| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
Участие Церкви в социально значимых проектах дореволюционной России(Окончание, начало в № 89)
«Духовные лица, большею частью, являются единственными представителями местной интеллигенции, так как во многих местах, если не считать редких землевладельцев, к тому же теперь покидающих свои имения под влиянием событий последнего времени, остаются одни учителя, но последние по многим причинам не имеют прочной связи с населением и потому не пользуются в его глазах особым авторитетом. Кроме того, духовенство до последнего времени имеет сильное влияние на население деревни и с его советами крестьяне очень считаются как в решении своих личных вопросов, так и общественных. Крестьянство по своей некультурности крайне скептически относится к мелкому кредиту, поэтому почин и организацию по устройству товариществ принимает на себя духовенство, руководствуясь чисто идейными сoображениями, вытекающими из заботы о нуждах местного населения…» (Описание некоторых учреждений мелкого кредита. СПб., 1912). Только при вторичном обращении министра финансов В.Н. Коковцова удалось убедить Святейший Правительствующий Синод в необходимости отмены запрета на участие представителей Церкви в деятельности учреждений мелкого кредита, и указом Синода от 13 января 1909 г. представители Русской Православной Церкви получили разрешение на всевозможное содействие развитию кредитной кооперации. Синод признал возможным «допустить священнослужителей к участию в товарищеских учреждениях мелкого кредита (кредитных и ссудо-сберегательных товариществах) не только на правах членов и попечителей их, но и членов правлений и советов, имея в виду, что в основу их положены, главным образом, товарищеские начала, то есть начала взаимной ответственности и доверия, которые не могут существовать без укрепления в сознании участников той мысли, что экономические интересы должны объединять людей между собою на почве христианских взаимных отношений» (РГИА ф. 582. Оп. 4. Д. 13319. Л. 1). Церковный причт очень хорошо знал нужды своего прихода и в массе своей воспринял новый закон как возможность облегчить жизнь крестьян. Осенью 1909 г. министр финансов В.Н. Коковцов обратился с письмом во все епархии Российской империи с просьбой оказать содействие в организации работы кредитных кооперативов на селе. Автору статьи удалось выявить письма от 39 епархиальных архиереев, отражавшие позицию высших иерархов к развитию кредитной кооперации, всего же в империи имелось 67 епархий (Вычугжанин А.Л. Церковь, деньги, кредит. Тюмень. 2014). Почти все епархии империи очень заинтересованно откликнулись на просьбу министра. Изучение этих ответов позволяет представить не только отношение священнослужителей к участию в развитии кооперации, но и намеченные практические меры по организации доступного кредита крестьянам. Огромные возможности для разъяснительной работы у Церкви имелись благодаря наличию в каждой губернии своего местного печатного органа – епархиальных ведомостей. Практически во всех губерниях главы епархий обратились к священникам с соответствующим разъяснением, причем отмечалось, что участие в работе товариществ – дело добровольное. Сложно количественно измерить результативность участия священников в кооперативном движении, но некоторые цифры по его развитию позволяют делать выводы о несомненном положительном влиянии Церкви. Так в 1904 г. в стране насчитывалось 306 кредитных и 877 ссудосберегательных товариществ, в 1912 г. число их достигло 5932 и 2626 соответственно, а в 1916 г. – 11398 и 4038 (Вацуро Г.А. Статистика кредитной кооперации // Книжки вестника мелкого кредита. Книга первая. Петроград. 1916. С 63). К началу первой мировой войны кредитные кооперативы превратились в авторитетную силу в масштабах всего государства, а священники продолжали играть в них видную роль. В некоторых епархиях развитию кооперации придавали настолько выдающееся значение, что даже посчитали необходимым ввести ее преподавание для будущих священнослужителей. Так, в Каменец-Подольске на епархиальном съезде духовенства Подольской губернии священник А. Маричев сделал доклад о введении преподавания кооперации в духовноучебных заведениях губернии (Вестник мелкого кредита. 1914 г. № 50. С. 2030). Знакомство с архивными материалами, где отражено участие священнослужителей в деятельности ссудо-сберегательных и кредитных товариществ, позволяет с полным правом сделать вывод о том, что главной мотивацией участия приходских священников являлось стремление облегчить материальную нужду своих прихожан. В большинстве случаев священники принимали на себя эти хлопоты совершенно бескорыстно, тем более, что, как правило, в период становления кредитного кооператива – первые три-четыре года – и платить-то было нечем. Это было самым трудным – организовать кооператив, наладить его работу, чтобы крестьяне, познакомившись с техникой ведения дел товарищества, в дальнейшем уже из своей среды выдвигали организаторов. Так в большинстве случаев и происходило. Тем более представляется несправедливым, что уже в 1917 г. в книге М.Л. Хейсина «Исторический очерк кредитной кооперации в России. Петроград. 