| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
Монастырь в XVII векеВ 1616 году монахом Нифонтом, пришедшим из Казанской Раифской пустыни, в Тюмени был основан Преображенский монастырь. В грамоте 1621 года, адресованной тюменским воеводам, сказано: «А в Казанском дворце… тюменский черный поп Иона сказал: поставил де в Тюмени за Ямскою слободою Преображенский монастырь старец Нифонт Казанский в 124 году (имеется в виду 7124 год от сотворения мира, т.е. 1616 г. от Рождества Христова – прим. ред.) мирскою дачею (т.е. на деньги местных жителей – прим. ред.)». Обитель расположилась в живописном месте на высоком мысу, омываемом с трех сторон водами Туры, Тюменки и Бабарынки (кстати, на картах С.У. Ремезова нач. XVIII в. последняя речка называется более понятно – Бабаринка – прим. ред.). Ежегодной руги (жалования) от казны первые насельники не получали, а кормились своим трудом за счет пашни, которую сами и обрабатывали. В это время насельников в Тюменском монастыре было всего 3 человека, кроме дьякона и пономаря. Игумену Авраамию и его помощникам поручалось построить новые кельи, монастырскую церковь и прочее. Однако уже через несколько месяцев Авраамий был заменен игуменом Сергием. В январе 1622 года игумен Сергий и строитель Иона с братией жаловались царю Михаилу Федоровичу, что никаких угодий у монастыря нет, пашни они «не водят», а денежной и хлебной руги (казенного жалования) не получают, «питатца и одеватца братьи и монастырь строити нечем» – приходится жить за счет подаяния, «Христовым именем». Они просили о назначении им руги и отводе монастырю «в вотчину» двух рыбных ловель, которые «лежат впусте, на оброк никому не отданы». Царской грамотой от 25 января 1622 года предписывалось дать жалование: игумену Сергию по 10 рублей в год, строителю Ионе и келарю Онуфрию – по 5 рублей каждому. «Да им же… дати на монастырь безоброчно рыбные ловли: вниз по Туре реке Баньшикову прорву… да по реке ж по Туре прорву в Кривой Луке…» – указывала грамота. К 1624 году в Преображенском монастыре было несколько строений: кельи игумена и строителя, 6 братских келий, теплая деревянная шатровая церковь Преображения Господня, возведенная монахом Корнилием (Хоревым), «а в ней церковное строенье, образа и книги и колокола государева жалованья». Эти строения обнесены были высокой оградой. С внешней стороны ограды стояли дворы монастырского подьячего Ивашки Огня и пономаря Елизарки Иванова. К 1680 году хозяйство монастыря значительно расширилось. Преображенской обители теперь принадлежало 405,5 десятины пашни (в трех полях), 153 десятины залежной земли и 7550 копен сенных покосов. Землевладение увеличилось за счет новых пожалований от царя и вкладов местных жителей, а также за счет покупки земельных участков. Количество братии возросло незначительно, поэтому работы в монастырской вотчине выполнялись так называемыми «монастырскими людьми», которых к 1680 году было около 200 человек, жившими в большинстве своем в тех же монастырских деревнях – Каменке, Голышевой, Филинке, Балдинской, Ирюмской, Колмаковой и Щучьей. На время страды привлекались также наемные работники. До нашего времени дошли имена монастырских настоятелей и строителей этого периода: игумен Варлаам (1639), старец Феоктист (1662), игумен Адриан (1665), архимандрит Никифор (1668) и архимандрит Антоний (1698). В конце XVII века сложилась традиция крестных ходов с Нерукотворенным образом Спасителя из Спасской церкви в Тюменский Преображенский монастырь. Письменных документов о начале крестных ходов не сохранилось, а предание говорит об этом так: «Назад тому двести и более лет (записано в 1882 году – прим. ред.) сделался чрезвычайный упадок скота и смертность между жителями села Каменского и соседних. Вследствие этого жители села Каменского и соседних селений по уважению к древности этой иконы, вероятно, особенной благодатной силы от нея испросили разрешения Духовного Начальства обойти со Святою Иконою свое и соседственное селение. Когда они обошли свои селения со Святою Иконою, смертность между людьми и мор скота прекратились. В память такого избавления от бедствий, с дозволения начальства, по желанию жителей Каменских и других селений и установлен Крестный ход». Происходил он следующим образом. Шестого июля начиналась литургия в тюменской Спасской церкви, к концу которой чтимый образ приносился в монастырь, откуда, при стечении большой массы народа, сопровождаемая духовенством, икона Спасителя переносилась в монастырскую рощу. Там, на площади, совершался молебен с водосвятием, после которого образ выносился за рощу на дорогу, ведущую в деревню Воронину, и далее – через деревни Княжеву, Метелеву, Фуфаеву – шествовал в село Луговское за 12 верст от города. Там совершалось всенощное бдение, а наутро – литургия. После службы икона переносилась через деревню Кулакову в село Каменское, где также совершалось вечернее и утреннее богослужение и молебны, после чего образ в сопровождении духовенства возвращался в монастырскую церковь, где оставался на продолжительное время (неделю и более). Молебны служились в течение всего времени пребывания святыни в обители, а также совершались молебствия и по домам затюменских прихожан. После этого Нерукотворенный образ возвращался в Спасскую церковь.
Наверх | |||||||||||||||