ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало




Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Абхазия глазами православного путешественника

Абхазия… Край благословенный. Роскошь субтропических растений, берег моря с полупустыми пляжами, чистый воздух, бархатная зелень гор… Ближе к границе с Грузией горы – это снежные вершины. Господь создал это место, как земной рай. Во время царствования Государя Императора Александра II Освободителя (1855-1881 гг.) афонские монахи из русского Пантелеймонова монастыря основали Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, ставший центром православного просвещения Кавказа и всего юга России.

Иноки пришли на пустое место и своими руками, невероятным терпением, трудом и усердной молитвой создали настоящее чудо – Ново-Афонский монастырь. Даже сейчас после многих лет запустения и отсутствия ремонта монастырь поражает своей величественной красотой. К монастырю ведёт живописная каменистая дорога, вдоль которой возвышаются стройные кипарисы. Кипарисы и эвкалиптовые деревья – это тоже дело рук монахов. Насаженные эвкалипты и строительство речной плотины заметно улучшили климатические условия Нового Афона. Практически совсем исчезли сырость и комары.

В Советское время Абхазия, как туристический маршрут, пользовалась огромной популярностью. Сухуми, Гагры – переполненные пансионаты, дома отдыха… В Новый Афон постоянно устремлялся поток туристов для посещения знаменитых Новоафонских пещер, где можно было воочию увидеть сталактиты и сталагмиты. Новоафонские пещеры для посещения открыты и сейчас. Они располагаются у самого подножия знаменитой Иверской Горы, на вершине которой находится православная святыня - часовня Иверской иконы Божьей Матери и Святой источник – Пресвятой Троицы.

Сейчас Абхазия утратила свои роскошные курорты. Лицо этого края изменила грузино-абхазская война 1992-1993 гг. Война – это боль, голод, страдание и разруха. Прошло 15 лет после завершения активных военных действий на территории края, а разруха всё ещё сохранилась. Недаром говорят: «разрушать - не строить». Едешь по улицам города мимо разрушенных взрывами строений, мимо пустых жилых домов с выбитыми стеклами. В душах людей, переживших эту войну, сохраняется боль, страх и ненависть к войне. Они вспоминают блокаду, взрывы и страшный голод: «улиток ели», а ещё вспоминают ужасный запах смерти. «Тела убитых лежали прямо на земле, а у живых от голода не было сил, чтобы их хоронить. От жары тела быстро разлагались, и запах тления стоял в воздухе». Война промыслительно прошла мимо Симоно-Кананитского монастыря. Новый Афон относится к Гудаутскому району Абхазии. В Гудауте была опорная база российских миротворцев. Поэтому военные действия обошли этот район стороной. Вот так сохранился Новый Афон под молитвенным покровом святого апостола Симона Кананита. А для нас ещё важен факт, насколько бережно Господь сохраняет для нас память о своих апостолах.

Распространение православия в Абхазии неизменно связано с именем святого апостола Симона Кананита. Родом апостол из Канны Галилейской, отсюда история сохранила его имя Кананит или Зилот (с греч. ревнитель закона). Симон Кананит являлся сыном Иосифа-Обручника от первого брака и сводным братом по плоти Господа Иисуса Христа.

С именем апостола Симона Кананита связано первое чудо Господа в период его общественного служения. По преданию, описанный в Евангелии брак в Кане Галилейской, куда пригласили Христа и Пресвятую Деву Марию, был свадьбой будущего апостола Симона и его невесты, красавицы Саломии. Кана находилась неподалеку от Назарета. Здесь Господь и сотворил Свое первое чудо. В самый разгар свадебных торжеств в доме Симона закончилось вино. На Востоке вино было знаком гостеприимства и щедрости. Угощая вином, хозяин желал порадовать гостей и воздать им честь. Недостаток вина навлек бы позор и бесчестие на весь дом и новобрачную чету. Чтобы этого не случилось, Христос по просьбе Своей Матери и претворил воду в вино. Так что распорядитель пира даже упрекнул жениха в том, что он не выставил гостям сразу хорошее вино. «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе» (Ин. 2, 9-11). Симон знал, что вина в доме не осталось, поэтому чудо превращения воды в вино настолько потрясло Симона, что изменило всю его жизнь, перевернуло его прежние представления о земном счастье и небесном блаженстве. Он познал, что Иисус, почтивший Своим присутствием свадьбу, есть подлинный Мессия, Сын Божий. И теперь уже не плотский союз стал привлекать Симона и Саломию. В них зажглась любовь к духовному единению с Господом.

