Искать ли внеземные цивилизации?
|
Человека всегда притягивает необычное. И чем меньше вероятность найти ответ на возникший вопрос, тем более увлекательным кажется его поиск. Может, именно поэтому одной из проблем, заслуживших наше пристальное внимание в ХХ и
ХХI веках, стал поиск внеземных цивилизаций. И, наверное,
не зря идея существования иных миров давно стала одной из
главных в научно-фантастических произведениях…
|
Земля – один из миров?
Если иные миры существуют, то наша
Земля – всего лишь один из них. И
при огромности Вселенной, скорее
всего, не самый главный. Начиная
с прошлого века на эту тему написаны
сотни повестей и романов, снято множество художественных и даже научнопопулярных фильмов, в которых вопрос существования инопланетной жизни давно решен положительно. Но так
ли это на самом деле?
Если существует жизнь на других
планетах, то множество позиций религиозной мысли оказываются ложными. По учению Православной Церкви,
Бог – Творец неба и земли. Бог, ответственный за свое творение, посылает в
наш мир Единородного Своего Сына,
чтобы «всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,
17). Воплощение Сына Божия произошло именно в человеческом теле, а не в
образе какого-то инопланетянина. Сын
Божий умер и воскрес в человеческом
теле, вознесся и сидит одесную Отца.
Он придет судить мир именно тогда,
когда человеческий род развратится настолько, что дальнейшее его существование не будет иметь смысла, как во
дни Ноя: «И сказал Господь: не вечно
Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть». (Быт.
6: 3). Когда произойдет этот суд, «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела
на ней сгорят… воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии
растают…» (2 Петр. 3, 10-12). «И когда
Он снял шестую печать, я взглянул, и
вот, произошло великое землетрясение,
и солнце стало мрачно как власяница,
и луна сделалась как кровь. И звезды
небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая
гора и остров двинулись с мест своих».
(Откр. 6: 12-14)
Если верить Божественному Откровению, то само бытие вселенной связано с духовно-нравственным состоянием
человечества. Она погибнет, чтобы преобразиться в новый мир, «и отрет
Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни
болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». (Откр. 21: 4). Смерти в этом
мире не будет, а в нашем мире все тленно, все подвержено закону разрушения. Могут ли быть иные разумные миры, существование и разрушение которых зависит от нравственного состояния нашего мира? Вряд ли.
Священное Писание и Ветхого, и Нового Завета не содержит никаких
упоминаний о других мирах. Нет их и в Священном Предании Православной Церкви. Об этом, кстати, говорит профессор Московской Духовной
Академии Алексей Осипов. Однако массовая культура вносит свои коррективы во взгляды и восточных, и западных христиан. К примеру, англиканский священник Джон Полкинхорн в книге «Вера глазами физика», объясняя христианское учение о конце мира, приводит только взгляд науки на
дальнейшую судьбу мироздания, обходя острый вопрос о связи эсхатологии с нравственной деградацией человечества.
Год назад директор Ватиканской астрономической обсерватории отец
Жозе Габриэл Фунес в интервью официальному изданию Ватикана
Osservatore romano заявил о том, что вера в Бога не мешает «признавать
существование других миров, даже более развитых, чем наш, при этом
не ставя под сомнение веру в сотворение, воплощение и спасение». Фунес пояснил, что так же, как на Земле представлено множество видов живых существ, так же могут существовать и другие живые существа, сотворенные Богом, на других планетах. «Если мы считаем земных существ
«братьями» и «сестрами», то почему мы не можем говорить также о «брате-пришельце»? Он все равно являлся бы частью Божественного творения»,
– сказал главный астроном Ватикана.
Пришельцы: кто они?
В православной среде широко известны книги, в которых вопрос о существовании инопланетных цивилизаций решается строго отрицательно. Пожалуй, первое в этом ряду – издание иеромонаха Серафима Роуза († 1982
год) «Православие и религия будущего». В своем труде автор утверждает, что дух научной фантастики, господствующий в массовой культуре, и
появление НЛО, начиная с 1940-х годов, тесно связаны между собой. Демоны, которые являлись подвижникам первых веков христианства в виде
страшилищ, на современного обывателя не произвели бы должного воздействия. Они могли бы устрашить, но не заставили бы поклоняться им.
