| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
«Он не один, а святых у нас много»
Проповедь протоиерея Иоанна Восторгова, сказанная в Тобольске 9 июня 1916 г. Отец Иоанн Восторгов, приехавший на прославление святителя вместе с митрополитом Макарием Московским, произнес свое слово после всенощного бдения и крестного хода по Тобольскому кремлю и площади перед ним, когда мощи святителя были поставлены в специальной летней открытой церкви для последующего всенощного поклонения горожанами и паломниками. «Среди народа русского сложилось и живет трогательное сказание: предки наши, в благочестивом усердии и ревности по вере, рассказывали, будто бы перед смертью Своею Христос Спаситель молился о призвании в лоно Своей Церкви, в числе других, особенно и русского народа. Спаситель наш, говорит это сказание, был распят иудеями вне Иерусалима, и был на кресте вознесен в таком положении, что хребет Его был обращен к богоубийственному городу и народу, а взор Его устремлен был к странам полунощным. И вот, в час смерти, когда уже кровью заполнились Его пречистые очи, и холод смерти проникал в Его истерзанное тело, перед тем, как сказать Свое мировое и спасительное “Совершишася”, – окруженный злобными врагами, Спаситель наш умолял Отца Небесного дать Ему в обладание народы далекого севера. Пришла пора, и лучи вечного света и волны Царствия Христова достигли стран полунощных; около Ильменя и Днепра в поздний, но многознаменательный час истории, малый количеством и неведомый тогда сильным и славным мира народ русский вошел в Царство Христово. Многою верою, многими молитвами, слезами, трудами и подвигами, многими скорбями и терпением строил русский народ свое земное царство, и не забывал никогда о том, что ему дано сокровище небесное, драгоценный бисер веры православной. Он сохранял эту веру во всех испытаниях своей тяжкой и многоскорбной истории; он пронес ее до граней севера и востока Европы; он перешагнул с нею через Урал; он потом с нею шел по безбрежным странам Сибири; он с Крестом и Евангелием достиг до последних пределов земли своей богоданной, до Камчатки, до волн Великого океана, до пределов таинственных царств обладания древнего дракона; он осмыслил святою верою и Церковью Христовой свою историю, он в Церкви Господа Иисуса опознал свое историческое, мировое призвание. Чуждый гордыни, он поставлял своею задачею не обретение мира с его мирскими сокровищами, но спасение души, которая, по слову Христову, одна дороже всех сокровищ земли; он блистал не великими деятелями-завоевателями сих земных сокровищ, но великими святыми, и ими, этим тьмочисленным сонмом угодников, он украсил небо церковное, он духовно плодоносил в своей исторической жизни. Из рода в род, из поколения в поколение он имел утешение и великую духовную радость видеть знамения и свидетельства того, что неоскудны были добродетели святости в русском народе, неоскудны были эти живые духовные побеги, листья, цветы и плоды, свидетельства и знаки жизни духовной в русском народе. Что может быть выше и отраднее этой духовной радости? Что может более поднимать нашу душу? Что может давать более крепкие основы веры и надежды, – и залоги грядущей жизни народа, залоги светлых о нем упований? О, благословен и преблагословен буди, Господи Боже наш, за эту нынешнюю нашу радость прославления во святых блаженного и праведного Иоанна, Митрополита Тобольского и всея Сибири! Благословен и преблагословен буди этот час наш нынешнего торжества. Эти звоны, эти светы, символы горящих душ и сердец, этот сонм Архипастырей и пастырей, со всей России сошедшихся, этот многочисленный народ церковный, исполненный благоговения, это величественное величание Святителя, эти пения и лики, – и это пребывание с нами в общей молитве полномощных представителей всероссийского Царя, в молитвенном предстоянии митрополита, как представителя Святейшего Всероссийского Синода, высшего церковного священноначалия – все сие есть образ, символ, напоминание, знак