Первый редактор «Тобольских
епархиальных ведомостей»
Протоиерей Петр Головин – славное имя в истории духовного образования Сибири
(Продолжение, начало в № 92)
Огромной заслугой Петра Дмитриевича является создание по его инициативе в 1882 г. епархиального органа
печати – газеты «Тобольские епархиальные ведомости» и десятилетнее редактирование ее. Он прилагал все усилия, чтобы сделать его интересным и
полезным не только для духовенства
и учащихся духовных заведений, но и
для всей читающей публики Тобольской епархии. Он считал издание «Ведомостей» важным просветительским
и научным делом. Стремясь привлечь
к участию в газете как можно больше
авторов, он неоднократно обращался к
читателям с призывом посылать свои
наблюдения, опыты, заметки и статьи.
Причем его интересовали и труды образованных интеллигентных людей – преподавателей, священников, краеведов,
историков, и сотрудничество с газетой
низших церковных служителей и даже
крестьян. Он сам, с удовольствием
принимая малограмотные, написанные
корявым языком работы, литературно
обрабатывал их, помещал на страницах «Ведомостей» и всячески поощрял
авторов. Временами совсем не получая
денежного вознаграждения за свой редакторский труд, временами – мизерное.
Головин старался выплачивать своим
сотрудникам приличный гонорар, даже
если они на него совсем не рассчитывали.
За 10 лет газета прошла период становления и зарекомендовала себя как
серьезное и важное издание. В конце
1891 года Головин передал редакторство
преподавателю семинарии Н.Городкову.
Петр Дмитриевич был не только редактором, но и активным автором «Тобольских епархиальных ведомостей».
Его печатные работы имеют серьезный
характер, обладают литературными, научными, риторическими достоинствами
настолько, что дают право говорить о
П.Д.Головине как о ярком церковном
публицисте Сибири.
Также отец Петр занимался церковным краеведением. Он опубликовал
в епархиальной газете ряд очерков об
истории монастырей Тобольской епархии: «Тобольский Знаменский второклассный мужской монастырь» (1892 г.),
«Кондинский Троицкий монастырь»
(1892 г.), «Спасо-Преображенский храм
Тобольского Знаменского монастыря»
(1897 г.), «Туринский Николаевский
женский монастырь» (1890 г.), «Тюменский Троицкий монастырь» (1890 г.).
Благодаря историко-краеведческим
очеркам Головина можно многое узнать
о монастырях: их архитектуре, устройстве, внутреннем убранстве, деятельности и уникальности.
Особое место в литературной деятельности Головина занимают путевые
записки-очерки «Поездка в Соловецкий
монастырь воспитанников Тобольской
семинарии летом 1900 г.». Они представляют собой жанр паломничества
по святым местам. Материал печатался частями на протяжении нескольких
месяцев из номера в номер в течение
1901-1902 годов.
Путешествие имело две цели: первая
и главная – религиозная. Это паломничество «с целью возвышения религиозно-нравственного развития». И вторая
– общеобразовательная; приобщение к
истории, достопримечательностям тех
мест, которые намечены для посещения: «…где помолимся, а инде с благоговением преклонимся пред предметами
исторической ценности, – сравним себя,
свой край, с другими и поучимся у своих культурных родных братьев доброму,
что увидим у них».
Семинаристы побывали в Тюмени,
Екатеринбурге, Перми, Казани, Нижнем
Новгороде, Троице-Сергиевой Лавре,
Ростове, Ярославле, Архангельске и, наконец, в главном пункте путешествия –
на Соловецких островах. Конечно, для
того времени это была грандиозная поездка, которая не многим сибирякам выпадала хотя бы раз в жизни. Молодые
люди своими глазами увидели страну,
многообразие ее природы, уникальность
ее городов, ее православные святыни.
Цикл очерков о поездке в Соловецкий монастырь, напечатанный в «Тобольских епархиальных ведомостях»,
имел большое значение для просвещения сибиряков: он открывал им окно в
большой мир их Родины – России.
Самое активное участие принимал
П.Д.Головин в деятельности Епархиального Братства Св. Димитрия Солунского, основанного в Тобольске в 1890 году.
Ректор участвовал в разработке самого устава Братства, составлял издаваемые Братством брошюры и листки
религиозно-нравственного содержания,
которые раздавались в церкви после богослужения прихожанам.
Цель этих изданий, предназначенных
для простых людей, – приучить народ
к религиозно-нравственному чтению и
тем самым дать ему «здоровую духовную пищу».
Петр Дмитриевич принимал участие
и в религиозно-нравственных чтениях,
которые устраивало Братство для прихожан по воскресеньям и в дни религиозных праздников.
Петр Дмитриевич являлся активным
членом тобольского отдела Императорского Палестинского общества.
В 1902 году по инициативе Братства
Димитрия Солунского в городе было
открыто древлехранилище, или церковно-археологический музей, так как одной из задач Братства была забота «о
приведении в известность и сохранении
вещественных памятников церковной
старины, имеющихся в церквах Тобольской епархии или у частных лиц». Древлехранилище размещалось в кремле, на
первом этаже ризницы кафедрального
собора.
Однако любителям тобольской старины показалось недостаточным создание церковно-архивного музея. В 1903
году они обратились к Антонию, епископу Тобольскому и Сибирскому, с
просьбой открыть при древлехранилище комиссию для научной разработки
церковно-исторического материала, накопившегося в архивах епархии. Она
должна была положить начало изучению истории христианства в Сибири.
