ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало




Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Неразрывные звенья духовной цепи

Потомки священнических фамилий в поисках истории рода

Владимир Сергеевич и Ольга Аркадьевна Заборовские

Покрестившись в петербургском Князь-Владимирском соборе в далекие девяностые, мы с женой стали, к сожалению, лишь «захожанами» в заново открытых в стране православных храмах. Для этого находилось множество оправданий: нехватка времени, работа в нескольких местах, болезни, воспитание двух дочерей, а потом и четырех внуков. Увы, живя в атеистическом обществе, мы все еще не понимали, а точнее, были не в состоянии понять сокровенную потребность своего воцерковления.

Тем не менее, в последние годы наша жизнь наполнялась событиями и тревогами, которые можно рассматривать как промысел, направляющий наc по правильному пути. Дело в том, что моя жена происходит из рода вологодских и рязанских (тамбовских) православных священников. Родившись в православных семьях, все наши бабушки и дедушки воспитывались уже в советском обществе, где религиозная нетерпимость укреплялась постоянным ожиданием репрессий.

Но мы знали, что, покинув дом, чтобы избежать ареста, прадед моей жены протоиерей Даниил Митропольский в начале 30-х годов оставил напрестольный крест своего храма своим дочерям. Сам же он пропал без вести. Позднее дочери передали эту реликвию в действующий храм недалеко от Костромы. Понятно, что в этих условиях наши бабушки и дедушки на воцерковление своих детей не решались, хотя информацию о своих духовных корнях и старинные фотографии бережно хранили.

Постепенно наши родители покинули этот мир: мой отец Сергей Александрович, ветеран Великой Отечественной войны и орденоносец, ушел в 2008 году, отец моей жены Аркадий Николаевич, награжденный орденом за строительство первого атомного ледокола, – в 2018-м. А в 2022 году в пандемию ушли обе наши матери. Когда это случилось, мы с женой ощутили себя не просто родителями своих детей, бабушками и дедушками наших внуков. К нам пришло осознание того, что теперь среди этого временного мира мы стали крайним звеном духовной цепи, связывающей нас и уже ушедших родственников. Мы ощутили, что наши предки-священники молятся за нас, направляя наши мысли, помыслы и дела. Появилась непреодолимая потребность узнать об их земной жизни и служении, обрести могилы и лучше понять самих себя.

Спасо-Преображенская церковь, с. Папинское Архангельской области

И вот, в сорок первую годовщину регистрации нашего брака, 16 февраля 2024 года мы с женой венчались в прекрасном Спасо-Парголовском храме. Этот храм – архитектурная и духовная жемчужина северной части Санкт-Петербурга. Он никогда не закрывался: ни в 30-е годы в период преступного богоборчества, ни во время войны, ни в период хрущевских гонений. Под сводами этого храма и после благословения протоиерея Александра Зелененко к нам пришло ясное понимание, что именно здесь начинается путь обретения своих корней и воскрешение доброй памяти о наших предках.

Итак, начну по порядку.

Чудеса-откровения начали происходить с нами через три месяца после венчания, когда мы вместе с группой туристов из Петербурга отправились на юг Архангельской области в основанный новгородцами в XII веке город Вельск, чтобы оттуда добраться до деревни Норинская – места ссылки и музея поэта И. Бродского.

Отправляясь в путешествие, мы знали, что место, где более 100 лет назад родилась бабушка моей жены, находится как раз между Вельском и деревней Норинская. Местность эта называется Хмельники, а конкретно – село Папинское. Мы мечтали, но не надеялись в этот раз туда попасть.

Дорога, по которой мы ехали в деревню Норинская, очень живописна, пересекая гряды крутых холмов, проходит по долине реки Вель. Асфальт закончился, пошел мелкий дождь, грунтовая дорога раскисла. Снизив скорость и объезжая лужи, мы въехали на очередной крутой холм, и в этот момент из-за низких туч выглянуло солнце, а с левого края на дорожном указателе читалась надпись «Папинское». Мы свернули с трассы и, проехав около двух километров, уви дели деревню, в центре которой возвышался возрожденный старинный Спасо-Преображенский храм, построенный в 1818 году. Открывшийся с холма вид был нам хорошо знаком по старинной фотографии из бабушкиного альбома. Божий промысел привел нас именно в то место, куда мы мечтали попасть. Ворота храма оказались на замке. Мы прошлись вдоль ограды, и вдруг из ближайшего дома к нам на встречу вышла женщина. Оказалось, что Галина Павловна, бывшая директор школы, поет в церковном хоре и у нее есть ключи от храма.

