| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
Мученики и исповедникиНа смену первому поколению христиан– апостолам и мужам апостольским – приходят мученики и исповедники. Именно они на протяжении следующих двух столетий будут главной действующей силой в истории Христианской Церкви... Мы привыкли думать — а до известной степени и справедливо — что древний Рим был не только подчеркнуто правовым государством, но и государством веротерпимым. Однако, религия Христа — Сына Божия, Распятого и Воскресшего, с самого начала вызывала бешеное сопротивление со стороны жреческих корпораций и философских школ. И дело не только в том, что учение о Едином Боге противоречило главным принципам «веротерпимого» Рима. Дело в том, что в государственной римской религии император сам почитался богом! И отказ коголибо из подданных поклоняться и приносить жертвы идолам языческих божеств означал автоматически также и отказ выражать почтение «божественному» кесарю. На таких был брошен весь репрессивный аппарат великой империи. Историки выделяют 10 периодов наиболее массовых и разнузданных гонений — от Нерона в середине первого века до Диоклетиана в начале четвертого века. Одним из самых талантливых и удачливых полководцев и государственных деятелей Римской империи был император Траян. Современники видели в нем олицетворение справедливости и милосердия. Рассказывали, как однажды, отправляясь в поход в Дакию, он был остановлен женщиной, жаловавшейся на несправедливое осуждение сына. Император сошел с коня и тут же отправился с просительницей в суд. Только после этого он разрешил продолжить поход. Между тем именно Траяну принадлежит первое юридическое указание относительно судов над христианами. В 112 году на запрос Плиния Младшего, как поступать с христианами, Траян ответил: «Разыскивать их не следует; но если выступают с доносами и обвинениями против них, нужно казнить их. Однако, если кто не признает себя христианином и докажет это самым делом, чрез поклонение нашим богам, тот за раскаяние получит прощение». Это установление, хотя и сообщенное всего лишь в личном письме, стало нормой в римской судебной практике: требовать от христиан отречеили казнить. Преемником Траяна на римском престоле стал его племянник Адриан. При нем не только границы империи достигли максимума, но и был осуществлен целый ряд реформ в области государственного управления, экономики, юриспруденции и культуры. И что же дало царствование этого утонченного и по-своему «гуманного» императора его подданным-христианам? В год 135 в числе сотен и тысяч влекомых в застенки христиан претерпели мученическую кончину дочери благочестивой христианки Софии Вера, Надежда и Любовь. Однажды Адриану доложили, что живет в Риме вдова по имени София, которая не только исповедует запрещенную христианскую веру, но и дочерей научила не участвовать в государственном языческом культе. И вот три девочкиподростка, одна за другой приведенные на суд, смело противостали языческим философам. Претерпели муку и смерть — и не отказались от Веры, Надежды и Любви — иных, не философских, а христианских добродетелей. Палачи подвергали их все новым пыткам — они умирали с молитвой на устах. Софию не били и не казнили: ее лишь заставили присутствовать при истязаниях и смерти всех по очереди дочерей. Ей «гуманно» разрешили даже унести и похоронить их тела. Мать своими руками приготовила их в последний путь — и сидела три дня, не отходя, над могилой, пока Господь не призвал к себе и ее, «бескровную мученицу». Одним из блестящих преемников Адриана был другой знаменитый «философ на троне» — Марк Аврелий — автор книги размышлений «К себе самому», замечательного памятника философской мысли, в чем-то даже близкой, как считают историки, установкам христианской этики, и, в то же время, бесконечно далекой от нее. Как показывают мученические акты, именно в годы правления этого тонкого, образованного и по-язычески богобоязнияненного мыслителя разгорелись новые гонения на христиан. Мы упомянули мученические акты. Дело в том, что римляне во всем старались быть юридически точными. При допросах, пытках и казнях преступников, а христиане были для них преступниками, обязательно присутствовал судебный секретарь (некоторые из них сами были христианами), который подробно записывал все происходящее. Некоторые из этих записей сохранились. Именно они стали основой для будущих житий святых. Вот, к примеру, акты Лионских мучеников — свидетельство очевидцев о казнях и истязаниях в Лугдуне (современный город Лион во Франции) в 177 году, превзошедших жестокостью прежние гонения на христиан. «Каждый день хватали тех, кто был достоин восполнить число мучеников, — людей самых деятельных, на которых церкви, по существу, и держались. Весь неистовый гнев и толпы, и римского легата, и солдат обрушился на Санкта, диакона из Виенны; на Матура, недавно крестившегося, но доброго борца; на Аттала, всегда бывшего опорой и оплотом здешних христиан, и на Бландину — на ней Христос показал, что ничтожное, незаметное и презренное у людей (Бландина была рабыней, маленького роста и неказистой наружности) у Бога прославлено за любовь к Нему, проявленную не напоказ, а в действии. Боялись за нее все. И мы, и ее земная госпожа, сама бывшая в числе исповедников, считали, что у Бландины, по ее телесной слабости, не хватит сил на смелое исповедание. Она же исполнилась такой силы,что