| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
Древнейший библейский город ЯффаВо время поездки на Святую Землю в дни Светлой седмицы (апрель-май 2011 года) группа паломников из Тюмени посетила монастырь Архангела Михаила в одном из древнейших библейских городов – городе Яффа (в евангельские времена – Иопия). Насельник этого монастыря диакон Андрей Покатиловский поведал нам об истории монастыря и самого города Яффы. Я рад вас приветствовать в монастыре Архистратига Божия Михаила и всех Бесплотных Сил Небесных, иерусалимской Греческой Православной Патриархии – Матери всех Церквей. Монастырь наш в этом году отметил 480 лет. Издревле он предназначался для встречи и приема паломников на Святой Земле. Тогда он был значительно больше и занимал значительно большую площадь – до 5 км2, насчитывал на послушании до 400 монахов. Многочисленные православные паломники со всего мира съезжались в Яффский порт и останавливались в монастыре. После морского путешествия они отдыхали, пребывали в течение трех дней в молитве и посте. Только после Причастия Святых Христовых Тайн нога паломника ступала далее по Святой Земле. Путешествия были длительные – 7-12-ти месячные. Во все это время паломников на Святой Земле сопровождали монахи. Они верили, что, как Архангел Михаил сопровождал и оберегал народ Израильский во время его странствий по пустыни, так и паломники будут охраняемы им от всякого зла. Монастырь наш, как и многое на Святой Земле, находится на стыке Ветхого и Нового Заветов. Существует много версий, откуда пошло название «Яффа». Библия повествует, что когда воды потопа отошли и ковчег пристал к горе Арарат, то один из сыновей Ноя – Иафет – непостижимым для человеческой логики образом вспомнил это место и вернулся сюда, несмотря на то, что облик земли после потопа сильно изменился. Он основал здесь город-поселение, который и получил название в честь своего основателя. В Яффе была основная военная база царя Давида, царство которого было приблизительно в три раза больше современного государства Израиль. Именно отсюда войска царя уходили в походы на филистимские города Газу, Азот и Аскалон. Отсюда Давид отправляет своего военачальника Урию в Аскалон – где тот был убит – чтобы беззаконно взять себе его жену Вирсавию. И если, образно говоря, борьба «царства Давида» с Газой продолжается до сих пор, то города Азот и Аскалон, стертые Богом с лица земли за свои человеческие жертвоприношения (детские жертвоприношения), с образованием государства Израиль возродились с названиями Ашдот и Ашкелон. Кстати говоря, города эти населены во многом русскоязычным населением. Здесь в Яффе сел на корабль пророк Иона, бежавший от повеления Божия проповедовать покаяние жителям города Ниневии. После того как на море поднялась буря, Иона, с собственного согласия и повеления, был выброшен за борт, где его поглотило некое морское чудовище, в славянской и русской Библии переведенное словом «кит». После трех дней пребывания во чреве кита Иона был выброшен на берег сюда же, чтобы начать путь на восток к ниневитянам. Трехдневное пребывание Ионы во чреве китовом было прообразом пребывания в земле Тела Господа и последующего Его Славного Воскресения. Город этот в новозаветные времена назывался Иопия. Здесь в христианской общине жила праведная Тавифа, которая умирает в молодом возрасте. Для прощания с ней приглашают апостола Петра, но он, придя, вместо прощальных надгробных молитв возлагает на тело покойной руки и говорит: «Девица, тебе говорю, встань!». Жизнь возвращается к ней, и она проживет еще 15 лет, прославившись тем, что, продавая все, что делала своими руками, творила много дел милосердия. После своего второго успения она была причислена к лику святых. В Яффе Тавифа традиционно считается покровительницей города. Ее почитание сопоставимо с почитанием блаженной Ксении в Санкт-Петербурге. Здесь именем Тавифы названы три школы, многие детские и благотворительные организации. В Греции Тавифа считается покровительницей сирот.