Проведя нас в церковь, она показала книгу, написанную Валентином Ивановичем Старцевым – краеведом, уроженцем этих мест и человеком, которой много лет возглавлял все работы по его возрождению. Открыв книгу, мы прочли, что здесь в течение 40 лет служили настоятелями прадед и прапрадед моей жены – о. Аркадий Сардониксов и о. Аполлинарий Амосов. Чувства волнения и радости переполнили наши сердца. В этот храм мы вернулись еще раз в августе на соборный праздник Преображения Господня. Мы познакомились с автором книги В.И. Старцевым и прихожанами храма, участвовали вместе с ними в крестном ходе. Затем отслужили панихиду в память священников и местных жителей, погребенных на разоренном кладбище. На месте поминальных крестов здесь уже выросла целая роща стройных сосен.

Еще одно чудесное событие, которое потрясло нас до глубины души, было связано с обретением напрестольного креста прадеда моей жены о. Даниила Митропольского. Этот крест мы нашли в храме святителя Николая в селе Николо-Трестино, куда его передали дочери о. Даниила. Священник Георгий, служащий там, знал, что в храме хранится старинная реликвия, но не знал историю ее появления. После нашего рассказа о судьбе о. Даниила мы получили благословение на дальнейшие поиски.

Отец мне ничего не рассказывал о своих православных предках. Я лишь знал, что дед Александр Яковлевич Заборовский с отличием окончил Тобольскую духовную семинарию и поступил на медицинский факультет Варшавского университета. Это удивляло. И у нас появилась мысль, что его предки могли принадлежать к сибирскому духовенству. Вдохновившись результатом поиска креста прадеда о. Даниила Митропольского, моя жена Ольга стала искать новую информацию о наших родственниках-священниках, отправив поздним июньским вечером запрос «священники Заборовские в Сибири, 19-20 вв.» в интернет. В 4 утра я был разбужен совершенно потрясенной женой.

Митрополит Харбинский и Маньчжурский
Мелетий (Заборовский), 1869–1946

Оказалось, что уже более 10 лет нас разыскивает краевед из г. Кургана Владимир Григорьевич Вахтин, который изучает историю своего родного села Половинное, где много лет настоятелем Свято-Троицкого храма был протоиерей Иаков (Яков) Иванович Заборовский. Из материалов, собранных В.Г. Вахтиным, нам стало ясно, что отец Иаков – мой прадед, что он родился в 1848 году, что он сын Ивана Петровича Заборовского – священника Воскресенской церкви в селе Аремзяны под Тобольском. Из книги Вахтина мы узнали также, что Иаков Иванович окончил Тобольскую духовную семинарию и с 1871 года до своей кончины служил в храме и был благочинным курганских окружных церквей (до революции это была территория Тобольской епархии – прим. ред.). За службу он получил все церковные награды, предусмотренные для приходских священников, в том числе у него был императорский орден Святой Анны третьей степени (1910 г.) и палица (1919 г.).

В книге мы также прочитали, что на старом сельском кладбище в селе Половинное, полностью разоренном в 30-х годах, каким-то чудом сохранился только один гранитный памятник, поставленный на могиле жены отца Иакова – Раисы Федоровны Заборовской, умершей в 1902 г.

Памятник Раисе Заборовской, жене о. Иакова,
с. Половинное Курганской области

Получив эти известия, мы были совершенно счастливы, связались с В.Г. Вахтиным и рассказали ему о сыне о. Иакова Александре, военном хирурге, ветеране двух Мировых войн, кавалере многих орденов и медалей, о внуках – Сергее Александровиче, ветеране Великой Отечественной войны, преподавателе политехнического университета в Санкт-Петербурге, и Евгении Александровиче, лейтенанте-артиллеристе, который погиб в январе 1945 года при освобождении Прибалтики. В августе мы побывали в Кургане и посетили село Половинное, где вместе со священником Свято-Троицкого прихода протоиереем Александром Гадияном и иеромонахом Афанасием (Коренкиным), председателем комиссии по канонизации Курганской епархии, отслужили панихиду на обретенной могиле моей прабабушки Раисы.

