| ||
На начало | ||||||||||||||||||
Наши баннеры |
Первый сибирский архиепископ Киприан (Староруссенков)Новгородский периодМногим жителям Нижней Тавды малоизвестна история образования нашего села, и совсем неизвестно имя того, кто положил начало создания нашей малой родины. Возникновение Тавдинской слободы относят к первой четверти XVII века. Первые найденные упоминания о ней фигурируют в летописных источниках. В 1625 году Тавдинская слобода была отмечена в «Дозорной книге Тюменского уезда» в числе вотчин Тобольского архиепископа Киприана. Родился будущий архипастырь во второй половине XVI века в городе Старая Русса Новгородской губернии. В 1611 году стал архимандритом Новгородского Хутынского монастыря. В Cмутное время новгородцы, видя гибельное междуцарствие, решили лучше прибегнуть к шведам, чем покориться польскому королю Зигизмунду III. Будучи архимандритом Новгородского Хутынского монастыря, во время оккупации шведами Новгорода Киприан возглавлял в Выборге переговоры об избрании на царство шведского королевича Карла-Филиппа. Но переговоры были безнадежны, потому что в Москве уже решался вопрос о выборах царя. Новгород был во власти шведов. Бояре прислуживали захватчикам, за что те охотно жаловали им земли. Архимандрит Киприан прилагал немало сил для воссоединения Новгорода с Московским государством во главе с Михаилом Феодоровичем. Он поддерживал земских людей, добивавшихся возвращения «Новгородского государства» в состав Руси. За это ему пришлось претерпеть немало гонений и даже отведать тюрьмы. Шведы вели войну в областях Новгородских, готовились навсегда отторгнуть от России Новгород и удержать его за собою. С этой целью они и старались склонить посланца на свою сторону, но верный сын Отечества был тверд против всех их обольщений. Шведы, видя его непреклонность, начали действовать сначала угрозами, а потом и пытками. Держали его на морозе, морили голодом и били до полусмерти. Но мучения эти не поколебали твердой души страдальца. По вступлении на престол Михаила Романова шведский король Густав Адольф послал томившегося в неволе архимандрита Киприана в Москву. Здесь последний, объяснив откровенно царю Михаилу Феодоровичу, какая крайность заставила новгородцев обратиться к шведам, и, засвидетельствовав верность юному царю, испросил помилование несчастной своей родине. Преданность и стойкость в выпавших испытаниях помогли архимандриту заслужить благоволение Патриарха Филарета. Именно поэтому при создании новой архиепископской кафедры в Тобольске выбор царя и патриарха пал на архимандрита Киприана, и 8 сентября 1620 года он был первым посвящен в сан архиепископа Сибирского и Тобольского. Архиепископство в ТобольскеПри отправлении в Сибирь патриарх вручил новопоставленному святителю камышевый жезл, обложенный бархатом темно-зеленого цвета с серебряным золоченым верхом чеканной работы, на котором было вычеканено «Патриарх Филарет», серебряный золоченный крест со святыми мощами и надписью на рожках рукояти его: «Повеление Великого Государя Царя Великого князя всея России, самодержца Михаила Феодоровича, отца его, Великого Государя Святейшего патриарха Московского Филарета Никитича сделан сей крест в «Царствующий» град Сибирь преосвященному Киприану 7129 года». Вручая эти символы Православия и церковной власти, патриарх заповедал ему достойно пасти свое словесное стадо, заботиться о чистоте нравов служилых людей и прочих русских пришельцев и обращать ко Христу диких идолопоклонников. Отправляясь в Сибирь, архиепископ взял с собой монахов из Хутынского, Волоколамского и Соловецкого монастырей для распространения христианства в Сибири. 10 января 1621 года Преосвященный выехал из Москвы. Путь его в Сибирь лежал через города Переяславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Вологду, Тотьму, Устюг-Великий, Сольвычегодск, Кай-Город, Соликамск, а затем уже водным путем от Верхотурья до самого Тобольска. Когда Преосвященный прибыл в Верхотурье, первый город своей епархии, то, посетив церкви и монастыри, учредил в них новый, лучший порядок. Основал два монастыря: один на реке Тагиле – Рождественский, а другой при реке Нейве – Введенский. По прибытии в Сибирь Преосвященный Киприан нашел ее в самом жалком положении относительно нравственности, которое особенно резко проявлялось здесь в безбрачной (по недостатку православных женщин) жизни первых русских поселенцев Сибири – казаков. Кроме того, русские не носили на себе крестов, не соблюдали постных дней и других установлений Церкви. Священники венчали браки без оглашения, постригали в иноки и инокини таких, которые уходили из монастырей и опять жили в миру. Кому было остановить такие беспорядки и пресечь нравственное зло? Духовенству? Но оно было и малограмотно, и малочисленно. Русские сибиряки жили, как хотели. Деятельный архиепископ употребил немедленно все силы к прекращению пороков и направлению паствы к христианской жизни. Заботясь об очищении нравов своей паствы, Преосвященный Киприан по своей ревности и исполняя повеления патриарха, немало обратил ко Христу язычников и инородцев. Для этого он устроил молитвенные дома, церкви и монастыри, особенно в тех местах, где более находилось инородческих племен. При нем закончен и освящен центральный собор в Тобольске, названный, как и в Новгороде, во имя Софии Премудрости Божией (первый деревянный собор). В самом Тобольске Владыка Киприан перевел на новое место крупнейший мужской Успенский монастырь и освятил там церковь во имя Знамения Богородицы, после чего монастырь получил название Знаменского. По благословению архипастыря также основаны монастыри: в Тюмени – Ильинский девичий, впоследствии переименованный в Успенский; в Томске – Успенский мужской, в 1623 году в Енисейске – девичий Рождественский, в 1624 году в Таре – мужской с церковью во имя Нерукотворенного образа Спасителя, с приделами св. Илии пророка и Михаила Малеина, а девичий – во имя св. мученицы Параскевы Пятницы и великомученицы Екатерины. Деятельный архипастырь ничего не упустил из виду для улучшения новой епархии в духовном и хозяйственном отношениях. Он положил основание архиерейским доходам в Тобольске, старался на пустующих местах заводить земледелие, от которого преемникам его без посторонней помощи можно было бы иметь содержание.
