![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||
![]() |
На начало | ||||||||||||||||||
![]()
![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
![]() ![]() Наши баннеры ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Остров любви
![]() Отец Николай подражал своей жизнью святителю Николаю. Тот, в отличие от других вселенских учителей, не оставил после себя никаких богословских трудов, но прославил Господа делами милосердия, и известен миру как скорый помощник. Так и отец Николай делами любви Христовой утешал приходящих к нему, как говорится в одном из акафистов Божией Матери: «не отыде от лика Моего не утешен». Делами любви он и стал известен во всем мире. Отец Николай как опытный регент, мог умело задавать тон не только в церковном пении, но и тон новой жизни покаяния. Своим словом краткого мудрого наставления он изменял жизнь человека, т. е. духовно, во Христе, перерождал душу. Архимандрит Гермоген (Муртазов)
Любовь к храму и к церковному пению была присуща всем членам их семьи: его отец, Алексей Иванович, был регентом церковного хора; старший брат, Михаил Алексеевич Гурьянов — профессором, преподавателем С.-Петербургской консерватории; средние братья, Петр и Анатолий, также обладали музыкальными способностями, но о них осталось мало известий. Все трое братьев погибли на войне. Батюшка так вспоминал об этом: «Отец у меня умер в четырнадцатом году. Осталось нас четверо мальчиков. Братья мои защищали Отечество и от фашистской пули, как видно, не вернулись… Благодарите Отца Небесного, мы живем теперь, у нас все есть: и хлеб и сахар, и труд и отдых. Я стараюсь вносить в Фонд Мира ту копеечку, которая помогает избавиться от этих военных действий… Война ведь пожирает молодые жизни. Не успел человек открыть дверь в жизнь — уже уходить…» Существует предание, что о. Николай побывал на о. Залита (в ту пору Талабске) еще в отроческом возрасте. Рассказывают, что примерно в 1920 году настоятель храма Архангела Михаила, в котором отрок Николай работал алтарником, взял мальчика с собой в губернский центр. Добирались водным путем и на острове Талабск пристали отдохнуть. Пользуясь случаем, решили посетить подвизающегося на острове блаженного. Звали того Михаилом. Был он болящим, всю жизнь носил на теле тяжелые вериги и почитался как прозорливец. Говорят, что блаженный дал священнику маленькую просфору, а Николаю — большую и сказал: «Гостек наш приехал», предсказав ему таким образом будущее многолетнее служение на острове…В 20-е годы их приход посетил Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (будущий священномученик). Отец Николай так рассказывает об этом событии: «Я мальчишкой совсем еще был. Владыка служил, а я посох ему держал. Потом он меня обнял, поцеловал и говорит: «Какой ты счастливый, что с Господом...». До 1929 года о. Николай служил псаломщиком в Свято-Никольском храме с. Ремда Середкинского района Ленинградской (теперь Псковской) области. В конце 20-х годов он окончил Гатчинский педагогический техникум и первый курс педагогического института в Ленинграде, затем учительствовал в Тоснинском районе Ленинградской области.
«Когда батюшка приехал, — делится своими воспоминаниями духовное чадо старца Валентина Алексеевна, — на острове не было ни одного деревца. Он поедет в Почаев, привезет липы, из Киева — каштаны, в Тарту дали жасмин, откуда-то достал саженцы яблонь. Глядя на него, и мы стали около домов яблони сажать. В жару берет два ведра и бегом на озеро за водой. Нас-то всех подымет: «Идем, Валюшка, и твои яблоньки пить хотят». Все уж спешим гуськом с ведрами к озеру, а он все бегом, бегом, скорее всех. Забежит — выльет, и опять в свою череду. Все бегом, с шутками, как усидишь? Так и засадили остров. А уж кладбище-то он сам. Как батюшка приехал, так и остров изменился». Остров изменялся не только внешне, но и внутренне, духовно. С любовью и терпением учил отец Николай, что главное не здесь и не сейчас, а там, в будущей жизни, и каждая маленькая победа над собой, над суетными греховными обычаями мира — это шаг к этой блаженной будущей жизни.
Долгие годы верным спутником и помощником в пастырских трудах и в повседневных заботах для отца Николая была его мать — Екатерина Стефановна. Верная раба Божия, матушка Екатерина, сумела привить свою беззаветную любовь ко Господу своему сыну. Храм, молитва Богу, Божией Матери, святым Божиим и особенно ко своей святой небесной покровительнице великомуч. Екатерине были главными занятиями ее жизни. Почила о Господе матушка Екатерина Стефановна 23 мая 1969 г. и похоронена на кладбище, напротив батюшкиного дома. Отец Николай сформировался и сложился как подвижник необычайной силы не только без необходимого руководителя, «чудесне, по особому смотрению Божию», но и в самый трагический период истории нашей Церкви, в тот ее момент, когда в стране была развернута беспримерная кампания по Ее ликвидации. Интересно, что то, чем обладал Талабский старец в тот момент, когда о нем вдруг узнали и заговорили все, - бесстрастие, любовь, прозорливость, назидательность - было достигнуто им задолго до его выхода к народу. Но до положенного Богом срока старец пребывал в потаенном месте и в безвестности.