Запись в метрической книге 1846 г., сделана рукой о. Иоанна Заборовского о крещении его сына Иакова. Родители: Село-Аремзянской Воскресенской церкви священник Иоанн Петрович Заборовский и законная его жена Феоктиста Стефанова, оба православного вероисповедания. Воспреемники: Градо-Тобольской Замковской Александро-Невской церкви священник Прохор Федорович Попов, и надворного советника дочь Апполинария Ивановна Менделеева. Крещение совершил священник Прохор Попов

Открытия продолжались. Оказалось, что село Аремзяны под Тобольском, где родился будущий отец Иаков, тесно связано с именем великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, которому в 2024 году исполнилось 190 лет со дня рождения. В этом селе Д.И. Менделеев провел свои детские и отроческие годы. От создателя и руководителя музея «На Родине Д.И. Менделеева» в селе Верхние Аремзяны Ольги Васильевны Бухаровой мы узнали, что мой прапрадед Иван Петрович Заборовский служил в храме, построенном в 1844 году удивительной женщиной Марией Дмитриевной Менделеевой – матерью Дмитрия Ивановича. Она успевала не только управлять фабрикой по производству стекла, но и ухаживать за ослепшим мужем, воспитывать и учить многочисленных детей. В самые трудные годы семью Менделеевых окормлял мой прапрадед отец Иоанн, а родная сестра Дмитрия Ивановича Аполлинария стала крестной матерью Иакова – моего прадеда.

Под руководством Марии Дмитриевны Менделеевой продукция их стекольной фабрики стала одной из самых востребованных в Западной Сибири, а ее сын Дмитрий уже с раннего детства получил возможность познакомиться с основами химических процессов и организацией производства. На фабрике специально для любознательного мальчика мастера выдували различные фигурки, приводя будущего ученого в полный восторг.

Тобольск открылся нам как город с богатой историей, прекрасными храмами, памятником Ермаку, местом ссылки императорской семьи. Самое сильное впечатление на нас произвел Тобольский тюремный замок. Пройдя по его казематам, мы оказались в православном тюремном храме. Под его сводами, напротив иконы святого благоверного князя Александра Невского, высечены фамилии расстрелянных здесь в 1937–1938 гг.

Скорбные списки из Тобольского тюремного замка

Читая скорбные списки, мы увидели, что среди имен расстрелянных в 1937 году имена четырех монахинь: Зои, Клавдии, Марии, Неонилы Заборовских; священника Георгия Васильевича Заборовского и его жены Лидии Павловны. Протоиерей Георгий Васильевич Заборовский был расстрелян 15 сентября 1937 года, его жена Лидия Павловна – 24 марта 1938 года, а четыре монахини Заборовские – в один и тот же день 10 ноября 1937 года. Уже вернувшись в Петербург и продолжая исследования родословной, мы обнаружили, что все расстрелянные в Тобольском замке Заборовские – наши родственники. Все они родные сестры и братья с Мелетием (Михаилом Васильевичем Заборовским) – епископом Якутии, Вилюйска, Забайкальским и Нерченским, митрополитом Харбинским и Маньчжурским (выпускник Тобольской духовной семинарии 1889 г. – прим. ред.). Для моего деда Александра Яковлевича Заборовского епископ Мелетий (Васильевич) и отец Георгий Васильевич – троюродные братья, а погибшие монахини – троюродные сестры.

Круг замкнулся. Стало ясно, почему в советское время мой отец, член КПСС, ветеран войны, преподаватель политехнического университета, так упорно скрывал от меня свои православные корни, не рассказывал мне о своих славных предках – сибирских священниках и новомучениках. Обретя эти знания, мы смотрим на нашу земную жизнь уже совсем другими глазами. Продолжаем поиски. Каждый день благодарим наших новых друзей и соратников, с которыми уже духовно породнились.

Владимир Сергеевич Заборовский,
профессор Санкт-Петербургского
политехнического университета
Петра Великого

Внуки священника Иакова Заборовскогo



Наверх

© Православный просветитель
2008-25 гг.