| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
«Славянский ход» – путь любви к малой Родине«Палубная команда – по местам! Боцман – на полубак! Отдать швартовы!..» Опытный капитан Леонид Леонидович Засухин (команда за глаза называет его по-отечески – Леонидыч) отдаёт команды чётко и уверенно. Теплоход «Механик Калашников» отходит от пристани города Тобольска и берёт курс на север. Так начинается пятая миссионерская экспедиция Тобольско-Тюменской епархии «Славянский ход – 2007». УчастникиТо, что теплоход везёт не совсем обычных пассажиров, видно издалека: впереди на палубе укреплена большая икона Спаса Нерукотворного. По бокам – баннеры: «Сибирь, храни веру православную!» По вечерам слышны песнопения и удары в металлическое било (походный вариант колокола) – это участники экспедиции обходят крестным ходом корабль. Но стоит пообщаться с ними, как становится ясно: это обычные люди. Только заметно более жизнерадостные и бодрые духом, чем многие из тех, кого мы встречаем на улицах наших городов. После такого общения сама собой кристаллизуется мысль: Православие – органичная часть русской культуры. И знать хотя бы основы Православия необходимо для того, чтобы научиться понимать наши духовные ценности. Более ста пятидесяти девочек и девушек возрастом от 12 до 18 лет собрались на этом корабле со всех концов Тюменской области. Все они – в зелёных футболках с эмблемой экспедиции. Восемь благочиний епархии – от Ишима до Салехарда – выбрали желающих из числа воспитанников воскресных школ при православных храмах. Плюс воспитатели, плюс восемь батюшек и один диакон. Плюс фотокорреспондент, которому незамедлительно нашли послушание стать рупором «Славянского хода», то есть вести по утрам и вечерам радиопередачи. Получилось патриотично: дети вставали под звуки гимна России в исполнении группы «Любэ», спать ложились под казачьи песни. Экспедиция проходит в два этапа. Сначала едут девочки. В Тобольске их сменяют мальчики. С ними в поход отправляется и владыка Димитрий, глава епархии. У мальчиков миссионерство выражено сильнее: выступают хоры семинаристов и учащихся духовного училища, проходят встречи с жителями, с руководством городов и весей. Девочки больше внимают. Несут хоругви, участвуют в богослужениях, ходят на экскурсии. Главная миссия этого этапа «Славянского хода» – принести местным жителям для поклонения святыни Тобольска: Абалацкую икону Божией Матери, образа тобольских архипастырей – митрополита Иоанна и епископа Гермогена, ковчег с частицами мощей русских святых – Серафима Саровского, Сергия Радонежского и других. Ханты-МансийскПервая остановка – Ханты-Мансийск. Холодный ветер, мелкий снег. Прохлада будет сопровождать экспедицию вплоть до возвращения. Зато не докучают вечные «друзья» северного лета – комарьё и мошка. Столица Югры поражает размахом строительных и благоустроительных работ. Они хорошо видны с горы, где в прошлом году завершён величественный храм Воскресения Христова. Бронзовые Кирилл и Мефодий глядят вниз на центральную площадь, где возвышается огромный золочёный чум нового торгового центра. Вдали, за пределами видимости – мыс, у которого тёмные воды суровой красавицы Оби принимают в себя могучие волны Иртыша. В Музее природы и человека девочки охотно примерили на себя шапочки бабочек и стрекоз на познавательной экспозиции из Томска. В выставочных залах Фонда поколений трепетно взирали на русские иконы XIII-XVIII веков и заворожённо любовались произведениями ювелиров фирмы Фаберже. И восхищённо смотрели с палубы на красную «змею» нового Александровского моста через Иртыш – первого и последнего моста после Тобольска. Даже корабль сделал поклон дерзновению технической мысли – матросы на подходе к нему сосредоточенно «рубили» (то есть опускали) высокие мачты. БерёзовоПосёлок Берёзово, что на реке Сосьве, был заложен как город. Год основания – 1593. Затерянный в тайге перекрёсток судеб многих исторических личностей. И последний приют. Здесь под лиственницами древнего святилища упокоился светлейший князь Александр Меншиков. Успел, однако, построить церковь и снискать благодеяниями любовь