Однако современный безрелигиозный человек, воспитанный на произведениях научной фантастики, безусловно, охотно примет бесов за инопланетян. И даже будет жаждать встречи с «зелеными человечками» и гордиться, что именно ему выпала честь стать контактером между двумя цивилизациями. Книга священника Родиона «Люди и демоны», вышедшая
в Санкт-Петербурге в 1990 году, появилась как никогда кстати. Это время в народе назвали «кашпир во время чумака». Биоэнергетики и экстрасенсы быстро завоевывали души людей в вакууме, образовавшемся после
крушения советской идеологии. Демоническую сущность их деятельности
и вскрыл в своем труде священник Родион (псевдоним о. Алексия Мороза). В одной из глав автор проанализировал «феномен Неопознанного Летающего Объекта». Кроме антропогенного фактора (90 процентов НЛО вызваны технической деятельностью человека) есть явления, необъяснимые современной наукой.
По общепринятой в уфологии классификации встречи с НЛО разделяются на три категории. Самый большой интерес вызывают так
называемые БК-III («Близкие Контакты третьего рода»), когда «контактер» сталкивается с «пришельцами» лицом к лицу. Исследователь
сравнивает воздействия этих «гостей» на психику современного человека с тем, что веками испытывали христианские подвижники, встречаясь с бесами. Удивительно, но последствия одинаковы: страх, депрессия, подавленность, у мирских людей нередко наблюдались попытки суицидов.
Итак, названные авторы делают один и тот же вывод: пришельцы –
это старые, но недобрые знакомые человечества. Это демоны, которые
являются именно в том виде, в каком их готовы принять.
Теории мультиверса
Излюбленные идеи современных фантастов о бесконечном количестве разумных миров вовсе не новы. В истории Церкви неоднократно
встречались подобные взгляды, но они осуждались как ересь. Например, мыслитель Ориген, живший в III веке, в труде «О началах» последовательно проводил идею множественности миров (говоря современным языком – теории мультиверса): «Те разумные твари, которые
согрешили, а потому изверглись из своего начального состояния в соответствии с мерой своей греховности, были в наказание облечены телами. Но когда они очищаются, они снова поднимаются в свое прежнее состояние, полностью избавляясь от зла и от тел. Затем во второй и
третий раз или многократно они снова облекаются телами в наказание.
Ибо вполне возможно, что различные миры существовали и будут существовать – одни в прошлом, другие в будущем» («О началах». Книга
2. Глава 8. Пар. 3). Как известно, Ориген был посмертно осужден Поместным Константинопольским собором 543 года. Этот же вердикт вынесли участники V и VI Вселенских соборов в 553 и 680 годах.
В странах западного христианства вопрос об осуждении Джордано
Бруно (казнен в 1600 году) поднимается не одно столетие. Он также
был сторонником идеи о множественности миров. Известен его трактат
«О бесконечности вселенной и мирах», в котором приводится в основном философско-богословская, но отнюдь не научная аргументация.
Современный исследователь Ф. Йейтс в книге «Джоржано Бруно и герметическая традиция» последовательно проводит мысль, что Церковь
преследовала Бруно не за эту идею, а за ереси, возрождение герметических традиций (например, популяризация трактата Гермеса Трисмегиста «Асклепий»), пантеизм и многое другое.
Что говорит наука
Ученые не разделяют оптимизма уфологов о совершившихся контактах с инопланетным разумом. Им до сих пор не удалось обнаружить не только разумную, но и любую другую форму жизни вне Земли, хотя на эти цели были потрачены миллиарды долларов. Межпланетные космические станции обследовали все планеты Солнечной системы и даже некоторые из наиболее перспективных спутников. Например, исследовательский аппарат «Гюйгенс» в 2005 году посетил спутник Сатурна Титан. Три марсохода бороздят просторы красной планеты, а на ее орбите висит спутник с мощной оптикой. Уже изучено около
половины поверхности Марса, но никаких следов жизни и даже воды
не обнаружено. Земные вирусы и бактерии могли бы обитать в условиях космического холода, вакуума и излучения. Но их нет ни на метеоритах и кометах, ни в космической пыли, ни на поверхности исследованных небесных тел.