палачи, которые, сменяя друг друга, всячески ее мучили с утра до вечера, утомились и оставили ее. Они удивлялись, как Бландина еще живет, хотя все тело у нее истерзано и представляет собой сплошную зияющую рану». Для позднейших языческих императоров имя Марка Аврелия стало святым, а деятельность — образцом. Совершенный римлянин, верный преданиям, доблестям и предрассудкам Вечного Города, Марк Аврелий продемонстрировал сполна «блеск и нищету» римского идеала и «римской мечты». Смерть его, говорит историк, стала смертью античной культуры, а кровь мучеников, по известному изречению писателяапологета Тертуллиана, становилась «семенем христианства». В 284 году состоялось восшествие на престол императора Диоклетиана. Коптская Церковь в Египте и сегодня ведет свое летосчисление не от Рождества Христова, а от этого дня (так называемая «эра Диоклетиана»). За время своего правления Диоклетиан оставил яркий след в политической, экономической и социальной истории Римской империи. Долгое время он относился к христианству вполне терпимо. Достаточно сказать, что его собственные жена и дочь были христианки. Впрочем, не которые историки полагают, что он просто откладывал решение религиозных вопросов до более благоприятного времени. В 303 году наступило это «благоприятное» время. Один за другим были опубликованы три указа — эдикты Диоклетиана, положившие начало десятым в истории, самым масштабным и жестоким гонениям на Церковь. Первым из них повелевалось по всей империи, на западе и востоке, разрушать церкви, конфисковывать и сжигать священные книги, а самих христиан лишать гражданских прав. Второй указ предписывал арестовывать и сажать всех представителей духовенства — от епископа до псаломщика. Третий требовал применения пыток к упорствовавшим христианам. Взявшись за что-либо, император любил доводить дело до конца. Своей задачей диоклетианово гонение имело совершенное подавление христианства, искоренение самого имени христианского. «Nomen christianorum deleto» — «Да погибнет имя христианское». Цели врагов Церкви со времен Рима до наших дней не меняются, и никакому Диоклетиану не удается их осуществить. Не хочет и не может мир забыть Имени Божиего, встают к трибуналу новые и новые Его свидетели. По-гречески мученик называется «мартис», то есть «свидетель», человек, свидетельствующий об истине веры не словами, а своей кровью. И христианские мученики несут свое свидетельство миру… и побеждают! Святой великомученик Георгий, родом из Каппадокии, города в Малой Азии, вырос в христианской семье. Его отец принял мученическую смерть, когда Георгий был еще ребенком. Поступив на военную службу, красивый и мужественный юноша был както замечен Диоклетианом и принят в его гвардию. Когда весной 303 года был разрушен, по приказу императора, соборный храм Никомидии, а на утро издан эдикт о гонениях на Церковь, Георгий смело явился в Сенат и открыто выступил против замыслов правителей. - Кто ты такой? — спросил один из сенаторов. - Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по собственной воле, чтобы свидетельствовать об Истине. - Что есть истина? — невольно повторил ктото вопрос Пилата. - Истина есть Христос, гонимый вами, — отвечал юноша. Изумленный император, который знал и возвышал Георгия, попытался воздействовать на него уговорами, а потом угрозами. Но исповедник был тверд. Тогда Георгий был взят под стражу. Его вели, подталкивая остриями копий, а он был весел, так что стражникам казалось, будто сама смертоносная сталь гнулась, касаясь исповедника. На следующий день начались пытки. Георгий недаром сказал императору: «Скорее ты устанешь, мучая меня, чем я, мучимый тобою». Заплечных дел мастера применили к нему полный традиционный набор: клали под большой камень, зарывали в ров с негашеной известью, колесовали — протаскивали на колесе под закрепленным рядом ножей. А мученик, говорят, слышал голос: «Не бойся, Георгий, Я с тобою», — и у колеса появлялся в незримом сиянии ангел, исцелявший его раны. После коротких передышек мучения возобновлялись. Его обули в железные сапоги с раскаленными на огне гвоздями и в них погнали в камеру. Обернувшись в дверях, Георгий просил передать Диоклетиану, что сапоги ему впору… Под впечатлением виденного, исповедали себя христианами присутствовавшие на пытках придворные сановники Анатолий и Протолеон. Им пришлось тут же разделить не только веру, но и мученическую участь Георгия. Порывалась разделить его подвиги и царица Александра. Но ее не допустили. Ее, вместе с дочерью Валерией, умертвит через десять лет Лициний. В последнюю ночь после молитвы мученик, задремав, увидел в тонком сиянии Христа, который поднял его с-каменного пола темницы, обнял и сказал: «Дерзай — будешь царствовать со Мною». На другой день спокойно и мужественно Георгий преклонил голову под меч. Это было 23 апреля (6 мая по н.ст.) 303 года. Через два года Диоклетиан, как бы признав правоту и победу Распятого и прошедших его путем бесчисленных мучеников, отречется от престола, удалится на виллу в Далмации сажать салат и капусту и, в конце концов, по древнему патрицианскому обычаю, примет яд, измученный и опустошенный. А еще через восемь лет святой Константин, один из преемников царя-мучителя, прикажет начертать на знаменах Крест и завет Победоносца: «Сим победишь!».
По материалам аудиокниги
Использованы фото с интернет-ресурсов:
Православие.ру, | |||||||||||||||