местных жителей. Сюда же сослали его недругов Долгоруких. Здесь под безымянным холмиком лежит сославший их сюда граф Остерман. Отсюда бежал в телеге с нечистотами Лейба Бронштейн, он же Лев Троцкий. Зато здесь же прошли детские годы Петра Ершова, автора «Конька-Горбунка». Его отец был исправником огромного Берёзовского уезда. Петя хорошо запомнил, как местные жители – остяки и вогулы – приносили клятву на медвежьем сапоге его отца. Увы, медведь был для них большим авторитетом, чем Библия. А по этим холмистым улицам будущий сказочник ходил в первые классы местного училища. И, кажется, этот бревенчатый мост помнит его шаги… СалехардИ снова город – Салехард, столица Ямало-Ненецкого округа. Вдали голубеют вершины Полярного Урала. Издалека виднеется островерхий каменный храм Петра и Павла, выстроенный на вечной мерзлоте архитектором Богданом Цинке ещё в 1894 году. Прибыли поздним вечером, а солнце весело сияет высоко над горизонтом. Это – полярный день. Салехард – город на Полярном круге, здесь всегда светло летом и темно зимой. Название переводят как «город на мысу». И правда – на горке у причала, на реке Полуй, возвышается новенький деревянный острог. Это реконструкция Обдорского городка, с храмом, приказной избой и сторожевыми башнями. Их местоположение – вольное, но облик научно выверен. В проекте принимал участие известный знаток деревянного зодчества Александр Ополовников. Безусловно, удачная идея. Здесь сохранилось мало истории, но то, что сберегли – свято чтят. Отстроен замечательный музейный комплекс имени И.С.Шимановского, миссионера и основателя первого обдорского музея. Игумен Иринарх приехал на Север просвещать местные народы и заложил основы православной культуры, которая была здесь так же тонка, как слой плодородной почвы в тундре. За городом, по дороге в аэропорт – галерея памятников. Вот выстроились труженики воздушного океана – самолёты и вертолёты. Вот памятник комсомольцам – романтикам 70-х, приехавшим «за туманом и за запахом тайги». Вот символ Полярного круга. А у этого застывшего на постаменте паровоза хочется плакать. Хорошо, что мелкий дождь скрывает эту слабость, вроде бы не достойную мужской щеки. Паровоз – памятник 501-й стройке. Устремлённый в тундру обрыв рельсового пути – трагическое напоминание о жизнях соотечественников, безжалостно положенных в недостроенную железную дорогу. Подвиг, обращённый в сизифов труд. Как актуально звучит здесь солженицынский призыв: «Сберегайте народ!» Пока не поздно… Сюда, к навеки застывшему семафору, очень стремился отец Димитрий Проходенко, что служит в Тюмени. Он – потомок раскулаченных крестьян, высланных в Караганду. Оттуда же ишимский дьякон Антоний Антоненко. Он рассказывает, как строили подобную железную дорогу от Петропавловска до Караганды. Состав ссыльных едет до конечного пункта стройки. Паровоз останавливается, «пассажиры» берут в руки кирки и строят ещё отрезок пути. Едут по нему. Снова строят. Умерших укладывают в насыпь… От такого рассказа у наших девушек волосы шевелятся под зелёными бейсболками. Они только что ужасались зверствам нацистов в концлагерях. Их выразительно показывает экспозиция Военно-медицинского музея, что гостит в комплексе имени И.С.Шимановского. А тут, под боком – такая вот родная история. И уже по-иному оцениваешь аскетичный корабельный уют и сытные обеды, которыми нас кормят радушные хозяева – настоятели приходов. МужиЕщё мы побывали в поселке Мужи. Это центр Шурышкарского района. Здесь – приход начальника первого этапа экспедиции, отца Александра Кононко. По одной из версий «Мужи», или «Мыжи» – «живая вода». Малая Обь здесь долго не замерзает. Живут в посёлке, помимо русских и ханты, ещё и зыряне, пришедшие когда-то из Пермского края. Зырянские и хантыйские женщины очень консервативны в отношении национального костюма. Среди встречавших нас мужинцев они сразу выделялись своим обликом. В пяти километрах от посёлка есть поляна, на которой стоят древние деревянные кресты. В позапрошлом веке случился в Мужах пожар. Прихожане дали обет поставить деревянный крест и отслужить на этом месте молебен. Священник окончил