 г. послушник Иван Кевролетин был пострижен в монашество с именем Игнатий, в день памяти священномученика Игнатия Богоносца. В 1909 году отец Игнатий стал иеродиаконом, а еще через 4 года – иеромонахом. Еще до закрытия монастыря его часто посылали служить в разные храмы, где не было на тот момент священника. С апреля 1914 года служил экономом архиерейской заимки в селе Большой Исток, в 1915 году – вновь в монастыре. В феврале 1915 года был командирован для исполнения пастырских обязанностей в приходы и монастыри Екатеринбургской епархии. С 1919 года до первого ареста в 1925 году служил в церквах села Сербишна, завода Касли, поселка Верх-Исетского завода, на заимке Исток Екатеринбургского уезда Пермской губернии. В 1924 году вернулся в Верхотурский монастырь и служил до закрытия монастыря в 1925 году в одном из монастырских храмов.

Впервые был арестован в 1925 году и заключен в тюрьму ОГПУ, где провел около месяца. С 1925 по 1932 годы снова переходил из храма в храм по районам Среднего Урала: в селе Дымково, в заводе Николо-Павдинск, городе Ирбите, в поселке Карабашский завод, в городе Далматово, в селе Кислово, в поселке Туринские рудники, в селе Федоровка, в Верхотурье, в Туринске, в селе Сербишна.

В 1931 году ОГПУ поставило своей целью уничтожение всех монашеских общин на Урале. В начале 1932 года по делу только братии Верхотурского монастыря было арестовано сто сорок человек, и среди них отец Игнатий. Он был арестован 28 марта 1932 года. На вопрос следователя, состоял ли иеромонах Игнатий в контрреволюционной организации, он ответил: «Я действительно состоял членом монашеской организации, которая после закрытия Верхотурского монастыря в 1925 году продолжала существовать непосредственно под руководством архимандрита Ксенофонта (Медведева). К последнему я ездил летом 1930 года за получением совета, как к настоятелю. Признаю, что действительно, как монашествующий, по своим взглядам и убеждениям был противником, диаметрально противоположен установкам и мероприятиям советской власти, иначе не могло быть. Если разделять полностью взгляды советской власти, значит нужно перестать быть монахом; быть монахом – значит быть врагом советской власти и партии. Для меня монашество было важнее советской власти, и я, естественно, был и являюсь врагом последней, но контрреволюционной работы не проводил…». Когда следователь спросил, не хочет ли он раскаяться перед советской властью, отец Игнатий ответил: «На поставленный мне вопрос, хочу ли я раскаяться перед советской властью, показываю, что я раскаиваться перед советской властью не хочу и не буду».

7 сентября 1932 года иеромонах Игнатий вместе с группой священнослужителей и монахов был отправлен этапом в Нарымский край, где часть пути им пришлось пройти пешком. В ссылке отец Игнатий заболел цингой, от которой ему помогла вылечиться его духовная дочь, приехавшая ухаживать за ним и привезшая со своей пасеки мед.

После ссылки отцу Игнатию не разрешалось жить в больших городах, но в Верхотурье он мог беспрепятственно возвратиться. Жители города с удивлением стали встречать на улицах человека с какой-то необычайной внешностью и поведением. Лицо у него было интеллигентное, доброе, взгляд острый, а одежда и поступки смешные. Так и казался он посторонним то ли чудаком, то ли полубезумным, и это давало отцу Игнатию возможность продолжать пастырское служение. Жил он на окраине, в маленьком домике, похожем скорее на землянку – сыром и холодном.

Почитатели отца Игнатия на собранные деньги купили дом, и старец поселился недалеко от монастыря. Он принимал духовных чад и сам часто ездил в те места, где ранее служил, чтобы встречаться с верующими и совершать церковные таинства. Несмотря на возраст, перенесенные страдания и болезни, отец Игнатий по-прежнему отличался веселым нравом и смекалкой.

Снова ездил отец Игнатий по населенным пунктам Свердловской области, оставаясь ночевать у православных людей, скрываясь от нежелательных встреч, чтобы избежать ареста. Крестить, венчать, исповедовать он отправлялся обычно ночью, переодевшись, чтобы в нем не узнали священника. Известно множество случаев прозорливости отца Игнатия и помощи по его святым молитвам. Сам же он терпел болезни, стараясь о них не рассказывать.

Скончался отец Игнатий в окружении своих духовных чад. Незадолго до кончины он принял схиму с именем Иоанн. Находившийся рядом священник причастил схимонаха Святых Христовых Таин. На вопрос, начинать ли читать отходную молитву, велел повременить. Спустя некоторое время сам начал ее читать. Но остановился, и душа его тихо отошла ко Господу.

Сведения о преподобноисповеднике Иоанне Кевролетине содержатся в книге «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века», составленной игуменом Дамаскиным (Орловским). Написана статья «Монах в одеждах странника» в журнале «Фома». А также имеется подробная информация на сайтах общества «Мемориал»: «Жертвы политического террора СССР» и «Открытая православная энциклопедия “Древо”». На официальном майте Колпашевской епархии Томской митрополии имеется отдельная статья. Наш земляк три года находился там в ссылке.

Святой преподобноисповедник Иоанн, моли Бога о нас!

Надежда Антуфьева,
г. Тюмень



Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.