Сегодня мы хотим познакомить
вас, наши читатели, с уникальным
раннехристианским произведением,
получившим в богословской научной
литературе название «Протоевангелие
Иакова», хотя, вероятно, оригинальным
было название «Рождество Марии»
или «Откровение Иакова». Подобные
письменные памятники называются
«апокрифы» [греч. – тайный, скрытый, сокровенный]. Это произведения, посвященные событиям и
лицам священной истории, но не включенные в канон Церковью, обычно изза недостоверного указания авторства.
Апокрифы бывают разные, многие совершенно не принимаются Церковью,
но «Протоевангелие Иакова» признается Церковью полезным для чтения и
в основном своем содержании согласным со Священным Преданием.
Выражение «протоевангелие» в
данном случае подразумевает, что
в этом тексте речь идет о событиях,
предшествовавших повествованиям о
Рождестве Спасителя в канонических
Евангелиях.
Стоит сказать, что на основании
содержащегося только в этой книге описания жизни Иоакима и Анны,
рождения ими дочери Марии и посвящения Ее Богу возникли два двунадесятых праздника: Рождество и Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Древние христианские авторы ссылаются на эту книгу. Ориген (III век)
упоминает некую «Книгу Иакова» в
связи с вопросом о братьях Господних. Апокриф под именем ап. Иакова
Младшего был известен еп. Иннокентию Римскому (V век). В «Декрете Геласия» (VI век) упоминается «Книга о
Рождестве Спасителя и о Марии, или
О повитухе».
Публикуем часть книги, повествующую о Рождестве Христовом, о
волхвах (в книге – магах), об Ироде,
об Иоанне Крестителе и его родителях.
* * *
<… > XVII. Тогда вышло указание
от цезаря Августа совершить перепись в Вифлееме Иудейском. И сказал
Иосиф: сыновей своих запишу. Но что
делать мне с этой Девой? Кем записать
ее? Женою? Мне стыдно. Дочерью?
Но все сыны Израиля знают, что она
мне не дочь. Да покажет день Господень, что будет угодно Господу. И посадил ее на осла оседланного и повел
его один сын, а Иосиф с другим сыном
пошел за ними. И прошли три мили.
И посмотрел (обернулся) Иосиф и
увидел, что она печальна, и подумал,
что находящийся в ней плод печалит
ее. Потом опять посмотрел Иосиф и
увидел, что она радостна, и спросил
ее: Мария, отчего я вижу твое лицо
то грустным, то веселым? И Мария
ответила Иосифу: Оттого, что я вижу
перед глазами два народа, один плачет
и рыдает, другой радуется и веселится.
И прошли половину пути, и сказала
ему Мария: сними меня с осла, ибо то,
что во мне, заставляет меня идти. И он
снял ее с осла и сказал ей: куда мне
отвести тебя и скрыть позор твой? Ибо
место здесь пустынно.
XVIII. И нашел там пещеру, и привел ее, и оставил с ней сыновей своих,
и пошел искать повивальную бабку в
округе Вифлеема.
И вот я, Иосиф, шел и не двигался. И посмотрел на воздух и увидел,
что воздух неподвижен, посмотрел на
небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете
остановились, посмотрел на землю и
увидел поставленный сосуд и работников, возлежавших подле, и руки
их были около сосуда, и вкушающие
(пищу) не вкушали, и берущие не брали, и подносящие ко рту не подносили,
и лица всех были обращены к небу. И
увидел овец, которых гнали, но которые стояли. И пастух поднял руку,
чтобы гнать их, но рука осталась поднятой. И посмотрел на течение реки и
увидел, что козлы прикасались к воде,
но не пили, и все в этот миг остановилось.