1917», об участии представителей Русской Православной Церкви даже не упоминается. Более того, подобраны два примера именно негативного влияния священников на развитие кредитных товариществ со ссылкой на «Вестник мелкого кредита». Мною проработано все это издание, и примеров плодотворного участия представителей духовенства в кредитной кооперации «Вестник мелкого кредита» содержит предостаточно. От истории к современности В июле 2014 года в отделе зарубежной литературы Российской государственной библиотеки встретилась каталожная карточка на книгу Н.С. Тимашева «Каким должно быть русское христианское хозяйство», изданную в Женеве. Легко заметить, что книга написана по горячим следам величайшего кризиса в США. Мысли Н.С. Тимашева звучат на удивление современно: 1. «Неправда капитализма. … Как ясно выяснилось за нынешний кризис, тянущийся с 1929 года, капита лизм зашел в тупик, который можно охарактеризовать формулой: «нищета перед грудами богатств». … Он носит явные признаки строя, отходящего в историю… Даже в лучшие свои времена он разрешил техническую проблему хозяйства лишь за счет стеснения христианской этики: человеческая личность не только рабочего, но и предпринимателя, стала служебной по отношению к хозяйству; осуществление любви к ближнему стало невозможно в условиях безудержной конкуренции; о начале соборности не могло быть и речи, так как капиталистическое общество состоит из личностей, сталкивающихся друг с другом как молекулы газа, заключенные в замкнутом сосуде, или как голодные волки в степи. Капитализм никогда формально не отрицал христианства, даже лицемерно продолжал признавать господствующей христианскую этику, но фактически создал строй, весьма далекий от христианства» (Н.С. Тимашев «Каким должно быть русское христианское хозяйство». Женева. 1936. С. 7 – 8). 2. «Неправда социализма. … Монопольное положение государства в качестве распорядителя средств производства позволило ему так заполнить время трудящихся, чтобы, как и при капитализме, не оставалось времени задуматься о Вечном. В результате социалистический строй, в своем осуществлении, не освободил человека от эксплуатации, только изменив субъект ее. Не дал он ни малейшего приближения к идеалам (отвергаемым им) христианской этики. Не разрешил этот строй и проблемы наилучшего технического использования возможностей на благо всем членам общества» (Там же. С. 9). Ключевая мысль Н.С. Тимашева – создать такой хозяйственный механизм, при котором «христиански настроенные люди были бы в состоянии вести хозяйство, совместимое с началами христианской этики» (Там же. С. 15). Примерно в это же время – в 1937 году – известный деятель отечественной кооперации А.Н. Анцыферов написал статью «Христианство и кооперация». В этой статье он констатирует: «… Развитие современных форм хозяйственной жизни имеет стремление оторвать хозяйственную жизнь от нравственных основ и в великой борьбе христианского начала и начала антихристианского доставить победу последнему» (Анцыферов А.Н. Россия, кооперация, христианство. М., 2011. С. 252). Анцыферов формулирует главную задачу кооперации: «Самая важная практическая задача кооперативного объединения состоит в том, чтобы под его воздействием происходил непрерывно процесс оздоровления общественной среды, процесс непрерывного освежения вод застоявшегося и загнивающего болота современной нам общественности» (Там же. С. 25). Представители Церкви оценивали свое участие в экономических проектах в первую очередь с позиций нравственности. В современном мире вновь становится актуальной необходимость экономическую деятельность соотносить с нормами морали. О востребованности подобного рода знаний в последнее время появляется все больше свидетельств. Яркое тому подтверждение – освещение журналом «Экономические стратегии» дискуссии о православном банкинге. Размышления о совместимости христианской морали и ведения бизнеса имеются в сборнике «Христианин и деньги», в статье М. Осадчего «Бог и процент». О том, что полнейшая беспринципность банковских дельцов приводит как к моральному, так и финансовому кризису, свидетельствует статья «Большой бизнес обращается к церкви в попытке спасти свою репутацию» в английской газете «Evning standard» от 18 сентября 2012 г. Руководители более двухсот крупнейших банков и английских компаний встретились с архиепископом Вестминстерским Винсентом Николсом с целью «обсудить пути формирования моральных принципов в сердце делового поведения». Весьма показательно, что либеральная модель экономики даже на ее родине себя дискредитировала. В 2014 году один из самых ярких неолибералов, бывший руководитель Европейского банка реконструкции и развития Жак Аттали признал как неизбежный крах современной западной экономической модели, так и необходимость поиска новой. Недавнее выступление председателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина также поднимает актуальность создания банковского дела, основанного на православных ценностях. Обращение Грузинского Патриарха Илии II к руководителям кредитных организаций о проведении финансовой политики в интересах народа по своей сути – это призыв помнить о православных ценностях. Изучение опыта нашего успешного прошлого не даст готового рецепта реформирования экономики, но обязательно поможет найти правильное решение.
Печатается в сокращении. Наверх | |||||||||||||||