| ||
На начало | |||||||||||||||||
Наши баннеры |
Важно, чтобы поступающие осознавали свой выбор(интервью с архимандритом Тихоном, ректором Тюменского Православного Духовного училища)
- Отец Тихон, расскажите, в чем особенности образовательного процесса в Тюменском Духовном училище. Духовное училище является учреждением профессионального религиозного образования. Оно уникально в своем роде, так как одно из немногих, куда принимаются абитуриенты на базе 9 классов. Наряду с начальным духовным образованием воспитанники получают здесь полное среднее. Требования к учебе высокие, потому что наша задача — дать учащимся достойное и конкурентоспособное полное среднее и начальное духовное образование. Кто-то из выпускников в дальнейшем продолжит свое обучение в вузах или среднеспециальных учебных заведениях, кто-то пойдет в духовные семинарии. Примерно половина выпускников связывает свой выбор с духовной стезей. Поэтому нам необходимо так подготовить учащихся, чтобы для них не было проблемой поступление ни в светский вуз, ни в высшее духовное заведение — семинарию. С этого года мы усиленно готовим выпускников к сдаче Единого государственного экзамена по русскому языку и математике. На базе училища организованы дополнительные занятия по этим предметам. - А какие предметы преподаются в училище? - Общеобразовательные предметы все те, что и в школе. Кроме них, ведутся духовные: катехизис, библейская история Ветхого и Нового заветов, литургика, история Православной Церкви, церковное пение, церковнославянский язык. Есть практические дисциплины (практикумы), изучается теория и практика колокольного звона. Проводится богослужебная практика. - Какие документы получают выпускники по окончании училища? - По окончании училища выпускники получают два документа: аттестат о полном среднем образовании и диплом о получении профессии «церковнослужитель» с квалификациями пономаря, чтеца и звонаря. - Расскажите о материальной базе училища. - В Духовном училище очень хорошая материально-техническая база. С 2006 года учащиеся живут и занимаются в новом корпусе. У нас оформлены и оснащены кабинеты духовных дисциплин, есть даже виртуальная (компьютерная) колокольня. В училище хороший спортивный зал с тренажерами, компьютерный класс, оснащенный техническими средствами актовый зал, просторная трапезная. Библиотечный фонд представлен всеми видами литературы: учебники по духовным и общеобразовательным дисциплинам, учебные пособия в виде таблиц, карт, художественная литература, творения святых отцов и современная православная литература. Мы выписываем периодические издания и газеты. В следую- щем году мы хотим особое внимание обратить на физическую культуру воспитанников. Здоровье поступающих оставляет желать лучшего, поэтому мы особое внимание уделяем занятиям спортом. В будущем году мы еще улучшим материально-техническую базу для занятия физкультурой, приобретем новый спортинвентарь, лыжи. - Какие новшества в следующем учебном году ожидать абитуриентам при поступлении? - Со следующего учебного года мы планируем при поступлении ввести экзамен по алгебре. Это один из основных предметов в школе. Раз наши учащиеся сдают ЕГЭ по этому предмету, нам нужно знать их уровень успеваемости по математике. В остальном все останется по-прежнему. От абитуриента требуется, кроме знаний по светским предметам, хорошее знание молитв, указанных в правилах приема, умение читать на церковнославянском языке. Ну и, конечно же, поведение абитуриента должно соответствовать нормам и правилам поведения Духовной школы. - С какими трудностями Вы как ректор встречаетесь в своей работе? - Особо я хотел бы обратиться к отцам-настоятелям, рекомендующим абитуриентов к поступлению в Духовное училище. К нам поступают ребята с разных регионов и епархий, из городов и сел. Священнику необходимо учитывать тот уровень, на котором находится предполагаемый абитуриент. Юноша должен быть подготовлен к самостоятельной жизни в духовной школе, быть достаточно ответственным в учебе, иметь