ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало




Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Награды Православной Церкви

«...каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал...»
(Ефесянам 6:8).

Даже краткий исторический обзор показывает, что большая часть литургических богослужебных отличий, присущих тому или другому духовному сану (прежде всего епископскому), имела при первоначальном своем появлении характер награды. Многие из них были приняты в таковом качестве и Русской Православной Церковью. Так, если с 1675 г., по определению Московского Собора, крестчатые ризы стали в Русской Церкви общей принадлежностью епископов, то с 1798 г., когда император Павел усвоил полиставрий настоятелям придворных храмов, его стали носить и священники.

По указу Петра I с 1705 г. митра сделалась общим отличием архимандритов, с 1797 г. - также и некоторых протоиереев или протопресвитеров. Последнее событие связано с именным указом императора Павла I Святейшему Синоду от 18 декабря 1797 г. В нем, среди прочих указаний к улучшению быта духовенства и подъему его достоинства, сказано: «А дабы священники могли за отличные заслуги удостоиться и особливых почестей, определяем в пользу белого священства: во-первых, получение креста для ношения на цепи на шее; во-вторых, употребление фиолетовой бархатной камилавки или скуфьи; и, наконец, третие, для знатнейших из них митры, каковую употребляют архимандриты, с тем, однако ж, что сии отличные почести не инако, как по воле или утверждению нашему даваемы или дозволяемы будут».

В Русскую Церковь была законодательно введена целая иерархия священнослужительских наград: наперсный крест, камилавка, митра.

Московским Собором 1675 г. установлено было носить наперсные кресты (энколпионы) сначала одному Патриарху и четырем митрополитам.

В 1742 г. императрица Елизавета Петровна повелела указом возложить наперсные кресты на всех архимандритов, для отличия их от игуменов и иеромонахов, и на своего духовника протоиерея Феодора Лубянского. Екатерина II также жаловала наперсные кресты своим духовникам и некоторым известным протоиереям.

Но лишь Павел I цитированным выше указом от 18 декабря 1797 г. узаконил наперсный крест в качестве иерейской награды. В 1814 г. Александр I наградил всех священников - участников Отечественной войны 1812 года бронзовыми наперсными крестами на Владимирской ленте. После коронации Николая II (22 мая 1896 г.) все священники получили серебряные наперсные кресты. В дальнейшем роль знаков отличия продолжали играть только золотые или кабинетные наперсные кресты.

Кабинетным назывался наперсный крест, выдававшийся из Императорского кабинета - золотой или украшенный дополнительно бриллиантами. Священникам, назначенным в заграничные миссии и храмы, золотой кабинетный крест выдавался по положению. Если они прослужили затем за границей не менее семи лет, этот крест оставался у них - уже в качестве личной награды. Остальные священники и протоиереи могли быть пожалованы драгоценными крестами из кабинета Его Величества лишь по Высочайшему соизволению. Особой наградой - наперсным крестом на Георгиевской ленте - награждались представители военного и военно-морского духовенства за непосредственное участие в боевых действиях. Первым такую награду получил священник, поднявший роту в атаку после гибели командира при штурме Измаила в 1790 г.

В русско-японскую войну 1904-1905 гг. этой награды были удостоены 117 полковых священников. Кандидаты и магистры духовных академий получали серебряный и, соответственно, золотой крест для ношения в петлице. Доктора богословия, облеченные духовным саном, получали особый докторский крест. (Доктора богословия, не имевшие сана, получали соответствующие нагрудные значки.) Наперсными крестами, как синодальными, так и кабинетными, могли также награждаться игумении и казначеи женских монастырей. Кроме того, епархиальным архиереям было предоставлено право разрешать принятие и ношение священниками и протоиереями крестов, подносимых в качестве дара приходами или благотворительными обществами, если священник уже имел синодальный наперсный крест. При этом запрещалось носить одновременно оба креста - синодальный и подарочный (будь то от усердия прихожан или из кабинета Его Величества). Разрешалось носить второй крест, только если это был специальный крест в память Крымской войны 1853-1856 гг. или полученный за военные заслуги, на Георгиевской ленте. При совершении богослужения разрешалось сохранять на облачении только эти последние.

Особую группу современных церковных регалий составляют памятные кресты и панагии, вручаемые священноначалием пресвитерам и архиереям по случаю выдающихся событий и юбилеев в истории Церкви.

Камилавка введена в качестве духовной награды указом Павла I от 31 декабря 1798 г. Позже право награждать священников и протоиереев камилавкой было прерогативой Святейшего Синода, который осуществлял награждение по представлению правящих епархиальных архиереев. Название камилавки - «верблюд». В древности это была монашеская шапка из верблюжьего волоса, которая использовалась как средство для предохранения головы от солнечного зноя.

Современную форму цилиндра без полей, расширенного кверху, камилавка приобрела позже, когда сделалась принадлежностью богослужебного облачения. В императорской России составляла постоянную принадлежность черного духовенства (иеродиаконов и иеромонахов); представителям белого духовенства (только иереям) давалась как награда. При этом монашествующие носят камилавку (черную) и вне богослужения, лица белого духовенства - (фиолетовую) только при богослужении.

Митра архиерейская - первый случай награждения митрой представителя белого духовенства - пожалование ее духовнику Екатерины II протоиерею Иоанну Памфилову в 1786 г. Характерно, что эта награда вызвала в то время существенное неудовольствие среди иерархов. Узаконенный характер награждение митрой приобрело с выше цитированным указом Павла I. До 1917 г. митра оставалась наградой, требовавшей непременного соизволения императора. Высочайшим повелением от 6 марта 1859 г. Синоду было разрешено лишь ходатайствовать о награждении митрой заслуживающих данной награды настоятелей Петербургского Исаакиевского собора.

В настоящее время архиерейская митра отличается от протоиерейской наличием креста. До недавнего времени митру с крестом наверху имели право носить Патриарх и митрополиты. Архиепископы и епископы носили митру без креста. Теперь же митра с крестом - отличительная особенность всех иерархов.


Наверх

© Православный просветитель
2008-19 гг.