| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
Перекрёсток веры, надежды, ...Продолжение Виктор Николаевич Бычков, г. Барнаул Раввин Авшалом Левин не столько исполнял обязанности раввина, сколько работал портным. Как он помнит из рассказов своего дедушки старого Гэршома Левина, все их предки только и занимались тем, что шили и не выезжали дальше местечка Червень, Могилевской губернии, если бы не война. Правда, уже его старшие сын Давид и дочь Дина не стали больше слушаться отца и мать, уехали в Ленинград. Родители остались в местечке вместе с младшими Ривкой и Мишей, а тут война. Чудом удалось избежать расстрела отцу и детям, а вот жене не повезло: попала под облаву и не смогла убежать. Осталась там, где и многие другие евреи – во рву за околицей. Кое-как добрались по лесам до брата Рафаэля, что жил в Бобруйске. Не успели прийти в себя, как по городу пронесся слух, что евреев будут сгонять в какие-то особо охраняемые районы. Пришлось срочно хватать детей подмышку и бежать через Березину в сторону России. А что делать? Авшалом очень хорошо знает, чем заканчивается для евреев особая забота немцев. И вот уже который день пробираются втроем по лесам, обходят населенные пункты. Спасибо, в садах и огородах, на брошенных колхозных полях уже есть чем поживиться. Одежда и обувь поизносились, но это еще можно терпеть. Страшно другое: Миша и Ривка заболели. Сначала была как будто дизентерия, а потом все хуже и хуже. Поднялась температура, исходят кровью, а их отец ничего не может поделать. Вот что по-настоящему страшно – когда отец не может помочь детям. Сыну тринадцать, а дочери – одиннадцать лет. Уже взрослые ребятишки, но для отца они дети. А как они смотрят ему в глаза? Нет, лучше не думать об этом. И он тоже не может смотреть им в глаза. Там отчаяние, боль и такие страдания, что и врагу не пожелаешь. Последнюю ночь Ривка бредила, теряла сознание. Миша еще крепился, но надолго ли это? Пытался обратиться за помощью в какой-то деревне, так жители отмахнулись, как от чумы. Их можно понять: все окрестности усеяны листовками с призывами не укрывать евреев и коммунистов. За укрывательство – смерть. Что думают эти немцы? Неужели бедный раввин Авшалом Левин так же опасен Германии, как большевики? А тем более его дети? Но он никогда не был ни в одной партии и даже никогда не брал в руки красный флаг, не говоря уже об оружии. Он шил. Хорошо ли, плохо ли, но он шил, как и шил весь род Левиных. Ходить митинговать – это не в семейных традициях. Тем более угрожать Германии. Слава Богу, если никто не угрожает бедному еврею, и он уже счастлив этим. Однако где-то в Германии посчитали бедных евреев врагами. Это так, хотя и не так. Если бы не было так, то зачем тогда немцы расстреливают евреев? Другого объяснения он не находит. Но разве от этого становится легче и можно воскресить его жену Софу? Конечно, нет. Значит, надо спасаться. И спасаться надо в России. Об этом еще в детстве говорил ему дедушка Гэршом. Он говорил, что Россия большая, а евреи такие маленькие, что они могут свободно спрятаться в такой огромной стране, и их никто не заметит. Там они будут спокойно жить и не причинят никому неудобств, а тем более – вреда. Бог с ним, с дедушкой Гэршомом. Он лет пять назад ушел к праотцам, и ему уже никто не угрожает. Но его внук знает, что теперь нельзя прятаться там, где есть эти проклятые немцы. А они, кажется, есть везде. Сейчас вся надежда на Россию: именно она должна остановить эту взбесившуюся Германию. Вон, вся Европа не смела даже пикнуть, когда Гитлер замахнулся на нее. А Россия не такая, она обязательно сломает позвоночник этим немцам, не пустит к себе вглубь страны, а потом и обязательно погонит их обратно. Так что направление Авшалом Левин держит правильно – на Россию. Тем более, он уже давно, как себя помнит, жил среди русских, и они никогда не причиняли вреда ни ему, ни его детям. А это чего-то да значит для бедного еврея. Вот об этом он и рассказывал этому угрюмому русскому священнику с седой бородой, с такими же седыми бровями и с большими сильными руками, что сцепились на животе поверх рясы. Около часа Авшалом лежал в саду под густой ветвистой яблоней, решал: стоит или не стоит обратиться за помощью к русскому священнику? Церковь он увидел еще издалека, и ноги сами вынесли его к храму. Какое-то мгновение раввин сомневался, потом глянул на больных, измученных сына и дочь, и все сомнения исчезли, испарились. – Детей оставил в саду, Ривка уже не может ходить, а Миша самое большое, что может, так это сидеть около сестры, сторожить. Хотя, какой из него сторож? – Левкин махнул рукой, еще ниже опустил голову. Отец Василий сидел по ту сторону плетня, прижавшись спиной к столбику, думал, решал трудную для себя задачу, спорил с воображаемым собеседником. Заросший, оборванный раввин Авшалом присел перед ним на корточках, черкал на земле прутиком. Молчали. Только что ушел доктор Дрогунов, лечил раненого политрука. Жаль. Надо бы ему посмотреть детишек. Судя по словам этого растерянного еврея, жить им осталось не так уж и много. А доктор придет только завтра. Жаль. Вот, господин комендант, как в жизни-то устроено. И красноармейцы, а теперь и евреи. Выходит-то все по-нашему: спасаемся вместе, приходим на помощь друг другу. Не к тебе, господин майор, они пришли, а ко мне, к православному