Великая княгиня Ольга Александровна Романова (1882–1960) была
младшей дочерью русского императора Александра ІІІ и императрицы
Марии Федоровны. Вместе с братьями и сестрой она получила отличное
образование. Они свободно общались
на русском, французском, датском и
немецком языках, изучали литературу, математику, историю и искусство.
В императорской семье все дети обучались живописи, но только Ольга начала заниматься ею профессионально.
Ее учителями были такие известные
художники, как В. Маковский, С. Жуковский, С. Виноградов. Очень рано
у великой княжны Ольги начал проявляться талант художницы. «Даже
во время уроков географии и арифметики мне разрешалось сидеть с
карандашом в руке, потому что я
лучше слушала, когда рисовала кукурузу или дикие цветы», – вспоминала
Ольга Александровна.
В 1900-х великая княгиня проводила в Гатчинском дворце художественные вернисажи, на которых были
представлены не только ее работы, но
и картины молодых художников. Средства, вырученные от продаж, использовались на благотворительные цели.
В годы Первой мировой войны она
на собственные средства обустроила
в Киеве госпиталь, в котором служила сестрой милосердия. С целью
сбора денег для Красного Креста
репродукции ее произведений были
напечатаны на почтовых открытках
вместе с работами известнейших художников того времени.
Излюбленной техникой великой
княгини была акварель. Такие краски
было удобно брать в дорогу, а переезжать из одной страны в другую Ольге
приходилось часто. После революции 1917 года она покинула Россию.
В 1920-м Ольга Александровна с мужем Николаем Куликовским и двумя
сыновьями оказалась в Дании.
Несмотря на частые удары судьбы,
художница не утратила жизнерадостности. Она находила красоту в обыденных вещах: сельская дорога, чайный стол, праздничный пирог – под ее
кистью все это превращалось в произведение искусства. Картины великой
княгини приносили ее родным средства к существованию. В 1948-м Ольга
с семьей переехала в Канаду.
Всю жизнь художница развивала
свой талант, не оставляя живопись ни
при каких обстоятельствах. Ею написано около двух тысяч картин, и все
они излучают тепло, приносят зрителю радость и умиротворение. Они буквально пропитаны домашним уютом,
на них много цветов, солнца.
Великая княгиня очень тонко смогла передать цвета, свет и теплоту природы. Уже находясь в эмиграции, в
далекой Канаде, Ольга Александровна писала в письме к своей подруге:
«В окрестностях я обнаружила свои любимые весенние цветы – голубые анемоны. Какое это было счастье – ведь я обожаю их и думала, что никогда больше не увижу эти цветы. Я с такой радостью жду, когда они зацветут, тогда я в еще большей степени почувствую, что
в Канаде я словно у себя дома… У меня
на родине леса весной были покрыты
ковром таких же голубых цветов».
Удивительны пасхальные и рождественские акварели Ольги Александровны. На полотне «Рождество
Христово» (1950 год) августейшей
художницы можно увидеть нарядную
елку, а на заднем плане – два портрета. Первый и самый большой, висящий на стене, – это портрет любимого отца императора Александра III. Рядом с ним на камине стоит маленькая
портретная миниатюра, а, возможно,
и фотография старшего брата Ольги
Александровны и последнего императора России Николая II. Возле портрета отца она всегда любила фотографироваться.
Особой теплотой наполнены картины, изображающие маленьких сыновей Ольги Александровны – Тихона и Гурия. На этих акварелях дети
мирно играют около красавицы-елки.
Акварель «Пасхальное чаепитие»
(1930-е годы) прекрасно передает
светлый дух главного православного торжества. На картине изображен
накрытый белой скатертью стол, где
стоят различные угощения. В этой работе праздничное застолье приобретает вневременной характер – картина никогда не утратит своей уютной, домашней торжественности и обаяния.
Многие акварели Ольги Александровны посвящены пейзажам. Где бы
ни находилась великая княгиня, окружающая природа становилась для
нее сказочным местом и источником
вдохновения. Ольга Александровна
также часто выбирала для своих работ
пейзажи с памятниками церковного
искусства.
Творчество Ольги Александровны
Романовой по духу является чисто
русским, и без малейшего преувеличения великую княгиню можно назвать настоящей русской художницей,
сохранившей в своем сердце глубокую любовь к родному Отечеству.
Татьяна Пирожникова,
г. Тюмень
Наверх
|