| ||
На начало | |||||||||||||||||
Наши баннеры |
Исчезнувшая обитель
(Окончание. Начало в №1 (76)) Нужно заметить, что о Рафаиловском святом не знали даже местные жители, но благодаря изданному «Патерику сибирских святых» протоиерея Анатолия Дмитрука, который со вниманием был прочитан прихожанами православной общины села Битюки, стали появляться в прессе первые сведения. Вот как пишет об этом журналист Анна Панкова: «Мы снова и снова перечитывали эти скупые строки. Честно скажем, долго испытывали некий духовный восторг от своего открытия – мы ходим по земле, по которой ходил святой! Он спускался к этой же речке, поднимался на эту же горку, видел этот же лес! Невероятно! Когда читаешь о святых каких-то других далеких мест – это кажется более реально. Не так-то легко, оказывается, вполне вместить в современное сознание факт, что там, где живешь ты, жил человек, ставший святым, канонизированный Русской Православной Церковью. Конечно, это происходит оттого, что наша жизнь и святая жизнь – понятия уж очень несовместимые. Однако чувство, что мы обрели родную душу на Небесах, понемногу усваивалось, согревало нас здесь, на земле, на месте поруганного и оскверненного храма (община пыталась восстановить храм первоверховных апостолов Петра и Павла – авт.). Преподобный Андрей – вот кто найдет нам храмостроителей! Мы с радостью и надеждой включили в свою ежевоскресную обедницу в Битюках молитву преподобному Андрею, напечатанную в « Патерике».
И помощь от святого не замедлила явиться» («Сибирская православная газета»). Так в 2007 году началось возрождение православной церковной жизни в Рафаилово. Жители стали собираться дома у жительницы села Меримеи Анфимовны Жигаревой для совместной молитвы, а в день памяти преподобного Андрея, 27 марта по инициативе Анны Евтифьевны Панковой был установлен на берегу Ялынки Поклонный крест, который, кстати сказать, сделал ее муж, староста прихода Битюковской церкви Алексей Владимирович; а икону преподобного Андрея написала их дочь Пелагея – на то время ученица иконописного отделения Тобольской духовной семинарии. Стал традиционным Крестный ход, в котором принимают участие не только жители Исетского района, но и паломники со всей Тюменской области. Искреннее желание отыскать все, что сохранилось о жизни преподобного Андрея, стало понемногу реализовываться в 2010 году, и первой ступенькой стали те самые скупые строки из «Патерика». Как оказалось, строки эти автор Анатолий Дмитрук взял из труда « Историческое описание Московского Симонова монастыря» известного историка XIX века В.В. Пассека. В седьмой главе, названной «Погребенные в Симоновой обители», автор пишет: «Еще в глубокой древности монастыри были у нас светильниками Веры и просвещения среди тьмы язычества и дикости нравов. Великие Князья и знатные Бояре считали за счастие беседовать с богоугодными иноками; решаясь на великие предприятия, часто испрашивали благословения у своих духовников, или у простых отшельников от мира; чувствуя приближение последних дней жизни, многие из них воспринимали образ схимников. А по кончине погребались в монастырях и вообще в храмах Божиих… Подобно сему и в Симоновой обители с первых времен ее основания погребались Цари, Князья, знатные вельможи и все, желавшие даже по смерти быть ближе к ея св. храмам… Описывая знаменитых предков, в давния времена погребенных в этом монастыре, не предадим забвению достойных вечной памяти особ, которыя скончались в конце прошлаго и в начале текущаго столетия; и которых останки хранит Симонова обитель в недрах своих до будущаго воскресения мертвых. Подле алтаря Соборной церкви погребены: …игумен Андрей, бывший Настоятелем Рафаилова Троицкого монастыря Тобольской Епархии. Отказавшись от Игуменской должности, жил для духовного любомудрия с 1811 года в Симоновом монастыре в глубоком смирении, подвигах благочестия и чистой любви к Богу и ближним. Преставился 1820 года марта 14, на 75 году и погребен в сем монастыре» (Пассек В.В. Историческое описание Московского Симонова монастыря. Москва, 1843 г., стр. 98, 100, 102, 107). Именно эта запись послужила основанием к тому, что в богоборческое время санкцию на полное уничтожение Рафаилова монастыря выдал не как обычно Уральский облисполком, а ВЦИК. Предыстория этого события напрямую связана с Московским Симоновым монастырем. Основанный в 1379 году племянником и учеником преподобного Сергия Радонежского – Феодором, Симонов монастырь являл собой кузницу видных деятелей Русской Церкви. Храмы монастыря по своему великолепию считались одними из лучших в России. В обители было много представителей древних знаменитых родов, а трапезный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери принимал в своих кельях царскую семью во время многодневных постов. Естественно, что такая обитель была под самым пристальным