священнику, за защитой и за помощью. А ты говоришь – не помогать. Это может, по-вашему, по-немецки. У нас так не принято. У нас по-христиански все, вот так-то, господин немец! – Детишки далеко? – батюшка очнулся, уставился в замолчавшего раввина. – Сам принесешь или мне помочь? – Двоих не смогу, у самого уже сил нет. Мне бы помочь, – дрогнувший голос, поникший вид мужчины говорили сами за себя. Нелегко дались ему все эти скитания: тощий, с болезного цвета лицом, он и сам нуждался в помощи. – Ну, что ж, пошли, – священник поднялся, по-старчески покряхтел перед тем как сделать первый шаг. – Веди, добрый человек. Впереди шел высокий крепкий отец Василий с мальчишкой на руках, за ним, еле поспевая, семенил раввин Левин с дочерью, которую перекинул через плечо как куль. Детей поселил за печкой в доме, отдал полностью на попечение матушки Евфросинии, а мужчине нашел место с красноармейцами в пристройке. – Поживи пока здесь, а за ребятишек не беспокойся. Матушка восьмерых своих вырастила, ни разу к доктору не обращалась. Выходит и твоих. Дети – они все дети. Всю ночь матушка кипятила воду, купала детей в ночовах, делала отвар из коры дуба, поила по капельке, давала другие отвары. К утру им стало легче, уснули. Вшивую, рваную одежду сожгла в печи, подобрала оставшуюся от внуков, пересмотрела, подготовила, положила у изголовий. Отец Василий ворочался на своей половине, не спал. Несколько раз вставал, заглядывал к жене, интересовался. – Ну, как они, горемычные? – Слава Богу, отец, слава Богу. Уснули, сон крепкий. А это первый признак, что идут детки на поправку, отец. Слава Богу. На рассвете все же сморило, и спал хорошо, без сновидений. Матушка уже собрала завтрак, отнесла в пристройку, накормила квартирантов, перевязала раненого политрука. Приготовила для него одной ей ведомый отвар, напоила. Сейчас опять колдовала над детишками, когда батюшка проснулся. – Зайди ко мне, матушка, – он умылся, причесался, облачился в подрясник, потом и в рясу, а сейчас сидел за столом. – Бегу, отец, бегу, – жена выставила на стол завтрак, присела напротив, подперев голову руками. – Вот что, матушка. Душа моя не на месте. – Что случилось, батюшка? – Хотел, было, не говорить тебе, но не могу брать грех на душу. Скажу, а ты уж, матушка, сама решай, рассуди. – Не томи, отец родной, не томи, – женщина разволновалась, то и дело поправляла платок, с нетерпением уставилась на мужа. – Что есть – то есть, что будет – то будет. На все воля Божия, говори, я выдержу. – Я знаю, матушка, что ты женщина крепкая, потому и скажу, – отец Василий отхлебнул чая, облокотился на стол. – Помнишь, на днях меня приглашал комендант? – Да, батюшка. – Так вот. За то, что мы помогаем больным красноармейцам, еврейским деткам, лечим, укрываем их, мне, по крайней мере, грозит смерть. Расстрел. А если узнают, что и ты причастна к этому, то и тебе тоже. Немцы – народ серьезный и страшный, матушка. Они шутить не будут. Вот об этом и предупредил меня немецкий комендант майор Вернер Карл Каспарович. – Ой! – в испуге старушка зажала рот руками. – Неужто благие деяния наказуемы? Ты не ошибся, отец родной? Отец Василий встал, прошелся по хате, матушка осталась сидеть, только крутила головой вслед мужу. Тревога, ужас сквозили во взгляде, но она не спускала глаз с батюшки. Требовательно мяукал кот, просил поесть, терся о ноги хозяина. Сквозь открытую форточку доносилось карканье ворон, чирикали под окном воробьи. – Что скажешь, матушка Евфросиния? Может, пока не поздно, выпроводить незваных гостей? – сказал – и с любопытством ждал ответ. Лукавил, лукавил в открытую отец Василий. Он очень хорошо знал свою супругу матушку Евфросинию, с которой прожили душа в душу более пятидесяти лет. Знал, что можно было и не спрашивать. Но чувствовал грех в своем молчании, потому и спросил, снял грех с души. – Ты это кому сказал, отец родной? – батюшка не ожидал той прыти, с какой подскочила к нему матушка. Уперев руки в бока, она встала лицом к лицу к священнику. Глаза сухо блестели, плотно сжатые губы побелели, ноздри подрагивали от негодования. – Ты хоть сам понял, что сказал? – маленькая, высохшая, она никогда не перечила мужу, а сейчас смешно напирала на высокого грузного отца Василия, размахивая руками. – На мне что, креста нет? Чем прогневила я тебя, батюшка родной, что ты вдруг отделил себя от меня? Иль я нехристь? Иль я дала тебе хоть единый повод за всю нашу совместную жизнь? Иль я была неверна тебе, предавала тебя? Ах ты, негодник! – она уже колотила сухонькими кулачками в могучую грудь мужа, а сама рыдала, захлебываясь слезами. – Всю жизнь считала нас единым целым, а он к старости вот как! Ах ты, негодник! И не выдержала, уткнулась в рясу, зашлась в плаче. – Как Богу будет угодно, так и будет, батюшка. Как будет угодно Богу, а только долг свой христианский мы с тобой выполним вместе, не обессудь, родимый. Отец Василий прижал матушку, гладил ее худенькую костлявую спину, а глаза вдруг повлажнели, и слезы благодарности и умиления одна за другой потекли по щекам, застревая в бороде. – Будет, будет тебе, матушка. Прости, за-ради Христа, прости. И спасибо тебе огромное, Фросюшка. Спасибо за все, – не сказал, а выдохнул, наклонившись, прижался губами к вылезшим из-под платка седым волосам жены. ... Продолжение следует ... | |||||||||||||||