и явление духовного единства, духовной радости не одной Сибири, но всего православного народа. Паки и паки, – благословен Господь, даровавший нам эту радость! Благословен Господь, воздвигнувший светильник святыни в этих странах полунощных! Благословен Господь, показавший нам свидетельство Своего благоволения к Церкви Российской и к русскому народу! Благословен Господь, открывший нам в этом великий источник отрады и утешения! И как воистину благовременно это утешение! В годину тяжкую, когда нередко внушают нам мысли и чувства отчаяния, уныния, сомнения и страха, – не изжил ли себя духовно народ наш, не обречен ли он на умирание, не пропитан ли он насквозь только пороками и страстями, не является ли он безнадежно отсталым в великой семье, семье человечества, – Господь дает нам указания, что не мертв, а жив, духовно крепок и велик тот народ, который процветает святыми и имеет таких сынов, таких достойных мужей, как Святитель Иоанн Тобольский. В годину, когда изготовившийся лютый враг занял пятнадцать областей русской земли, когда он, в злобе, лукавстве и ненасытимой алчности, поднял оружие против мирного народа нашего, Господь дает русскому Царю и воинству небесного защитника, и вместе с тем, как бы некий небесный залог того, что не может погибнуть под ударами и внешних врагов народ святых, народ, дающий и даровавший в сынах своих явления святости, этой самой великой в мире и воистину непреоборимой силы духа. Пусть не говорят, что это один святой среди миллионов грешников: и прежде всего, он не один, а святых у нас много, а с другой стороны не бывает так, чтобы высочайшая гора стояла совершенно одиноко на равном и низменном месте, но около нее бывают обыкновенно и отдельные, хотя и меньшие, горы, и тянутся целые горные цепи. Благословен Господь, даровавший нам свидетельство того, что народ наш не только жив духовно, не только не сокрушим для врага, – но и по-прежнему он – духовно единый, единое тело, одушевленное единою душою, при чем душа его есть вера: и здесь в Сибири, и до самых дальних пределов своего обитания он один и тот же, живет одним духовным устремлением к Богу, ищет единого на потребу. И эта радость, охватившая весь народ, при вести о прославлении нового святого, и не взирая на тяжести войны и связанные с нею тяготы путешествия, подвигнувшие столь великий сонм пастырей и пасомых прибыть сюда на церковное торжество, – о чем говорит все это, как не о том же великом духовном единстве народном? И смотрите, в радости духа какое торжество! Веют святые хоругви; полны все стогны народа; крепки молебные гласы; льются из уст песнопенья; блещет во взоре надежда; всходит до неба моленье; стане, Святый Иоанне, стани, Святителю Божий, стань пред Царем православным, стань ты пред воинством нашим, стань перед русским народом, будь им вождем благодатным, рцы им на подвиг напутье, словом пророка, как встарь, их утеши, словом, что рек ты Петру пред Полтавой, словом, что рек ты ему пред победой, словом, что враг сокрушится, враг отойдет во смятеньи, враг отойдет от Руси православной, мир же, и славу, и честь, и спасенье Царь наш примет на брани кровавой… И се, в дни твои прославления, Святителю Божий, гремят победные гласы, несутся орлами наши воины на вражьи твердыни, “и пленяют ратники и проходят послушание”… Величаем, величаем тя, Святителю отче Иоанне, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего! Величаем, величаем тя, Святителю Божий Иоанне, и в осенении молитв твоих исполняемся духа силы и радости, и с упованием взираем на грядущее. Радуйся, Святителю, по имени твоему воистину благодатный! Радуйся, Святителю, Богу угодный, народу любезный и в церкви святой отныне вечно прославляемый!.. Радуйся, Церкви Российской похвало, радость и украшение! Радуйся отечеству твоему преславное и крепкое заступление, свыше нам ныне данное! Радуйся Иоанне, Сибирский и всея Руси, Молитвенниче и Чудотворче! Аминь».
Цит. по книге «Къ святителю Наверх | |||||||||||||||