Что касается апостола Петра, то его пребывание здесь связано с очень важным моментом в жизни Церкви Христовой. В 10-11 главах Деяний апостольских мы читаем, как однажды апостол, находясь в доме Симона-кожевника, сильно взалкал. Привыкнув побеждать сильные искушения молитвой, Петр поднялся на крышу одного из домов, чтобы помолиться. По преданию это был дом праведной Тавифы, где в первом веке возник храм, а впоследствии появился монастырь, в котором мы с вами находимся. И вот Петр видит чудное видение: сосуд, как бы большое полотно, наполненный животными, опускается с небес. И слышит он голос: «Заколи и ешь». Слова эти повторяются трижды, и трижды Петр отвечает: «Господи, я никогда не ел ничего нечистого или скверного». Видение исчезает, и последнее, что слышит апостол: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Многие из апостолов не понимали, что благовестие обращено ко всем народам, которых Господь искупил, а не принадлежит узкой иудеохристианской общине. Петр находился в недоумении, которое разрешилось приходом двух римских солдат, посланных по видению Ангела сотником Корнилием. В доме Корнилия апостол Петр крестил около ста человек – это было первое массовое крещение язычников. Именно этот поступок апостола явился отправной точкой начала исполнения повеления Божия: «Идите и проповедуйте Евангелие всем народам, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа…». Дело в том, что тогда было следующее понимание: язычники хотят принять христианство, но для начала им нужно рассказать о Едином Боге. Как это сделать? Конечно же, сначала приняв закон Моисея, исполняя все предписанное в нем, так как на тот момент только иудеи хранили веру в Единого Бога. Минуя закон Моисеев, апостол Петр сразу вводит в Церковь бывших язычников, видимо получивших благодать Духа Святого, не требуя соблюдения обрядов Ветхого Завета. Яффский порт был именно здесь. За пять тысяч лет он почти не изменился. Корабли вставали на рейд вдали от берега, а до берега люди добирались уже на лодочках. Если кто хочет узнать о русском паломничестве на Святую Землю, то можно почитать Ивана Алексеевича Бунина. У него есть цикл рассказов «Тень птицы», он здесь жил два года, венчался, в Иерусалиме у него был домик… Среди прибрежных камней мы можем видеть большое скальное основание, где был выброшен пророк Иона, называемое «утес пророка Ионы». Оно украшено израильским флагом, потому что иудеи тоже почитают Иону. Конечно же, нельзя не вспомнить, что именно здесь, в этом порту Пресвятая Богородица и апостол Иоанн Богослов сели на корабль, чтобы плыть, по одной версии, в Иверию-Грузию, выпавшую в ее удел, а по другой – на Кипр, чтобы проведать Лазаря Четверодневного, который был там епископом. Однако корабль попал в бурю и разбился в щепки о скалы одного из островов в Эгейском море. Остров сейчас этот все знают как святую гору Афон, который Богородица также взяла себе в удел. Многие граждане государства Израиль (около 200 тысяч человек), выходцы из Советского Союза, заявляют о том, что они исповедуют православную веру. Однако строить новые храмы на территории Израиля нельзя, можно только восстанавливать старые, существовавшие до образования страны, то есть до 1946 года. Поэтому русский храм решили строить здесь, на территории греческого монастыря Иерусалимской Патриархии, руками наших соотечественников. На сегодняшний день мы имеем при монастыре три храма. Здесь есть арабская православная община, румынская православная община и условно называемая русскоязычная община, однако к нам ходят не только выходцы из России, но и все те, кто молится на церковнославянском языке. Русская община существует здесь уже 12 лет. На территории монастыря располагается главный собор во имя Архангела Михаила, также за стенами монастыря есть арабский храм великомученика Георгия Победоносца. Четыре года мы совершали Богослужения на славянском языке после румынского в соборе, а через некоторое время попросили у игумена – он же наш Владыка, Архиепископ Яффский Дамаскин – небольшой кусочек земли, чтобы построить храм и служить так, как мы привыкли служить в Московской Патриархии.
Несмотря на то, что братии в монастыре совсем немного, прихожане на службы приходят. Соборные Богослужения в храме Архангела Михаила проходят удивительным образом на нескольких языках. На каком языке говорится возглас – на том языке и тот клирос отвечает (всего три разноязычных клироса). Четыре раза читается Евангелие на греческом, арабском, славянском и румынском языках, также и Символ Веры, и Отче наш поются и читаются несколько раз на разных языках. Храм во имя святой праведной Тавифы в недрах греческой Иерусалимской Патриархии первый и пока единственный, отданный в созидание русской общине и русскоязычному предстоятелю. Во всех остальных греческих храмах мы можем сослужить, молиться, но только здесь мы несем самостоятельное служение. Русскоязычных православных в Израиле на 50-100 тысяч больше, чем традиционной арабской паствы, для которой служит греческое духовенство. Мы надеемся, что русское присутствие здесь расширится – вот уже шесть русскоязычных батюшек принято в Иерусалимскую Патриархию – расширится хотя бы до того, как это было до 1917 года, когда в половине православных храмов на Святой Земле молитвы возносились именно на церковнославянском языке. И если бы не революция, то Патриархия уже, вероятно, давно бы стала русской.
Беседу с диаконом Наверх | |||||||||||||||