Мужской монастырь был заложен в 1616
году казанским монахом Нифонтом по
указу царя Михаила Федоровича, а построен Корнилием Хоревым с монахами. Через восемь лет была освящена деревянная шатровая Спасо-Преображенская
церковь.
Монастырь был расположен на очень
красивом, удобном и ответственном для
города месте. Широкий плоский мыс между двумя речками и берегом Туры - это
своеобразная «Завязка» города. С крутого
берега реки Туры открывался великолепный вид на Заречье, далеко усеянное селами, деревнями, ветряными мельницами,
рощами-перелесками.
После большого пожара в городе сгорела Спасо-Преображенская церковь мужского монастыря. Сибирский митрополит
Филофей Лещинский стал ходатайствовать
перед Петром I о постройке каменного монастыря как центра миссионерства и борьбы с раскольниками. Разрешение было получено сразу же (14 декабря 1706 года).
Указ царя предписывал тобольскому воеводе князю Черкасскому отпустить монастырю тысячу рублей из тобольских доходов, кирпич делать самим (ссыльными
людьми), лес и дрова возить пригородным крестьянам, а верхотурским крестьянам
сплавить четыре струга белого камня. Для контроля за обеспечением каменного строительства материалами прибыл из Тобольска приказной человек А.И. Иконников.
К началу каменного строительства монастырь был переименован в Троицкий.
Через девять лет в основном было завершено возведение двух каменных церквей - Троицкий собор (освящена в 1715
году) и Зосима и Савватия, переименованный позже в церковь Сорока мучеников (освящена в 1717 году). К 1741 году
закончено строительство каменной монастырской ограды, настоятельского корпуса и колокольни Петропавловской церкви. Сама же церковь освящена в 1755 году.
С западной стороны находилась еще одна церковь, пристроенная непосредственно к
трапезной в виде четырехугольной башни,
крестовая (домовая) преосвященнейшего Филофея, посвященная Боголюбской
иконе Божией Матери. После двух больших пожаров в середине XIX века Троицкий и Петропавловский храмы были частично перестроены. К тому времени
монастырь состоял уже в третьем классе и
считался лучшим в Сибири после иркутского Иннокентьевского монастыря.
Каменный Троицкий монастырь - это
образец истинного служения Богу Филофея Лещинского. Это умный деятельный человек, один из первых просветителей Сибири. Малоросс по происхождению,
Лещинский закончил Киевскую духовную академию и через некоторое время
был назначен экономом Киево-Печерской
лавры. В 1702 году его назначают митрополитом Тобольским и Сибирским, а в
конце следующего года он сообщает государю о необходимости завести в Сибири школы, учредить казенное пособие для
учеников, организовать типографию, занимается строительством церквей города
и монастыря. В 17II году Филофей принял схиму и удалился в Тюменский Троицкий монастырь, где и прожил (с пятилетним перерывом, когда он снова
возвращался в Тобольск митрополитом) до самой
смерти в 1727 году. После него остался не
только каменный монастырь в г. Тюмени и
тобольские постройки, но также несколько славяно-русских духовных школ и почти триста церквей по всей Сибири. Однако главной постройкой Лещинский считал
Троицкий собор монастыря.
Троицкий собор построен по древнему
образцу - в виде громадного куба, увенчанного мощным пятиглавием. Влияние
украинского зодчества определило прорисовку глав Троицкого собора и даже саму
постановку их на четверике по странам
света, а не по углам четверика. Внутри
храм был украшен великолепными иконостасами, блистающими позолотой и
яркостью красок. Их создавали мастера, вызванные митрополитом Филофеем из Киева. П.А. Словцов, будучи в Тюмени и
любуясь величием и украшением Троицкой церкви, сказал: «Митрополит Филофей, кажется, желал бы, если бы возможность
слушалась ревности, наполнить алтарями и воздух, во славу Всевышнего».
Вторая сохранившаяся церковь монастыря - Петропавловская. Это единственная в Тюменской области церковь
с крестообразным планом. Троицкий монастырь вместил в себя основные типы
церквей того времени: традиционный кубический (Троицкий собор), «трапезный»
(церковь Сорока мучеников), крестообразный (Петро-Павловская церковь).
Шатровые колокольня и надвратная колоколенка как дополнение к ним.
Четвертой каменной постройкой монастыря стали двухэтажные настоятельские
покои, сооруженные в 1739 году. Скромность архитектуры вполне соответствует назначению этого здания как жилого
дома настоятеля монастыря. Окна открывали великолепные виды на Ямскую слободу с одной стороны и на монастырский
двор с тремя громадными церквами в нем.
В 1880-е годы архимандритом Филаретом, настоятелем обители, было выстроено на личные средства здание церковно-приходской школы, рассчитанное на 80-100
учащихся. За алтарем Троицкого храма находилось небольшое кладбище для
братии монастыря и его благотворителей.
Еще со времен святителя Филофея монастырь стал миссионерским центром Западной Сибири. И уже после смерти
своего покровителя монастырь имел славу
обители, где охотно крестят и наставляют
в православной вере евреев и мусульман,
причем для последних Таинства совершались на татарском языке.
Подражая своему святому покровителю, монастырская братия никогда не отказывалась от участия в деле просвещения юношества. С 1761 года при
Тобольском митрополите Павле II здесь была
открыта латинская школа, преобразованная позже в славяно-русскую. С 1804-1805 года при монастыре действовало
церковно-приходское училище для детейсирот священнослужителей. В 1810 году в
нем обучалось 15 человек.
По данным Тобольской архиерейской
канцелярии, в 1741 году в монастыре значится «на северной стороне подле ворот
гостиная келья, при ней гошпиталь, в нем
три человека…»
О восстановлении Троицкого
монастыря рассказывает наместник архимандрит Тихон (Бобов)
Храмы Свято-Троицкого монастыря находились в ведении Управления культуры.