Для него, казалось, не существовало пространственных и
временных ограничений, как будто бы он жил в другом измерении и в другом теле. Я сам был свидетелем таких случаев.
Иеромонах Нестор (Кумыш) Он ясно видел прошлую, настоящую и будущую жизнь своих чад, их внутреннее устроение. Но как бережно он обращался с тем знанием о человеке, которое вручал ему Господь как Своему верному рабу! Ведая всю правду о человеке, он не допускал ни одного намека, могущего ранить или задеть его самолюбие. Так бывало часто и со многими: приезжая с одной целью, человек уезжал от него с тем откровением о себе и с тем уроком, которого вовсе не ожидал услышать и получить. Батюшка был человеком глубочайшей веры и ни на секунду не сомневался в Божием покровительстве, распростертом над каждым верующим человеком и над всей Церковью в целом. «Все будет так, как вам надо», - часто говорил он боязливым людям, как бы говоря, что никакие обстоятельства не властны над христианином, если в нем есть подлинная, несомневающаяся вера. 24 августа 2002 года старец Николай завершил свою высокую, исключительную миссию и ушел от нас к вечному покою. Один Бог ведает, какого неимоверного, нечеловеческого напряжения исполнена была эта жизнь, которой Он предуготовил особую роль - свидетельствовать истину о Христе людям, отлученным от Бога и Его Церкви, на самом закате XX, страшного по своим историческим событиям, столетия. Несомненно, что после кончины Талабского подвижника Церковь наша вступает в какую-то новую фазу своей истории. ![]() (По материалам Псковского Агентства Информации, газеты «Известия» 3/7/2001)
Островом Православия называли небольшой, едва различимый и на крупномасштабной карте, остров Залита,
омываемый водами Псковского озера. Сюда, на эту крохотную часть
суши, долгие годы корабли и лодки перевозчиков доставляли паломников со всего православного мира. Маршрут
никогда не менялся: большая земля — остров — домик протоиерея
Николая Гурьянова… Но именно здесь, в келье, собственно и
начинался остров Православия, начинался с него, залитского
старца отца Николая. Он и являлся этим благодатным островом; островом, незыблемо стоящим средь бушующего
житейского моря; островом и одновременно кораблем, идущим самым удобоспасаемым маршрутом к блаженной вечности.
Всему новоиспеченному «хлебу» Русской Церкви, оказавшемуся в весьма неблагоприятных для дальнейшего роста
условиях, для поддержания духа требовалась закваска совершенно
особой силы. И, как думается, она была дана ему Господом, незримым Главой Церкви, в лице старца протоиерея Николая. На
это указывает и необычное местопребывание старца - остров
Талабск (Залит), и исключительный дар прозорливости, в нем
обитавший, и необыкновенная назидательность его слов, облеченных в предельно лаконичную форму, доходивших до самых
затаенных глубин души и вызывавших в ней коренные перемены. Поистине, он был теми «дрожжами», на которых
всходила, всходит и еще будет всходить русская православная религиозность, тем Моисеем, который вел «новый Израиль» в
«землю обетованную». Он был той духовной силой, которая проникала не только в души потянувшихся ко Христу людей, но и
вчерашних коммунистов и нынешних либералов, и даже их заставляла благоговеть перед Богом. Возле него вся новокрещенная
Россия, имевшая представление о праведности, в лучшем
случае, по книгам, получила ясное, ощутимое представление о
том, что такое православная святость.
Батюшка был милостив и снисходителен к кающимся людям,
приезжавшим к нему. Один посетитель, стоявший возле ограды домика старца и от стыда, его мучившего, не решавшийся не
только обратиться к старцу, но и глаза на него поднять, услышал тихий голос отца Николая. «Поди, позови его», - сказал он
своей келейнице. Та пригласила приехавшего к старцу,
который помазывал его маслицем и все время приговаривал: «С тобой милость Божия, милость Божия с тобой...» И его гнетущее состояние растаяло и исчезло в
этом луче батюшкиной любви. Однако тех, кто не имел
в себе покаяния, старец мог встретить иначе. «Больше ко
мне не приезжайте», - сказал он одному паломнику.
Страшно было слышать такие слова от великого праведника.
По материалам статьи Наверх | |||||||||||||||||
![]() |