По сведениям РГАДА в дозорной книге 1625 года имеется первое упоминание о Тавдинской слободе, которая ведомственно была приписана к вотчинам архиерейского Софийского дома – центральному органу управления Тобольской архиепископии. Тавдинская слобода в этот период состояла из двух частей: села на реке Тавде, где жили поп Стефан и приказной человек архиепископа Иван Бовыкин. В другой части слободы проживали крестьяне Богдан Никонов сын Попов, Сила Никитин, Терентий Иванов, Иван Феофанов сын Нагибы и др. Всего в Тавдинской слободе было 22 крестьянских двора. В селе имелась недостроенная деревянная церковь во имя Святой Троицы. В дозорной книге за 1636 год зафиксированы следующие сведения о Тавдинской слободе: «…Митропольская Тавдинская слобода на реке Тавде, а в той слободе церковь на реке Тавде Живоначальной Троицы со всякой церковной утварью». Стараясь о благосостоянии церкви и епархии, Преосвященный Киприан не забыл и о первых завоевателях Сибири. Как написано в летописи тобольского архиерейского дьяка Саввы Есипова, на следующий год своего приезда архиепископ Киприан призвал оставшихся в живых сподвижников Ермака, расспросил о сражениях, сколько было всей дружины и кто из них и где убит. Казаки доставили ему письменные известия, на основе которых был создан «Синодик Ермаковым казакам» и установлено их поминание в Софийском соборе в Неделю Православия. Вероятно, его автором был сам архиепископ Киприан, знаток «соборного и келейного чина». Таким образом, архиепископом Киприаном была составлена первая Сибирская летопись. Он прожил в Сибири около трех лет и попечением о вверенной пастве и добродетельной жизнью оставил здесь о себе добрую память. По указу Царя Михаила Феодоровича и Патриарха Филарета 15 февраля 1624 года отбыл в Москву и 12 декабря того же года был возведен в сан митрополита Крутицкого. Митрополит Кмприан на новом поприщеВ Москве Владыка Киприан участвовал во многих начинаниях Патриарха Филарета как его непосредственный советник и помощник. Обладая даром слова, сочинял тексты церковных служб. Принимал участие в приеме послов шаха Аббаса, привезших в Москву ризу Господню. В 1626 году по благословению Патриарха Филарета написал службу праздника Положения честной ризы Господней в Москве. 20 октября 1626 года переведен митрополитом в Новгород. Прибыл на кафедру 3 ноября 1626 года и занимал ее вплоть до смерти. Митрополит Киприан прилагал немалые усилия для прославления и утверждения церковных святынь везде, где бы они ни находился, – в Тобольске, Москве, Новгороде. В 1629 году установил празднование в честь обретения мощей святителя Иоанна, архиепископа Новгородского. Скончался Высокопреосвящейнейший Киприан 17 декабря 1634 года. Погребен 13 января 1635 года в Корсунской паперти Софийского собора в городе Новгороде архиепископом Тверским Евфимием. В этом кратком жизнеописании основателя нашего родного села нижнетавдинцы, как и все жители Тюменского края, с радостью и гордостью могут открыть для себя, что это был достойный гражданин своего времени, отличающийся выдающимися способностями, твердостью характера и благочестием. Думается, что имя Высокопреосвященного Киприана должно быть нами увековечено, и первым шагом к этому пусть послужит данная статья.
Татаренко Андрей,
Наверх | |||||||||||||||||