ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало




Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Волхвы

Волхвы (греч. µάγοι лат. magi) – в Новом Завете персонажи повествования о Рождестве Христовом, пришедшие «с востока» поклониться родившемуся в Вифлееме Младенцу (Мф. 2:1–12).

Согласно рассказу евангелиста Матфея о рождении Иисуса, в правление царя Ирода Великого в Иерусалим пришли некие волхвы, чтобы поклониться Младенцу, ибо они «видели звезду Его на востоке». Их вопрос: «Где родившийся Царь Иудейский?» – вызвал переполох при дворе Ирода, увидевшего угрозу своей власти, а также волнения в народе. Посоветовавшись с первосвященниками и книжниками, Ирод выяснил, что именно Вифлеем был тем местом, где должен родиться Мессия на основании предсказания пророка Михея (Мих. 5:1–2). Узнав от волхвов о времени появления звезды, Ирод просил их сообщить, когда найдут Младенца, якобы для того чтобы также пойти и поклониться Ему. По пути в Вифлеем волхвам вновь явилась звезда, которая «шла» перед ними вплоть до дома, где был Младенец. «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью

Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф. 2:11–12). Разгневанный Ирод, пытаясь защитить свою власть, приказал убить «всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2:16). (Из-за различия повествований у евангелиста Луки и Матфея нужно уточнить: в ночь Рождества в пещеру пришли и поклонились Младенцу Иисусу пастухи, волхвы пришли позднее, возможно, через 1–1,5 года, когда Святое Семейство находилось уже в доме, а не в пещере – прим. ред.).

Следуя ветхозаветной традиции, христианство негативно оценивает магию и астрологию как несовместимые с представлением о свободе воли. Во всей библейской литературе только евангелист Матфей употребляет термин «маги» в позитивном смысле, относя его к группе людей, совершающих благочестивый поступок.

Относительно звезды, которая явилась волхвам, можно выделить следующие наиболее распространенные объяснения. Во-первых, явление так называемой кометы Галлея, которая была видна около 12–11 гг. до н.э., но эта дата, вероятно, слишком ранняя. Многие исследователи более обоснованным считают явление особой звезды и ссылаются на сообщение китайских астрономов о комете или сверхновой звезде в 5–4 гг. до н.э. И наконец, констелляция Юпитера и Сатурна (соединение планет, видимое с Земли их сближение – прим. ред.), которая трижды происходила в 7–6 гг. до н.э. и была хорошо заметна. Кроме того, именно эта констелляция была предсказана вавилонскими астрономами.

Такое объяснение принимается многими толкователями, поскольку Юпитер считался «царской звездой», а Сатурн, «субботнюю звезду», иногда называли «звездой евреев». (Необходимо отметить, что, когда на Западе в VI веке высчитывалась дата Рождества Христова, монах Дионисий Малый допустил неточности, вычислив, что случилось это в 754 г. от основания Рима. Позднее ошибку эту уже не стали исправлять.

Получается, что точный год так и не известен, предполагают, что родился Младенец Иисус за несколько лет до указанной даты. Вероятнее всего, что в 749 г. от основания Рима. Так что, если быть точным, 2025 год является на самом деле примерно 2030 годом от Рождества Христова – прим. ред.).

Поклонение волхвов Младенцу Христу символизирует конец языческой магии и мудрость мира. Некоторые авторы считали волхвов гадателями, одержимыми бесами, которые, однако, были приведены Богом в Вифлеем, чтобы осознать грехи и признать власть Сына Божия. Многие отцы и учители Церкви осмысляют этот рассказ в контексте вопроса о христианской миссии и понимают приход волхвов как призыв язычников к спасению, то есть волхвы – «первые из язычников». Часто такое толкование имеет антииудейскую направленность – следствием поклонения язычников Младенцу Иисусу становится «проклятие иудеев», которых в этом эпизоде представляют царь Ирод, его книжники и народ, ибо волхвы шли за звездой, а иудеи не верили своим пророкам.

В XIII–XIV вв. в Западной Европе появилась легенда о существовании христианских общин в Центральной Азии, которые считались основанными волхвами, многие хронисты говорят о монгольском происхождении волхвов, относя их к жителям царства Фарс в Азии. Целью нашествия татар в XIII в. европейцы считали стремление похоронить тела предков, почитаемых в Кёльне, в Германии. (На Руси эта легенда повествовала о некоем христианском царе-пресвитере Иоанне где-то в Азии.

На самом деле эта легенда имела основания, т.к. христианские общины несторианского толка до мусульманских завоеваний имели большое распространение на всем Востоке, в том числе и в Китае, вплоть до Х века – прим. ред.).

Долгое время количество волхвов, пришедших с востока, не было точно установленным. Число три, которое утвердилось впоследствии, впервые приводит Ориген. Имена волхвов – Каспар, Мельхиор и Валтасар – появляются в раннем Средневековье. Встречаются описания их внешнего вида: Каспар – безбородый юноша, Мельхиор – бородатый старец, Валтасар – темнокожий.

Утверждение о царском достоинстве волхвов встречается только у епископа Арелатского Кесария (VI в.), в большинстве случаев о волхвах говорится как о мудрецах, астрологах, ищущих истину. Представление о волхвах как о восточных царях окончательно сложилось в Европе начиная с IX в.; в это же время стали считать, что волхвы были потомками или представителями всей земли: Сима, Иафета и Хама, то есть прообразовали Вселенскую Церковь.

По материалам
Православной энциклопедии



Наверх

© Православный просветитель
2008-25 гг.