вниманием большевиков. В 1923 году никто иной, а сам Железный Феликс по пунктам разработал план уничтожения «очага мракобесия» – Симонова монастыря. Кладбище нового Симонова монастыря состояло из двух территорий: внутренней монастырской, и внешней – за оградой, между Кузнечной и Солевой башнями. Те, кто был похоронен за оградой, так до сих пор и лежат на своих местах. На внутренней же территории, где и был погребен преподобный Андрей, большинство захоронений безвозвратно погибло. При строительстве ДК ЗИЛА значительная их часть вместе с грунтом просто была выбрана экскаватором и вывезена неизвестно куда. В 1930 году перед сносом Успенской соборной церкви и расположенного у ее алтаря кладбища, по каким-то ведомым только им причинам, советские власти решили перезахоронить на Новодевичьем трех знаменитых писателей – Дмитрия Владимировича Веневитинова (1805-1827), Сергея Тимофеевича Аксакова (1791-1859) и Константина Сергеевича Аксакова (1817-1860). Тогда-то, по всей видимости, и было обращено внимание на захоронение игумена Андрея Рафаиловского. Вскоре издается то самое постановление ВЦИК о Рафаиловской церкви, которое в 1931 году и приводится в исполнение. Сохранился небольшой участок внутреннего кладбища – в углу, у Солевой башни, именно оттуда перезахоронили Веневитинова и Аксаковых. Здесь же, как предполагают историки, до сих пор лежит прах историка, археолога, москвоведа Вадима Васильевича Пассека и нашего земляка, одного из крупнейших композиторов первой половины XIX века Александра Александровича Алябьева. Все остальные захоронения, находившиеся вблизи Успенского собора, безвозвратно утеряны. На месте погребения архимандритов, игуменов, подвижников до сей поры действует Дом культуры завода ЗИЛ. С 2010 года начинается поиск хоть каких-то сведений о житии преподобного Андрея. Тогда же было принято решение посетить место его последнего служения – Симонов монастырь, но поскольку он по-прежнему находится в руинах и остановиться там на несколько дней не представлялось возможным, пунктом отправления стала Сергиева Лавра. Отслужив молебен и приложившись к святым мощам преподобного Сергия, мы подошли за благословением к духовнику Лавры старцу Науму. На наше сетование о том, что от Рафаилова монастыря камне на камне не осталось, а о преподобном Андрее почти ничего неизвестно, мы получили ответ, смысл которого стал ясен позднее: «Поезжай в Симонов к Андрею. Будет тебе камень. С него все и начнется». Какого Андрея имел ввиду старец, до сей поры загадка: может, преподобного, а может, и настоятеля Тихвинского храма протоиерея Андрея Горячева, а может, и того, и другого. В 1991 году остатки Симонова монастыря были переданы Московской патриархии. Даже уничтоженный более чем наполовину, монастырь представляет собой гигантский комплекс. Все его сооружения доведены до состояния руин, но то, что мы увидели, потрясло до глубины души. Под сводами храма Тихвинской иконы Божией Матери действует единственная в мире община глухонемых. Все службы и требы проводятся здесь с сурдопереводом. Это невероятно, но здесь даже хор поет на языке жестов! То, что делают на свои мизерные пенсии по инвалидности прихожане, придало не только силы, но и заставило устыдиться своей нерешительности. Огромный Тихвинский храм внутри оказался уже приведенным в порядок, на сохранившемся участке внутреннего кладбища бережно складывается каждый осколок надгробий, от готовящихся к реконструкции зданий аккуратно отгребают и внимательно осматривают каждый пласт земли. «Здесь все свято, каждый камушек намолен великими подвижниками земли Русской», – говорит нам отец Андрей. Рассказываем о своих поисках и просим взять хоть горсточку земли. «Зачем землю? Бери камень!» – благословляет отец Андрей. Этот камень и был привезен в молельный дом села Рафаилово. Установили камень под иконой преподобного Андрея и после молитвы стали прикладываться к нему. Спустя незначительное время почувствовали, что от камушка стало исходить благоухание, сначала еле уловимое, а затем все сильнее и сильнее. Потом заметили, что постоишь у камушка, прислонившись к нему лбом, и проходят головные боли, нормализуется давление, исчезают боли в суставах. Поставили в известность окормляющего священника иерея Вадима Баранова. Он, прибыв на приход, убедился и удивился происходящему. Камушек продолжал время от времени благоухать и приносить облегчение, а то и исцеление страждущим. 