| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
Святые отцы о посте и воздержанииЕсть воздержание языка – не говорить много и не говорить пустого, владеть языком и не злословить, не празднословить, не клеветать одному на другого… не пересуживать брата, не открывать тайн, не заниматься тем, что не наше. Есть воздержание и для глаз владеть зрением, не устремлять взора или не смотреть внимательно на все приятное или на что-либо неприличное. Есть воздержание и в слухе – владеть слухом и не поражаться пустою молвой. Есть воздержание в раздражительности - владеть гневом и не вдруг воспламеняться. Есть воздержание от славы – владеть своим духом, не желая прославления, не искать славы, не превозноситься, не искать чести и не надмеваться, не мечтать о похвалах. Есть воздержание помыслов – низлагать помыслы страхом Божиим, не склоняться на помыслы обольстительные и воспламеняющие, не обольщаться ими. Есть воздержание в еде – владеть собой и не выискивать пищи обильной или дорогих яств, не есть не вовремя... не предаваться духу чревоугодия, не возбуждаться алчностью и вкусом пищи и не желать то одной, то другой. Преподобный Ефрем Сирин Общее правило умеренности состоит в том, чтобы каждый, в соответствии со своими силами, состоянием тела и возрастом, вкушал столько пищи, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует стремление к сытости. Кто не соблюдает одинаковой меры: то чрезмерно постится, то пресыщается – тот вредит как молитве, так и целомудрию. Молитве потому, что не может быть бодрым, ибо от бессилия склоняется ко сну, а от многоядения не может чисто и часто молиться. Целомудрию же потому, что тот огонь плотской похоти, который возжигается от чрезмерного употребления пищи, продолжается даже и во время строгого поста. Преподобный Иоанн Итак, каждый верующий христианин должен хранить святой пост, как повелевают это Божии заповеди и церковные предания. Для не постящихся же установлен следующий канон, находящийся в так называемой Кормчей книге в 69-м правиле святых Апостолов: «Если епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец в сорок дней, то есть в Великий пост, не постится и во весь год в среды и пятницы – да извержен будет, только если не препятствует посту телесная болезнь, немощному же дозволяется по необходимости вкушать масла и вина. Если же мирской человек не постится – да отлучен будет». Святитель Димитрий Ростовский Когда человек готовится отправиться в путь, он должен знать цель своего путешествия. Так бывает и с Постом. Пост – это главным образом духовное путешествие, а цель его – Пасха, «Праздник из Праздников». Пост – приготовление к «совершению Пасхи, истинному откровению». Поэтому мы должны начать с того, чтобы постараться понять связь Поста с Пасхой, так как эта связь открывает нам нечто очень существенное, нечто решающее во всей нашей христианской вере и жизни. Прот. Александр Шмеман. Нужен ли пост, то есть воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, но и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царство Небесное, которое также несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его?… Если хочешь, то ты непременно должен поститься, так как плоть и кровь Царствия Божия наследовать не могут (1 Кор. 15, 50), потому что Царствие Божие несть брашно и питие (Рим. 14, 17). Плоть и кровь, пища и питие как вещи грубые, стихийные, земные – должны остаться на земле и подвергнуться общей участи тел земных – тлению. На Небе нет и не может быть места для грубой плоти и крови потому именно, что там – Небо, а не Земля, что существа тамошнего мира имеют свойства совсем отличные от свойств людей, живущих в похотях мира, свойства духовные, светоносные… Нужен ли пост как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? Если ты согласен, что Бог есть Законодатель твой и праведный Судия, Который знает, как наказывать нарушителей Своих законов, если совесть твоя говорит тебе, что душа твоя не в своем чине нарушала не раз порядок нравственной жизни, выходила из повиновения законам Творца: то ты необходимо должен согласиться, что тебе надобно восстановить порядок твоей нравственной жизни, привести свои мысли в правильный строй из беспорядочного брожения туда и сюда, заставить сердце оторваться от недостойных предметов, к которым оно, по твоей невнимательности и оплошности, прильнуло так сильно, что забыло о первом предмете своей любви – Боге; вести себя так, чтобы твои поступки не стыдно было выставить и перед судом твоей совести, и на суд людей, и Божий. Св. праведный Иоанн | |||||||||||||||