ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало




Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


О Иерусалиме, Поясе Пресвятой Блогородицы и о «случайных совпадениях»

В 2011 году мне посчастливилось побывать на Святой Земле, посетить множество мест, связанных с земной жизнью Господа Иисуса Христа, Богородицы и святых древней Церкви. Посещали мы и то место, где, по Преданию, упал на землю Пояс Пресвятой Богородицы, сброшенный Ею апостолу Фоме в знак прощания при Ее телесном Вознесении, совершившемся после Успения и погребения.

Это было еще задолго до недавних событий, связанных с принесением этой святыни из Афона в Россию. Помню, тогда меня одолевали мысли: «Неужели это - то самое место? Ведь в Иерусалиме может быть множество подобных ложбинок в камне*. Ночью прошел небольшой дождь, и на камне еще не высохла небольшая лужица воды - как раз в углублении, оставшемся от Пояса Девы Марии.

Поводов для сомнений множество: Иерусалим неоднократно разрушался, население его менялось -здесь были и иудеи, и язычники римляне и греки, и огнепоклонники персы, и мусульмане арабы и турки. Известно, что когда царица Елена спустя всего лишь триста лет после евангельских событий искала Крест Господень, то она употребляла для этого большие усилия и средства. И все равно, Крест обрели только благодаря Промыслу Божию, чудесно сложившему разные обстоятельства. А тут целых 2 тысячи лет... Всему хотелось найти подтверждение, и эти подтверждения, как и в случаях с апостолом Фомой, находились.

В самый первый день приезда (это был четверг Светлой Седмицы) мы шли по крестному пути Спасителя. Сопровождавшая нас насельница Горненского монастыря монахиня Силуана (сохрани ее Господь за труды и заботу о том, чтобы мы посетили как можно больше святых мест!) повела нас в храм, расположенный на месте дома одного из учеников Христовых - Никодима.

Тремя этажами ниже под этим зданием, по Преданию, находилась темница, где содержался апостол Петр (Деян., 12 гл.). А мысли в голове те же: то ли это место, ведь два тысячелетия, вон и все камни в кладке не такие уж старые... Мы немного подождали, пока позвали священника-грека, и он открыл нам храм. Здесь, пропев «Христос воскресе», мы приложились к иконам и другим святыням. Я же начал искать в Евангелии беседу Господа с Никодимом. Наконец, не без помощи гостеприимного священника, служащего в храме, то повествование было найдено и прочитано в алтаре храма на славянском языке.

В этот день мы посетили много других мест, связанных и со Страстями, и со Славным Воскресением Христовым. И впечатления начала дня отодвинулись на второй план, вытесненные последующими. Но каково было мое изумление, когда вечером, после возвращения в гостиницу, один из наших паломников, листая случайно попавшийся ему в руки православный журнал, сказал: «Батюшка, а вот тут толкование на сегодняшнее Евангелие, которое мы читали в доме Никодима». В сноске к данному евангельскому тексту было указанно: «рядовое чтения четверга Светлой седмицы»... Как это понимать? Первый раз в жизни (а может, и последний) мне довелось быть в Иерусалиме, совершенно «случайно», не по плану мы зашли в храм, расположенный на месте дома Никодима, и читали там Евангелие, которое положено читать один раз в год именно в этот самый день на Богослужении?!

Для меня это был важный урок. Я не знаю, действительно ли на этом месте был дом Никодима (это знает только Бог), но я понял, что не это важно, мы ведь все-таки не археологи, и не научный интерес должен двигать нами при поклонении святыне. Важно то, что «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3, 8). Если Господь «может из камней... воздвигнуть чада Аврааму» (Мф. 3,9), то насколько же легко Бог может сотворить и «жилище Никодиму»? И еще: если люди и не могут дать точных сведений о том, то ли это самое место или не то, то ведь Господь-то это знает. Разве Бог не сообщит людям, искренне поклоняющимся Ему, в видении или другим образом эти знания?

В некотором смысле мы все подобны апостолу Фоме: наш удел слышать о чудесах и о Воскресении Христовом из Священного Писания, то есть как бы от других людей. Он тоже слышал свидетельства других апостолов, но боялся, поверив, обмануться, поэтому и искал подтверждения - и Господь ему явился. «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20,29) - если мы будем искренни в богоискании, то и нам Господь может открыть Себя и дать почувствовать Свое присутствие в нашей жизни.

Свой Пояс Богородица дала не кому-нибудь, а именно апостолу Фоме, желающему явных подтверждений своей вере и при этом очень искреннему и верующему. Он не успел с Ней попрощаться, не видел Ее Успения, но именно ему Она сообщает о Своем телесном Воскресении и Вознесении. А в знак доказательства оставляет вещественное свидетельство - Свой Пояс. Пояс сохранился в веках, он и по сей день свидетельствует нам о том, что Богородица не забывает о роде человеческом. Помнят и не тщетно чтут Пресвятую Деву православные на земле: свидетельство тому - сотни тысяч, миллионы поклонившихся всего за месяц Ее Поясу в нашем Отечестве.


Председатель издательско-информационного отдела
Тобопъско-Тюменской Епархии
иерей Григорий Мансуров.
Фото автора



Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.