27 марта 2012 года, в день памяти преподобного Андрея Рафаиловского, при большом скоплении паломников (более пятисот человек) камушек заблагоухал ярко, насыщенно, казалось, что от него исходит благоухающее облачко. Мы не язычники и прекрасно понимаем, что исцеляет не камень сам по себе, а Господь, но действует Он через этот зримый предмет в утешение и укрепление верующих. Камень, подаренный с места последнего пристанища преподобного Андрея в основание будущей церкви Рафаилово, дал новый толчок к возрождению духовной жизни селян. По молитвам святого угодника Божия игумена Андрея, многие рафайловцы приняли Таинство Крещения, стали жить церковной жизнью, устремились к духовному росту. Встал вопрос о благоустройстве благодатного источника, водичка из которого предпочиталась селянами за свои вкусовые качества. Источник этот, именуемый в народе «ключик», находится на границе села, в ложбинке, окруженной березками и соснами. Знали о нем испокон веков. От монастырских ворот через речку Ялынку еще монахами были забиты деревянные сваи и по ним проложены мостки прямо к самому источнику. Что водичка в нем непростая, жители знали, но святым за советский период почитать перестали. Как рассказывают старожилы, источников в Рафайлово было четыре. Один, почитаемый особо, исцеляющий от парши (псориаза), богоборцы залили бетоном, и где он находился, сейчас никто точно сказать не может. Второй источник находился на западном краю села. Рядом с ним поставили ферму, а на месте самого источника сделали выгребную яму. Это старожилы помнят хорошо. Третий источник находился на территории Свято-Успенской женской общины, созданной перед самой революцией в память о Рафаиловом монастыре в трех верстах от самого Рафайлово. Этот источник есть и сейчас, но пользоваться им нельзя, поскольку он в собственности предприимчивых хозяев, разливающих целебную водичку с брендом «Рафаилов монастырь» и торгующих ею. Четвертый источник тоже не раз за советский период подвергался различным экзекуциям (его засыпали, а он пробивался в другом месте), но поскольку советской власти удалось-таки убедить людей, что в ключике вода не особая, а просто чище, источник оставили в покое. Каждый приходящий сюда неумолимо окунается в необъяснимое очарование этого места. Умиротворенность, покой и радость обволакивают тебя, словно какое-то незримое, но ощущаемое каждой клеточкой покрывало, которое отделяет тебя от безумного суетящегося мира. Наверное, это и есть присутствие благодати. В 2011 году прихожане обратились к Архиепископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию с просьбой освятить источник. Был сделан анализ воды, который показал наличие повышенного содержания магния в водичке, может быть, поэтому в Рафайлово так много долгожителей? Началась подготовка к визиту Владыки, и за благоустройство источника взялся удивительный человек, много полезного и доброго сделавший для возрождения Православия в Тюмени (он, кстати, на свои средства построил в соседнем селе Солобоево храм-часовню в честь великомученика Георгия Победоносца), Георгий Иванович Тимофеев. Был установлен колодец-купол, построены купель и кабинки для переодевания. В пятницу Светлой седмицы 2012 года при большом стечении паломников состоялся Крестный ход, и Архиепископ Димитрий совершил водосвятный молебен. Источник был освящен в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Паломники в Рафайлово – частые гости, но, к сожалению, пока только в летнее время. Приспособленный под молельный, почти полностью разрушенный дом купца Позднякова не отапливается. Сделать ремонт и привести все в благолепное состояние община, существующая на «кружечные» доходы, не сможет еще долгое время. И хоть есть благословение Архиерея на строительство в Рафайлово нового храма с двумя приделами: в честь Сошествия Святого Духа и преподобного Андрея игумена Рафаиловского – очевидно, что на такое строительство нужны колоссальные средства. Много событий за четыре века пронеслось на берегу Ялынки: от подвижнического подвига первых иноков под руководством старца Рафаила, молитв и трудов игумена Андрея, прославленного Русской Православной Церковью, до катастрофического забвения в двадцатом веке. То, на что потребовалось немало умений, знаний, затрат инокам Свято-Троицкого Рафаилова монастыря (величественный, в три этажа четырехпрестольный храм, обнесенный каменной оградой, с колокольней в 40 саженей (85 метров) со звонницей в десять колоколов), безвозвратно утрачено. Вместе с разрушенным монастырским ансамблем ушли в небытие традиции, мироощущения, помыслы и стремления людей прошлого. На месте монастыря стоит сейчас Рафайловская средняя школа, куда приглашаются те, кто, являясь современниками большевистских преобразований, рассказывают о том, как разрушили «пережиток прошлого» и на его руинах построили новую школу. Потеряна связь времен, разрушен образный и символический строй истории, а это не дает понять молодому поколению то великое прошлое, что не позволяло быть Иванами, не помнящими родства, и через настоящее укрепляло связь времен. Как хочется, замирая от радости, переступить порог возрожденной обители, понимая, что в тебе отражается свет ее благодати. Е.Г. Швецова, с. Рафайлово Наверх | ||||||||||||||||