| ||
На начало | ||||||||||||||||||
Наши баннеры |
Православие и национальная идея
Считается, что славяне, или, по-другому, «словене», называли себя так, потому что они «владели словом», то есть понимали друг друга, общались на родственных наречиях. А «немцы» – это те, которые «немые», хоть и похожи внешне на славян, и живут по соседству, но язык их совсем не понятен, сказать ничего по-словенски не могут. Вот и решили святые братья Кирилл и Мефодий, по просьбе славян, составить для них азбуку. Словом-то и мыслью славяне владели, а вот записывать их сами не научились. Однако не это была главная причина, побудившая двух братьев-монахов из Солуни приняться за труды: имея азбуку, зная письменность и имея книги Священного Писания на своем языке, славяне могли бы самостоятельно и с интересом изучить суть веры Христовой. Ведь народ болгарский, первый из славян принимавший веру православную в 860-х годах, нуждался и в уразумении основ вероучения. 26 мая 2017 года в Абалакском Свято-Знаменском мужском монастыре в с. Абалак под Тобольском состоится торжественное освящение иконы свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия. Икона эта изготовлена при поддержке депутатов и правительства Тюменской области, по ходатайству журналистского сообщества и Тобольской митрополии. Так уж повелось, что проводя в течение последних 17 лет фестиваль «Православие и средства массовой информации» в Тобольске, журналисты приезжают с различными подарками. В 2011 году изготовили для Абалакского монастыря мозаичную икону первого и самого известного русского летописца – преподобного Нестора. В 2009 – посадили кедровую Аллею журналистов. В 2007 – на средства редакций и самих журналистов был изготовлен колокол «Православие и СМИ», который является сейчас самым большим колоколом – благовестом монастырской звонницы. Я помню первый фестиваль, который проходил в 2001 году. Тогда директор департамента информационной политики Тюменской области Александр Павлович Новопашин отметил, что государство, отойдя от идеологии советского периода, находится в активном поиске национальной идеи, и Православие, духовность – то, в направлении чего простираются поиски этой идеи. За прошедшие 16 лет многое изменилось, было построено много храмов, многие новые люди пришли к Богу. Многое изменилось и в отношении экономики: люди объективно стали жить лучше, однако при этом в чем-то стали и более требовательны. Все это время активно развивался Интернет, а на его просторах «свобода слова» достигла невиданных «высот». Интеллигентный дискурс по любым вопросам – от экономики до мировоззрения – у людей «владеющих словом» постепенно превращается в шельмование оппонентов. Таким образом, конфликтный потенциал в российском обществе, к сожалению, растет.
Как здесь не вспомнить уроки 1917 года и всего, что было позже! Видимо, далеко не всем силам, как среди людей, так и из мира бесплотного, нравится поиск Российским государством национальной идеи в религиозном подъеме, национальной идентичности, патриотизме и сильном государстве. Так сложилось, что народы славянские, которые пошли за Кириллом и Мефодием, считают себя братскими. И не только славяне – любой этнос, входящий в семью православных народов, воспринимается подобным образом. Некоторые же из славян, приняв тысячу лет назад веру из Рима, и по сей день являются нашими главными то ли недругами, то ли просто завистниками, наряду с другими народами Запада. Вот что по этому поводу говорил известный философ западного мира и теоретик будущего Евросоюза Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975 гг.) в годы после Второй мировой войны, когда был в расцвете сил еще Советский Союз: «Хроники вековой борьбы между двумя ветвями христианства, пожалуй, действительно отражают, что русские оказывались жертвами агрессии, а люди Запада – агрессорами значительно чаще, чем наоборот. Русские навлекли на себя враждебное отношение Запада из-за своей упрямой приверженности чуждой цивилизации. Русские приняли православие в конце Х века. И нужно подчеркнуть, что это был осознанный выбор с их стороны… Единственной, кто устоял в византийском мире того времени, была Русь. И вот так и случилось, что последний по времени из новообращенных в византийское христианство народов оказался избранным судьбой на роль наследника обета… …Неизвестно, какой эффект произведет этот политический выбор в общем византийском наследии России в нынешнее время, когда ей предстоит наконец-то решить: занять ли подобающее место в западном мире или остаться в стороне и построить свой собственный антизападный контрмир. Можно предположить, что на окончательное решение России серьезное влияние окажет склонность к ортодоксальности и вера в предопределение, которое она унаследовала тоже от своего византийского прошлого. Как под Распятием, так и под серпом и молотом Россия все еще Святая Русь, а Москва – все еще Третий Рим». Заметьте, автор этих слов – англичанин. Слишком пафосно? Ну что ж, пусть так! Иногда, как поется в песне, «высокопарных слов не стоит опасаться». Полезно бывает посмотреть на себя со стороны, оценить чужим взглядом то наследство, которое мы получили от предков и, зачастую, не ценим.
Священник Григорий Мансуров, | |||||||||||||||||