ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Великая княгиня Ольга Александровна Романова (1882–1960) была младшей дочерью русского императора Александра ІІІ и императрицы Марии Федоровны. Вместе с братьями и сестрой она получила отличное образование. Они свободно общались на русском, французском, датском и немецком языках, изучали литературу, математику, историю и искусство. В императорской семье все дети обучались живописи, но только Ольга начала заниматься ею профессионально.

Ее учителями были такие известные художники, как В. Маковский, С. Жуковский, С. Виноградов. Очень рано у великой княжны Ольги начал проявляться талант художницы. «Даже во время уроков географии и арифметики мне разрешалось сидеть с карандашом в руке, потому что я лучше слушала, когда рисовала кукурузу или дикие цветы», – вспоминала Ольга Александровна.

В 1900-х великая княгиня проводила в Гатчинском дворце художественные вернисажи, на которых были представлены не только ее работы, но и картины молодых художников. Средства, вырученные от продаж, использовались на благотворительные цели.

В годы Первой мировой войны она на собственные средства обустроила в Киеве госпиталь, в котором служила сестрой милосердия. С целью сбора денег для Красного Креста репродукции ее произведений были напечатаны на почтовых открытках вместе с работами известнейших художников того времени.

Излюбленной техникой великой княгини была акварель. Такие краски было удобно брать в дорогу, а переезжать из одной страны в другую Ольге приходилось часто. После революции 1917 года она покинула Россию. В 1920-м Ольга Александровна с мужем Николаем Куликовским и двумя сыновьями оказалась в Дании.

Несмотря на частые удары судьбы, художница не утратила жизнерадостности. Она находила красоту в обыденных вещах: сельская дорога, чайный стол, праздничный пирог – под ее кистью все это превращалось в произведение искусства. Картины великой княгини приносили ее родным средства к существованию. В 1948-м Ольга с семьей переехала в Канаду.

Всю жизнь художница развивала свой талант, не оставляя живопись ни при каких обстоятельствах. Ею написано около двух тысяч картин, и все они излучают тепло, приносят зрителю радость и умиротворение. Они буквально пропитаны домашним уютом, на них много цветов, солнца.

Великая княгиня очень тонко смогла передать цвета, свет и теплоту природы. Уже находясь в эмиграции, в далекой Канаде, Ольга Александровна писала в письме к своей подруге: «В окрестностях я обнаружила свои любимые весенние цветы – голубые анемоны. Какое это было счастье – ведь я обожаю их и думала, что никогда больше не увижу эти цветы. Я с такой радостью жду, когда они зацветут, тогда я в еще большей степени почувствую, что в Канаде я словно у себя дома… У меня на родине леса весной были покрыты ковром таких же голубых цветов».

Удивительны пасхальные и рождественские акварели Ольги Александровны. На полотне «Рождество Христово» (1950 год) августейшей художницы можно увидеть нарядную елку, а на заднем плане – два портрета. Первый и самый большой, висящий на стене, – это портрет любимого отца императора Александра III. Рядом с ним на камине стоит маленькая портретная миниатюра, а, возможно, и фотография старшего брата Ольги Александровны и последнего императора России Николая II. Возле портрета отца она всегда любила фотографироваться.

Особой теплотой наполнены картины, изображающие маленьких сыновей Ольги Александровны – Тихона и Гурия. На этих акварелях дети мирно играют около красавицы-елки.

Акварель «Пасхальное чаепитие» (1930-е годы) прекрасно передает светлый дух главного православного торжества. На картине изображен накрытый белой скатертью стол, где стоят различные угощения. В этой работе праздничное застолье приобретает вневременной характер – картина никогда не утратит своей уютной, домашней торжественности и обаяния.

Многие акварели Ольги Александровны посвящены пейзажам. Где бы ни находилась великая княгиня, окружающая природа становилась для нее сказочным местом и источником вдохновения. Ольга Александровна также часто выбирала для своих работ пейзажи с памятниками церковного искусства.

Творчество Ольги Александровны Романовой по духу является чисто русским, и без малейшего преувеличения великую княгиню можно назвать настоящей русской художницей, сохранившей в своем сердце глубокую любовь к родному Отечеству.

Татьяна Пирожникова,
г. Тюмень

Наверх

© Православный просветитель
2008-25 гг.