XIX. И увидел я женщину, спускающуюся с горы, которая сказала мне:
человек, куда ты идешь? Я отвечал:
ищу повивальную бабку. В ответ она
спросила меня: Ты из Израиля? И я
сказал ей: Да. Она же сказала: А кто
такая, кто рожает в пещере? Я отвечал:
Она обручена со мной. И она сказала:
Она не жена тебе? Тогда ответил я:
Это Мария, которая выросла в храме
Господнем, и я по жребию получил ее
в жены, но она не жена мне, а зачала
от Духа Святого. И сказала ему бабка:
Правда ли это? И ответил Иосиф: пойди и посмотри. И бабка повивальная
пошла вместе с ним. И встали они у
пещеры, и облако сияющее появилось
в пещере. И сказала бабка: душа моя
возвеличена, глаза мои увидели чудо,
ибо родилось спасение Израилю. И
облако тогда отодвинулось от пещеры, и в пещере засиял такой свет, что
они не могли вынести его, а немного
времени спустя свет исчез и явился
Младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. И воскликнула бабка,
говоря: Велик для меня день этот, ибо
я узрела явление небывалое. И вышла
она из пещеры, и встретила Саломею,
и сказала ей: Саломея, Саломея, я хочу
рассказать тебе о явлении чудном: родила дева и сохранила девство свое…
<… > XXI. И Иосиф приготовился
идти (дальше) в Иудею. А в Вифлееме Иудейском была большая смута,
ибо пришли маги и спрашивали: где
родившийся царь иудеев? ибо мы увидели его звезду на востоке и пришли
преклониться перед Ним. И, услышав
это, Ирод встревожился и послал слуг
за магами. Потом созвал первосвященников и спрашивал их в претории,
где должен родиться Христос согласно писанию? Ответили ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано, и отпустил их. И спрашивал потом магов, говоря им: Какое знамение видели вы
о рождении царя? И отвечали маги:
мы видели звезду большую, сиявшую
среди звезд и помрачившую их, так
что они почти не были заметны, и так
мы узнали, что родился царь Израиля,
и пришли преклониться перед Ним. И
сказал Ирод: пойдите и поищите, и,
когда найдете, известите меня, чтобы и мне поклониться ему. И пошли
маги. И звезда, которую они видели
на востоке, шла перед ними, пока не
пришли они к пещере, и остановилась
перед входом в пещеру. И увидели
маги Младенца с матерью Его Марией, и, открыв сокровища свои, поднесли Ему в дар золото, ладан и мирру. И,
получив откровение от ангела не возвращаться в Иудею, пошли в страну
свою иным путем.
XXII. Тогда Ирод понял, что маги
обманули его, и, разгневавшись, послал убийц, говоря им: убейте младенцев от двух лет и младше. И Мария,
услышав, что избивают младенцев,
испугавшись, взяла ребенка своего и,
запеленав, положила в воловьи ясли. А
Елизавета, услышав, что ищут Иоанна
(сына ее), взяла его и пошла на гору. И
искала места, где спрятать его, но не
нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с
сыном, и гора раскрылась и впустила
ее. И свет светил им, и ангел Господень был вместе с ними, охраняя их.
XXIII. Ирод же тем временем разыскивал Иоанна и отправил слуг к Захарии, говоря: Где спрятал ты своего
сына? Он же ответил, сказав: Я слуга
Бога, нахожусь в храме и не ведаю, где
сын мой. И слуги пришли и рассказали
это Ироду. И Ирод в гневе сказал: сын
его будет царем Израиля. И отправил к
нему опять (слуг), говоря: скажи правду, где сын твой? Ибо знай, что твоя
жизнь в моей власти. И Захария ответил: Я свидетель (мученик) Божий,
если прольешь кровь мою, Господь
примет душу мою, ибо неповинную
кровь ты прольешь перед храмом. И
перед рассветом Захария был убит, а
сыны Израиля не знали, что его убили.
XXIV. И во время (обряда) целования собрались жрецы и не встретил
их, согласно обычаю, Захария с благословением. И жрецы, стоя, ждали
Захарию, чтобы совершить молитву и
прославить Всевышнего. Но так как
он не появлялся, все они прониклись
страхом. И один из них дерзнул войти (в святилище) и увидел у алтаря
кровь запекшуюся, и голос возвестил:
Убит Захария, и кровь его не исчезнет
до тех пор, пока не придет отмщение.
Услышав такие слова, испугался жрец
и, выйдя, рассказал другим жрецам. И
они решились войти и увидели, что
там было, и стены храма возопили, и
жрецы сами разорвали одежды свои;
но тела его не нашли, только кровь,
сделавшуюся как камень, и объятые
ужасом вышли и возвестили народу,
что убит Захария. И услышали все
колена народа, и плакали и рыдали о
нем три дня и три ночи. После трех
дней жрецы стали советоваться, кого
сделать вместо него, и жребий пал на
Симеона. Это ему было возвещено
Святым духом, что он не умрет, пока
не узрит Христа живого.
XXV. А я, Иаков, который написал
этот рассказ в Иерусалиме, во время
смуты скрывался в пустыне до тех
пор, пока не умер Ирод и смута не
стихла в Иерусалиме. Славлю Господа
Бога, даровавшего мне премудрость,
чтобы описать это. Да будет благодать
его для всех, боящихся Господа нашего Иисуса Христа.
По материалам сайта Азбука.ру
(альманах «Богомыслие»,
вып. 8, 1999).
Иллюстрации: сайт церковноархеологического кабинета
Московской духовной академии