Придел Ангела в Кувуклии храма Гроба Господня. На переднем плане камень, на котором Ангел встречал жен-мироносиц; в глубине - "се место, идеже положиша Его"
Придел Ангела в Кувуклии храма Гроба Господня. На переднем плане камень, на котором Ангел встречал жен-мироносиц; в глубине - "се место, идеже положиша Его"
В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.
Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.
Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.
Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.
И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб.
Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.
Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. (Иоанна гл. 20; 1-8)
Что именно увидел апостол Иоанн такого во гробе, после чего уверовал? Вот что говорит об этом толковая Библия А.П. Лопухина: «Иоанн только бросил мимолетный взгляд на пелены, а Петр, как человек более решительный, вошел в самую гробницу и здесь не нашел ничего, кроме пелен и головного платка, который в свитом виде лежал отдельно от пелен. ...Тогда и Иоанн осмелился войти внутрь гробницы и, увидев то же, что увидел Петр, уверовал в то, что Христос воскрес. Он понял, что здесь не могло иметь места похищение тела, так как похитители не имели бы времени снимать со Христа пелены, плотно прилипшие к телу, да еще притом скатывать их».
Это толкование безусловно справедливо, наверняка такие мысли могли быть в умах апостолов, но только ли это стало причиной веры Иоанна? Вот что я услышал в 2010 году быв на Святой Земле, от сопровождавшей нас монахини Силуаны (Свешниковой). Не знаю, откуда она взяла такое толкование этого евангельского сюжета, но оно меня очень поразило и навело на дальнейшие размышления.
Дело в том, что Иоанн Богослов, как ближайший не только ученик, но и друг Христов, знал своего Учителя лично. Он знал Его, если хотите, человеческие черты – характер, манеры поведения, в том числе знал и Его аккуратность! В словах Евангелия «особо свитый на другом месте» и заключается причина веры Иоанна. Вот мы, когда ложимся спать, обычно складываем одежду – и каждый делает это по-разному, а кто-то просто бросает на пол. А здесь Иисус Христос наоборот, не ложится, а встает, снимая с себя земные погребальные пелены – они теперь Ему не нужны, Он облачен в иные, нетленные и нетварные одежды. Но делает это Христос так, как обычно делал раньше. Пелены (называемые еще плащаницей) видимо, сами спадают с Него, оставаясь там, где Он лежал. А вот убрус – плат, который был на главе Его – Господь снимает Сам.
Именно это: ощущение того, что Сам Иисус снимает с головы Своей плат и, хотя он Ему и не нужен теперь – больше уж точно не понадобится, но Господь, в силу Своей бережности, аккуратно складывает его – именно это убеждает Иоанна в том, что Христос Воскрес! Его Учитель так поступал и раньше. Возможно, что бережность и аккуратность в отношении не только к людям, но и к вещам, не только в великом, но и в малом – были и есть одни из важных Личностных характеристик Богочеловека, которые отличали и отличают Его от большинства людей. «И увидел, – Иоанн Богослов, – и уверовал».
Многому нам нужно учиться у нашего Господа, в том числе и тому, как относиться к мелочам, из которых складывается жизнь, не только здешняя, но и вечная. Первым делом, пробудившись от смерти к жизни вечной, Христос аккуратно сложил плат со своей головы.
«Слава долготерпению Твоему, Господи!»
А об отношении к «мелочам» читайте также статью о. Иоанна (Крестьянкина) на стр 22-23 нашего журнала.