Другая возможность поиска внеземной жизни заключается в исследовании так называемых экзопланет, то есть небесных тел вокруг звезд,
как правило, с одним светилом. К декабрю 2008 года обнаружено более 250 таких планет, причем самая мелкая
из них всего лишь в три раза больше Земли. Но сказать, есть ли на них жизнь, современная наука не в состоянии.
Еще одну возможность найти «братьев по
разуму» предлагают радиоастрономы. Уже
более полувека действует программа SETI
(Search for Extraterrestrial Intelligence, то
есть «поиск внеземных цивилизаций»).
Ее подпроект METI (Messaging to Extra-Terrestrial Intelligence — «послания внеземному разуму») разработан для попыток передачи посланий от человечества разумным
существам за пределами Солнечной системы. Обе программы пользуются самым
мощным в мире радиотелескопом. Астрономическая обсерватория Аресибо расположена в Пуэрто Рико, в 15 км от Аресибо, на
высоте 497 м над уровнем моря. Исследования проводятся Корнельским университетом в кооперации с Национальным научным фондом (США).
Выдающийся советский астроном Виктор Шкловский в книге «Вселенная. Жизнь. Разум» (М. Наука. 1987) писал об этих программах с
достаточной долей пессимизма. Дело в том, что диапазон электромагнитных волн весьма широк, вселенная огромна и поиск разумных сигналов
в космическом радиошуме – процесс весьма трудный. В Интернете действует проект SETI@home: радиосигналы из лаборатории Аресибо передаются во всемирную сеть и сотни миллионов компьютеров по всему
миру пытаются в космической какофонии отыскать золотые зерна разумных сигналов. Безуспешно.
Быть или не быть…
Оказывается, ни наука, ни традиционные религии в священных текстах не дают нам достаточных оснований для веры в существовании внеземной жизни. Вероятно, этот вопрос не имеет никакого значения для
спасения человека. К такому же выводу приходят видные российские
ученые и богословы, которые активно обсуждают эту тему в последние
годы. Полемика по этой проблеме, рассматриваемой с научной и религиозной сторон, продолжается, к примеру, на сайте протодиакона Андрея
Кураева.
«Есть ли жизнь на Марсе? Нет ли жизни на Марсе? Это науке неизвестно!» – заявил еще герой известного советского фильма. Так стоит
ли тратить бесценное время на чтение научно-фантастических произведений, от которых сегодня ломятся полки в книжных магазинах? Автор
этой статьи сам не избежал этого юношеского увлечения и убедился: фантастическая атмосфера для писателей – всего лишь удобное поле, на котором их герои могут проявить лучшие и худшие человеческие качества.
Границы вымысла раздвигаются до края вселенной и дальше…
Но главное остается, все же, в душе человека. Если увлечение фантастикой, антихристианской по своему духу, не переходит в страсть (чего,
увы, не избежали многие читатели!), в некоторых произведениях можно почерпнуть и полезные идеи. Особенно, если их авторы – люди, способные отличить добро от зла. Есть издания из разряда фантастических,
которые можно порекомендовать верующим людям. К примеру, всегда
современны романы Жюля Верна и Льюиса Кэрролла, не зря в церковных лавках продаются книги Юлии Вознесенской… О «богоискательских» произведениях Сергея Лукьяненко можно долго спорить
и даже с какими-то его идеями согласиться. Но тратить годы и здоровье на подобные занятия для христианина, конечно, греховно. Не
зря отцы Церкви говорят о том, что главным фантазером является
сатана, возмечтавший быть Богом…
Диакон Димитрий Майоров
|