прилежание. Требования у нас к учебе высоки. Кроме того, абитуриент должен быть готов к жизни в училище нравственно. Он должен иметь навык в христианской жизни, вести трезвый образ жизни, участвовать в Таинствах, проявлять интерес к духовной литературе. Мы в своей практике сталкиваемся с такими фактами, что некоторые настоятели посылают всех подряд, не сообразуясь с уровнем образования и нравственности. Для таких учащихся учеба в училище становится мучением. Одни осознают свою непригодность для такого рода жизни и бегут из училища в первые же недели, а потом уже не появляются на пороге храма. Других отчисляем мы сами через определенное время, когда становятся видны качества характера и поступки, несовместимые с требованиями Духовной школы. И в одном, и в другом случае — это настоящая беда и для училища, и для студента. Поспешив с рекомендацией такому юноше, настоятель фактически ставит его в сложные жизненные условия, к которым тот еще морально не готов. Нам бы очень хотелось, чтобы отбор абитуриентов на приходах был более качественным. - Отец Тихон, абитуриентов и их родителей интересует, как устроен быт в Тюменском Духовном училище и, прежде всего, каковы условия проживания в нем? - Условия проживания в училище очень хорошие. Учащиеся живут в отдельных комнатах по 2-3 человека в мансардном — третьем — этаже учебного корпуса. Им предоставляется бесплатное четырехразовое питание. Они пользуются всеми льготами, положенными учащимся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. - Отец Тихон, какие внеклассные мероприятия проводятся в училище? Насколько насыщенна ими студенческая жизнь? - Стали традиционными концерты на Рождество и Масленицу, когда каждый класс готовит свои номера. Мы всем училищем выезжаем в академические дни на природу, проводим различные конкурсы, соревнования. Часто совершаются паломнические и миссионерские поездки. Каждый класс имеет своего наставника — священнослужителя, каждый курс — классного руководителя, которые проводят работу с воспитанниками: беседы, классные часы, просмотр фильмов. Примерно раз в месяц класс посещает духовник с беседой на духовную тему. - Каков распорядок дня в училище? Что является наиболее трудным для поступивших? - В обычные дни распорядок у нас такой: подъем в 7:00, утренняя молитва в Свято-Троицком соборе, завтрак. Занятия идут парами с 8:20 до 13:10. У нас 6-дневная учебная неделя, каждый день проводится 3 пары учебных занятий (6 уроков). В 14:00 — обед и после него — трудовые послушания до 16:40. Выпускные курсы в это время идут на дополнительные занятия, также в это время проводятся спевки хора (2 раза в неделю). С 17:00 - вечерние занятия в классных аудиториях (самоподготовка). В 18:20 — ужин и продолжение занятий до 20:00. Отбой в 22:00. В воскресные дни все воспитанники участвуют в богослужении в качестве пономарей, певчих церковного хора, дежурных по храму и так далее — у каждого воспитанника свое послушание. Наиболее трудным для поступивших является как раз выполнение распорядка дня. Кто-то норовит поспать подольше и опаздывает на утреннюю молитву, он же часто бодрствует после отбоя, по обычной домашней привычке поздно ложиться. Кто-то трудно уживается в коллективе — ведь приходится считаться с интересами и требованиями рядом живущих товарищей. Если у студента не сформировалась потребность жить духовной жизнью, жить по-христиански, он в условиях относительной свободы от родительского контроля будет искать для себя возможность разного рода развлечений, что, в конечном счете, приведет его к отчислению из училища. Вот почему важно, чтобы поступающие осознавали свой выбор и умели преодолевать свои желания и нежелания, чтобы имели навык послушания и духовной жизни. В училище приходится трудиться — и физически, и нравственно, а для современного молодого человека это уже само по себе подвиг. Зато, пройдя такую школу, юноше уже легче будет жить и строить свои отношения с людьми, а также делать в свое время правильный нравственный выбор. Наверх | ||||||||||||||||