По благословению архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия мне была
определена приписная Крестовоздвиженская церковь, которую нужно было восстанавливать. Мы молились в этой поруганной
святыне, где были в свое время автомобильные мастерские, откуда мы вывезли около
десяти камазов мусора, шлаков. В храме не
было ни света, ни тепла, но люди приходили молиться. По благословению правящего
архиерея в каждый престольный праздник
Свято-Троицкого монастыря: в день Святой Троицы, 12 июля в день апостолов Петра и Павла, на Успение, Преображение, 40
мучеников Севастийских – мы из Крестовоздвиженской церкви совершали Крестные
ходы, с хоругвями, иконами шли к святыне, чтобы Господь услышал наши моления.
Только наладили службы в Крестовоздвиженской, уже первые богослужения начали
совершать в Успенском приделе Троицкого
собора (с 28 августа 2001 года).
В 1996 году 11 декабря состоялась первая передача Тобольско-Тюменской епархии, правда не в собственность, а в
аренду, Троицкого собора, монастырского корпуса и здания так называемой Воскресной
школы. Нужно было готовить проектносметную документацию на восстановление.
Это очень большой труд. Частично нам помогли меценаты, люди доброй воли. Пришлось и в Троицком соборе убрать
огромное количество мусора, хлама. Сохранились фотографии того, что там было – завалы опила, цемента, в храме стояли
деревообрабатывающие станки. В Успенском
приделе была наковальня. Под престолом в любом храме всегда прочный фундамент, так именно в этом месте и
устроили наковальню. Было огромное количество
сварочных аппаратов. Все это нужно было демонтировать. С Божьей помощью мусор
убрали и приступили к черновому настилу пола. Мы благодарны профессору Семену
Яковлевичу Кушниру, который нам оказал
большую методическую и практическую помощь, выдал технические рекомендации
под своей подписью. Потом уже сделали пол из змеевика, мрамора – тот, что мы
видим сейчас. Так постепенно проводили реставрацию Троицкого собора. Взять
крышу например. Есть видеопленка 1995
года, на которой видно, какой была крыша – решето, небо просвечивает. Пришлось ее менять. Забот было много.
Если проанализировать прошедшие годы, они были непростыми, конечно.
Мы помним и историю с долгим судебным процессом, когда меня обвиняли по
статье 243, ч.2 УК – «умышленное разрушение памятника архитектуры федерального значения». Полтора года
длился судебный процесс. Потом выяснилось,
что снесенное и вновь отстроенное здание так называемой «Воскресной школы»
на территории монастыря не было никаким памятником. В документах Министерства культуры это строение вообще
не числилось, согласно проектной документации оно подлежало сносу. И тем не
менее пришлось вынести длительные судебные разбирательства.
По благословению архиепископа Димитрия в Троицком соборе первое богослужение совершилось 15 июня 2003
года в день Святой Троицы. Слава Богу,
в настоящее время мы имеем почти восстановленный Троицкий собор, хотя там
еще много работ по интерьеру. И посмотрите, все сейчас являются свидетелями, что даже фрески на стенах собора
частично обновлены. Восстановленный
по древним чертежам иконостас на сегодняшний день лучший в Сибири. С помощью Божией восстановим и Преображенский придел, поставим иконостас, и
южный придел в честь святых Антония и Феодосия. Продолжается реставрация
церкви Петра и Павла, разработана документация для реставрации наместнического корпуса.
Церковь – прежде всего люди. По благословению Владыки Димитрия постепенно подбирался священнический состав. В начале были отец Георгий
Санников, он был чтецом во Всехсвятской
церкви, потом диаконом, потом священником, сейчас служит в г. Ялуторовске;
отец Геннадий Бодрягин, тоже сначала
был чтецом, диаконом, потом священником. Были монашествующие – отец Кирилл, отец Даниил. Они мне помогали.
И прихожане собрались. Сначала мало
было народа, потом все больше и больше.
В монастыре в настоящее время 15 человек братии, есть устав, монашеские
требования. Девиз таков – молись и трудись. В монастырь приходят не укрыться, спрятаться от мирской жизни, но,
наоборот, если надо, приходится идти в
мирскую жизнь, как сказано: погибай
сам, но спасай других. Поэтому насельники нашего монастыря - отец Амвросий,
отец Симеон - посещают тюрьмы, больницы. У нас прекрасно поставлены катехизаторские проповеди в онкологической
больнице. В субботу-воскресенье, когда
священник туда приходит, до 20-30 человек исповедуются и причащаются, соборуются. У каждого в монастыре свое
послушание. Кто служит на скотном дворе, кто - в подсобном хозяйстве, кто - на клиросе читает, кто певцом служит,
катехизатором, кто - преподает в училище.
Все должны со страхом Божиим и трепетом нести свои послушания. Именно монастырь был в свое время просветительским, противораскольническим,
миссионерским центром. И сегодня приоритетной для Троицкого монастыря является
учебно-просветительская деятельность.
В 1999 году было построено и освящено первое здание Тюменского Духовного училища. В 2006-2007 учебном году
освящен новый, более просторный корпус училища, а количество студентов
увеличилось почти вдвое и составляет 60
человек.
В отреставрированной монастырской
школе, построенной архимандритом Филаретом, располагается монастырская
лечебница, которая оказывает медицинскую помощь как насельникам монастыря и студентам Духовного училища, так
и всем приходящим сюда людям.
По материалам книги «Святитель
Филофей Лещинский», из интервью
М.Ю. Бакулина с о. Тихоном (Бобовым)