ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Православие и национальная идея


Икона свв. Кирилла и Мефодия - дар журналистов Абалакскому монастырю к фестивалю «Православие и СМИ» 2017 г.

Считается, что славяне, или, по-другому, «словене», называли себя так, потому что они «владели словом», то есть понимали друг друга, общались на родственных наречиях. А «немцы» – это те, которые «немые», хоть и похожи внешне на славян, и живут по соседству, но язык их совсем не понятен, сказать ничего по-словенски не могут.

Вот и решили святые братья Кирилл и Мефодий, по просьбе славян, составить для них азбуку. Словом-то и мыслью славяне владели, а вот записывать их сами не научились. Однако не это была главная причина, побудившая двух братьев-монахов из Солуни приняться за труды: имея азбуку, зная письменность и имея книги Священного Писания на своем языке, славяне могли бы самостоятельно и с интересом изучить суть веры Христовой. Ведь народ болгарский, первый из славян принимавший веру православную в 860-х годах, нуждался и в уразумении основ вероучения.

26 мая 2017 года в Абалакском Свято-Знаменском мужском монастыре в с. Абалак под Тобольском состоится торжественное освящение иконы свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия. Икона эта изготовлена при поддержке депутатов и правительства Тюменской области, по ходатайству журналистского сообщества и Тобольской митрополии. Так уж повелось, что проводя в течение последних 17 лет фестиваль «Православие и средства массовой информации» в Тобольске, журналисты приезжают с различными подарками. В 2011 году изготовили для Абалакского монастыря мозаичную икону первого и самого известного русского летописца – преподобного Нестора. В 2009 – посадили кедровую Аллею журналистов. В 2007 – на средства редакций и самих журналистов был изготовлен колокол «Православие и СМИ», который является сейчас самым большим колоколом – благовестом монастырской звонницы. Я помню первый фестиваль, который проходил в 2001 году. Тогда директор департамента информационной политики Тюменской области Александр Павлович Новопашин отметил, что государство, отойдя от идеологии советского периода, находится в активном поиске национальной идеи, и Православие, духовность – то, в направлении чего простираются поиски этой идеи.

За прошедшие 16 лет многое изменилось, было построено много храмов, многие новые люди пришли к Богу. Многое изменилось и в отношении экономики: люди объективно стали жить лучше, однако при этом в чем-то стали и более требовательны. Все это время активно развивался Интернет, а на его просторах «свобода слова» достигла невиданных «высот». Интеллигентный дискурс по любым вопросам – от экономики до мировоззрения – у людей «владеющих словом» постепенно превращается в шельмование оппонентов. Таким образом, конфликтный потенциал в российском обществе, к сожалению, растет.


Икона преподобного Нестора Летописца в Абалакском монастыре


Освящение колокола, изготовленного на средства журналистского сообщества в 2007 г.

Как здесь не вспомнить уроки 1917 года и всего, что было позже! Видимо, далеко не всем силам, как среди людей, так и из мира бесплотного, нравится поиск Российским государством национальной идеи в религиозном подъеме, национальной идентичности, патриотизме и сильном государстве.

Так сложилось, что народы славянские, которые пошли за Кириллом и Мефодием, считают себя братскими. И не только славяне – любой этнос, входящий в семью православных народов, воспринимается подобным образом. Некоторые же из славян, приняв тысячу лет назад веру из Рима, и по сей день являются нашими главными то ли недругами, то ли просто завистниками, наряду с другими народами Запада.

Вот что по этому поводу говорил известный философ западного мира и теоретик будущего Евросоюза Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975 гг.) в годы после Второй мировой войны, когда был в расцвете сил еще Советский Союз:

«Хроники вековой борьбы между двумя ветвями христианства, пожалуй, действительно отражают, что русские оказывались жертвами агрессии, а люди Запада – агрессорами значительно чаще, чем наоборот.

Русские навлекли на себя враждебное отношение Запада из-за своей упрямой приверженности чуждой цивилизации. Русские приняли православие в конце Х века. И нужно подчеркнуть, что это был осознанный выбор с их стороны… Единственной, кто устоял в византийском мире того времени, была Русь. И вот так и случилось, что последний по времени из новообращенных в византийское христианство народов оказался избранным судьбой на роль наследника обета…

…Неизвестно, какой эффект произведет этот политический выбор в общем византийском наследии России в нынешнее время, когда ей предстоит наконец-то решить: занять ли подобающее место в западном мире или остаться в стороне и построить свой собственный антизападный контрмир. Можно предположить, что на окончательное решение России серьезное влияние окажет склонность к ортодоксальности и вера в предопределение, которое она унаследовала тоже от своего византийского прошлого. Как под Распятием, так и под серпом и молотом Россия все еще Святая Русь, а Москва – все еще Третий Рим».

Заметьте, автор этих слов – англичанин. Слишком пафосно? Ну что ж, пусть так! Иногда, как поется в песне, «высокопарных слов не стоит опасаться». Полезно бывает посмотреть на себя со стороны, оценить чужим взглядом то наследство, которое мы получили от предков и, зачастую, не ценим.

Священник Григорий Мансуров,
г. Тюмень

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.