ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало




Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Басни И.А. Крылова «Огородник и философ»

Басня Ивана Андреевича Крылова «Огородник и философ» впервые была опубликована в 1811 году. Поводом к написанию послужила дискуссия между учеными в 1806-1808 гг. о достоинствах плуга и сохи. Для простых крестьян, тружеников на полях, эта дискуссия была не очень понятна. Конечно, аграрная наука вещь полезная, но, как и в каждом деле, порой бывает много слов, да мало толку.

Почитаем басню.

ОГОРОДНИК И ФИЛОСОФ


Весной в своих грядах так рылся Огородник,
Как будто бы хотел он вырыть клад:
Мужик ретивый был работник,
И дюж, и свеж на взгляд;
Под огурцы одни он взрыл с полсотни гряд.
Двор обо двор с ним жил охотник
До огородов и садов,
Великий краснобай, названный друг природы,
Недоученный Философ,
Который лишь из книг болтал про огороды.
Однако ж, за своим он вздумал сам ходить
И тоже огурцы садить;
А между тем смеялся так соседу:
«Сосед, как хочешь ты потей,
А я с работою моей
Далеко от тебя уеду,
И огород твой при моем
Казаться будет пустырем.
Да, правду говорить, я и тому дивился,
Что огородишко твой кое-как идет.
Как ты еще не разорился?
Ты, чай, ведь никаким наукам не учился?»
«И некогда», соседа был ответ.
«Прилежность, навык, руки:
Вот все мои тут и науки;
Мне Бог и с ними хлеб дает».
«Невежа! восставать против наук ты смеешь?»
«Нет, барин, не толкуй моих так криво слов:
Коль ты что путное затеешь,
Я перенять всегда готов».
«А вот, увидишь ты, лишь лета б нам
дождаться...»
«Но, барин, не пора ль за дело
приниматься?
Уж я кой-что посеял, посадил;
А ты и гряд еще не взрыл».
«Да, я не взрыл, за недосугом:
Я все читал И вычитал,
Чем лучше: заступом их взрыть,
сохой иль плугом.
Но время еще не уйдет».
«Как вас, а нас оно не очень ждет»,
Последний отвечал, – и тут же с ним расстался,
Взяв заступ свой;
А Философ пошел домой.
Читал, выписывал, справлялся,
И в книгах рылся и в грядах,
С утра до вечера в трудах.
Едва с одной работой сладит,
Чуть на грядах лишь что взойдет.
В журналах новость он найдет
Все перероет, пересадит
На новый лад и образец.
Какой же вылился конец?
У Огородника взошло все и поспело:
Он с прибылью, и в шляпе дело;
А Философ –
Без огурцов.

В Священном Писании Бог заповедовал людям возделывать и хранить землю. Законом Божьим человеку предписано быть трудолюбивым и через это действенно выражать свою любовь к природе и к ближним своим. У человека труд умственный и труд физический должны сопрягаться с божественным даром любви. Утрата божественного дара любви приводит к фальши, к лености и бесплодности. Эти деструктивные качества могут проявляться как в области умственного, интеллектуального труда, так и труда физического. Если посмотреть на область научной деятельности, то мы увидим много людей трудолюбивых, талантливых и творческих, которые преданно служили науке и приносили пользу людям. При этом немало и тех словоохотливых псевдоученых, которые вошли в эту область, ведомые тщеславием и гордостью, а не желанием деятельно послужить на благо общества. Во всех областях науки можно увидеть примеры, где люди тщеславные, завистливые и гордые вместо пользы принесли вред самой науке, а порой и подлинно одаренным и любящим науку людям. Они зависти ради вредили настоящим ученым. Достаточно вспомнить пострадавших ради науки Михаила Васильевича Ломоносова, Дмитрия Ивановича Менделеева, Николая Ивановича Вавилова, Сергея Павловича Королева, Андрея Дмитриевича Сахарова.

Трудолюбивый человек наделен высокой степенью самообладания и собранности, у него вырабатываются терпение, благоразумие и целеустремленность. Все это придает подлинное достоинство в жизни человеку. Каждый человек, живя на земле, должен приносить пользу обществу, трудиться на благо Отечества, на благо настоящих и будущих поколений. Каждое поколение в силу преемственности пользуется трудами предыдущих поколений. Поэтому труд является нравственной обязанностью человека. Человека ленивого и нетрудолюбивого выдают многословие, пустословие и поиск всяких оправданий своей пассивности и бездеятельности.

Важно каждому человеку углубиться внутрь себя, почувствовать настроение души и распознать, есть ли в ней любовь к избранной профессии, есть ли подлинное трудолюбие, не разрушены ли эти добрые качества леностью и эгоизмом, которые порождают уныние, зависть и пагубное любоначалие (властолюбие).

+ М.Д.



Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.