Так в 1904 г. (по некоторым источникам
в 1903) появилась архивная комиссия.
В ее состав входили члены Тобольского
церковного древлехранилища, а Головин
был избран ее председателем. Он привлек к историко-архивной работе многих преподавателей учебных заведений
Тобольска. Они исследовали местные
церковные архивы, собирали и обрабатывали материал, связанный с историей
тобольских и близлежащих к городу
храмов и монастырей, систематизировали архивные документы, выступали на
научных заседаниях комиссии с докладами, рефератами, сообщениями, писали исследования и публиковали статьи.
Петр Дмитриевич состоял членом
общества Красного Креста, Тобольского музея, Православного миссионерского общества, Тобольского губернского
статистического комитета. В 1885 г. он
назначен директором Тобольского тюремного комитета. И этот список можно
еще продолжать. Необходимо отметить
тот факт, что большинство общественных обязанностей Головин взял на себя
добровольно и исполнял их совершенно
бескорыстно, не получая вознаграждения.
В 1904 году П.Д.Головин после
35-летней службы ушел в отставку. К
тому времени ему исполнилось 59 лет.
У него не сложились отношения с епископом Антонием, главой Тобольской
епархии. Архипастырь высоко ценил
деловые качества ректора, давал ему
отличные рекомендации в представлениях к высшему начальству, тем не
менее требовал от него безусловного
подчинения своим установлениям и
правилам. Они были слишком разными
людьми по взглядам на административные, учебные и воспитательные дела, а
по душевному складу – даже противоположны. Строгий законник Преосвященный и широкая душа, подчас пренебрегающая буквой закона, – Головин.
Архиерей был убежден, что выпускники семинарии должны служить только
на церковном поприще как пастыри
Божии, а Петр Дмитриевич «обеими
руками благословлял воспитанников
семинарии к высшему светскому образованию». Владыка Антоний – «истый монах, аскет», Головин – «человек,
не чуждый мира и всего, что в мире».
«Петру Дмитриевичу, в течение долговременной службы успевшему уже выработать известные принципы, твердые
взгляды на дело, которому он посвятил
всю свою жизнь, под старость было уже
не под силу ломать себя, приспособлять
свои взгляды и убеждения к мыслям
других людей».
Сначала, по выходе в отставку, Головин продолжал участвовать в разных
комитетах и комиссиях. Но вскоре он,
лишенный главного дела своей жизни
– руководства семинарией, стал прихварывать еще сильнее, потерял интерес к активной деятельности и совсем
удалился от нее. «Почти 35 лет проведя
в усиленной хлопотливой деятельности,
27 лет стоя во главе семинарии, с утра
до вечера исполняя свои многосложные
обязанности, он чувствовал себя оторванным от любимого дела и не находил в себе сил приняться за что-нибудь
другое и посвятить новому делу остаток
своих жизненных сил. Трагизм его положения выражался именно в том, что
он сознавал опасность ничегонеделания
и в то же время не находил себе дела
по душе. Он горько жаловался на такое
свое душевное и физическое состояние,
но не мог побороть своей апатии», - писал Н.Бирюков.
Уже через 3 года после выхода в
отставку, трудно было узнать в Петре
Дмитриевиче, одряхлевшем, жалующемся на свои болезни старике, жизнерадостного ректора.
12 января 1910 года протоиерей Петр
Дмитриевич Головин скончался. На его
могиле в ограде Знаменского монастыря и семинарии было сказано много теплых слов. А один из многочисленных
венков подписан: «Ректору-отцу от благодарных питомцев».
Похоронили отца Петра в ограде
Спасо-Преображенского собора Тобольского Знаменского монастыря в нижнем
городе.
В наше время его могила уничтожена,
как разорены и уничтожены все другие
захоронения священнослужителей на
территории бывшего Знаменского
монастыря, где в
последние десятилетия располагался зооветеринарный колледж.
Печальная, трагическая судьба!
Несправедливое
забвение и кощунственное обращение с прахом людей, оставивших
след в истории
Сибири!
До революции
в общественной
жизни России
была очень хорошая традиция
– увековечивать
имя какого-нибудь подвижника учреждением стипендии его имени. Еще в
1905 году, после выхода Головина в отставку, в семинарии поднимался вопрос
об образовании для беднейших воспитанников семинарии стипендии имени
П.Д.Головина. Однако денежные сборы
на создание фонда оказались недостаточными. После смерти отца Петра этот
вопрос снова неоднократно поднимался.
Н.Бирюков писал: «Такая стипендия
будет самым лучшим памятником Петра Дмитриевича, всегда заботливо относившегося к материальным нуждам
воспитанников…»
Но ни этих сборов, ни собранных ранее на учреждение стипендии средств
не хватило: она так и не состоялась.
Личность П.Д.Головина, его жизнь и
деятельность вызывают глубокое уважение. Он достоин того, чтобы о нем
узнали потомки, чтобы в честь его назвали улицу в Тобольске, повесили мемориальную доску на здании бывшей
семинарии, написали о нем книгу. Хочется надеяться, что имя его не канет в
Лету, а станет одним из самых уважаемых нами, потомками.
Т.И.Солодова, г.Тобольск.
(Цитаты в тексте
приведены из ряда номеров
«Тобольских епархиальных
ведомостей» с 1899 по 1910 гг.)