Поэзия так передает слова Симона о Христе, обращенные к невесте:

Он - точно истинный Мессия,
   Дарован Господом Самим!
   И я... последую за Ним!
   К тебе единой всей душою
   Привязан я доселе был,
   Как жизнь свою, тебя любил,
   И гробовою лишь доскою
   С тобой я был бы разлучен...
   Нам жизнь сулила рай земной...
   Но предо мной стезя другая,
   Такой блаженнейший удел,
   Каких никто из прежде живших,
   От века Богу угодивших
   Еще по ныне не имел...

Брачный пир оказался прощальным пиром. Молодые оставили все мирское и пошли за Христом:

И обнялись, как брат с сестрой,
   Жених с невестой молодой...
   Пустеет брачная светлица,
   Чета выходит в вертоград...

Евангельский рассказ о браке в Кане Галилейской входит в чинопоследование венчания. Примечательно то, что, отказавшись от земной любви и земного счастья, апостол Симон Кананит обрел у Господа дар молиться за тех, кто желает вступить в брак и счастливо прожить жизнь в супружестве.

После Вознесения Христа Симон проповедовал веру Христову в Иудее, в Эдессе (Сирии), Армении, Египте, Киринее (Ливии), Мавритании, Испании и даже Британии. Симон Кананит вместе с апостолом Андреем Первозванным благовествовал в земле Иверской, в горах Сванетии (Осетии) и после - в Абхазии. Симон поселился в пещере, расположенной в ущелье реки Псыртсхи на территории современного Нового Афона. Апостол сотворил здесь множество знамений и чу- дес, его проповедь была необыкновенно успешной и многих обратила ко Христу. Из-за этого апостол подвергался нападкам со стороны язычников. Во время жестокого гонения на христиан, которое начал грузинский царь Адеркий, Симон принял мученическую кончину. Ученики погребли тело святого недалеко от его пещеры, где он в течение двух лет неустанно молился. Сейчас Пещера Симона Кананита открыта для посещения всем желающим почтить память святого апостола. Богослужебные тексты говорят, что Господь озаряет и просвещает сердца людей, с верой чтящих память Его апостола.

По преданию, после смерти Апостола, в I веке н.э., рядом с пещерой Симона Кананита забил целебный источник, который существует до сих пор. Воды этого источника освящены кровью святого апостола и в память его мученической кончины камни святого источника окрасились в красный цвет. В святом источнике приходящие с верой, любовью и надеждой получают облегчение и исцеления своих недугов. У источника на- ходится ещё один памятник Симону Кананиту. Это камень, где отпечаталась его стопа. Во время проповеди православия абхазские язычники потребовали чуда от святого. Тогда апостол с горячей верой помолился ко Господу, и камень под его стопой стал мягким воском, так что отпечатался след его стопы.

Мощи святого апостола Симона Кананита сокрыты в Абхазии под спудом в храме его имени. Ежегодно 23 мая, в день памяти Симона Кананита, широко отмечается престольный праздник. В этот день приезжают православные священники с разных мест, с гор спускаются отшельники. После молебна, праздничной Литургии совершается торжественный Крестный ход, после чего Крестным ходом поднимаются на гору в монастырь, где в трапезной всё готово к приёму гостей и совершается совместная трапеза монахов, священников и мирян. Традиционным угощением является мамалыга. На столах также рыба, вино, овощи. Но главное - это тёплый, радушный приём. Чувствуешь себя званым гостем. В соборной трапезе престольного праздника Симоно-Кананитского монастыря есть что-то Новозаветное, сошедшее со страниц апостольских преданий. Живо чувствуется присутствие самого Господа, его апостолов, как будто всё ещё длится Его первое чудо – превращения воды в вино.

Рассказывая всё это, понимаешь, что Абхазия буквально пронизана священной памятью к апостолу Симону Кананиту, поэтому невозможно, ступив на эту землю, сохранить отстранённое чувство к святому апостолу. Побывав в храме, где под спудом хранятся мощи Симона Кананита, прочитав акафист апостолу в пещере, где стены сохраняют молитвенный жар святого, искупавшись в святом источнике, где камни вобрали в себя кровь святого апостола, осязав рукой след стопы святого на камне, уже невозможно оставаться прежним. Сердце преображает доброе, нежное, благодарное чувство к апостолу Божественной любви. Спрашиваешь себя, что может сравниться по благодати с благословением святого апостола Симона Кананита на честный брак и супружескую жизнь?!

Чернецова Л.Ф.

Литература:

Брак в Кане Галилейской // Духовная поэзия. Религиозно-нравственные стихотворения, относящиеся к событиям жизни Господа нашего Иисуса Христа / иеромонах Александро-Невской Лавры Евгений.


Наверх

© Православный просветитель
2008-19 гг.