службу – пожар прекратился. ГоркиНедалеко от Мужей есть посёлок Горки, где теплоход также совершил стоянку. Недалеко – это относительно северных понятий. Недалеко – это значит в одном районе. А реально – это несколько часов путешествия на моторке или, если повезёт, на пассажирском «Метеоре» по кипящим волнам Оби (Большой и Малой). Это летом. А когда трескучие морозы сковывают льдом могучие реки, то – на автомобиле по зимнику. «Американские горки» – милая забава по сравнению с этим отечественным видом транспортных путей. Однако выбора нет. В иное же время автомобиль для северного жителя – что пятое колесо в телеге. Здесь главная дорога – речная и воздушная стихии. Потому моторная лодка на Севере – столь же необходимый элемент домашнего хозяйства, как холодильник на Юге. В горкинском речном затоне «лодочки-моторочки» стоят аккуратными рядами. Их парадные расчёты приветствовали наш крестный ход, который шёл песчаными холмистыми улицами к новому храму. Его закладка состоялась в прошлую экспедицию, теперь бревенчатая красавица-церковь уже уверенно встречает обские ветра на высоком холме у кладбища. Здесь отслужили молебен на успешное продолжение благого начинания местной администрации. После, пока девочки зябко потирали руки, отец Александр успевал давать советы строителям: как правильно сделать маковку, прирубить алтарь… Горки – посёлок с непростой судьбой. Здесь живут потомки спецпереселенцев. В 1930-е сюда подошёл пароход с «врагами советской власти» – раскулаченными жителями Малороссии, украинцами и немцами. Высадили: выживайте как можете. Те, кто выжили, до сих пор показывают пример жизнелюбия аборигенам. Не только строят добротные дома, но и не ленятся украшать их резьбой. Редкая на Севере вещь. Красота здесь – привилегия природы. ОктябрьскийПосёлок Октябрьский проплывали дважды. По пути «туда» нас приветствовал в сумерках белой ночи обезглавленный, но до сих пор величавый храм бывшего Кодского монастыря. На пути «обратно» мы причалили и подошли к древним стенам. Этой твердыне православия – три столетия. Когда разоряли монастырь, то сил хватило только разрушить колокольню и один придел. С кирпичей Троицкого храма, кажется, до сих пор не сошла дореволюционная побелка. Радиорелейная станция доживает здесь последние дни: компания «Уралсвязьинформ» возвратила церковь верующим. В ближайшее время начнётся реставрация. Радостное известие в дни празднования 70-летия Октябрьского района. Наш корабльДо Тобольска – два дня хода без остановок. Можно познакомиться внимательнее с кораблём. Русского механика-самородка XIX века Василия Калашникова называли «вторым Кулибиным». Самостоятельно постигнув тонкости науки механики, он значительно усовершенствовал конструкцию двигателей волжских пароходов. Названный в его честь корабль построен в 1955 году в Германии. «Полвека ходил, и ещё полвека будет», – со знанием дела заметил радист Александр Ильич. Немецкое качество, алюминиевый негниющий корпус и профессионализм команды позволят этому кораблю ещё не раз принимать на своём борту участников «Славянского хода». Сейчас он совершает регулярные рейсы по маршруту Салехард – Антипаюта, а в октябре возвратится в порт приписки – Омск. Кстати, трое членов команды (Александр, Михаил, Николай) приняли таинство крещения в походном корабельном храме * * *Тобольск – начало и конец пути. После участия в торжествах, посвященных дню памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского, девочки разъезжаются по домам. В их багаже не только шишки с берёзовских лиственниц и веточки салехардской ивы, которая в июне только расцветает. Это ещё и новые впечатления, и адреса новых друзей. Ведь главная цель «Славянского хода», как заметил один из его участников отец Евгений Шестаков – духовное единение. Недаром это замечательное начинание Тобольско-Тюменской епархии – «Славянский ход» – поддерживает правительство области. Без его помощи не состоялась бы такая поездка, дарящая радость духовного единения людей разных краёв нашей области в вере в Бога и любви к нашей общей малой родине – Тюменскому краю. Геннадий КРАМОР Наверх | |||||||||||||||