| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
Церковь и советское государство в годы войны
Из интервью с доктором исторических наук С началом войны советское общество сразу было вынуждено вспомнить о Церкви. В газетах замелькали статьи, так или иначе связанные с ее деятельностью: это и заявления церковных иерархов, и информация о сборе верующими пожертвований на нужды фронта… Мной проанализировано более ста таких публикаций в центральных и местных газетах, где так или иначе затрагивалась церковная тематика. А до этого в прессе шло только шельмование Церкви или о ней вовсе не упоминали. И тут вдруг резко прекратилась публикация атеистических статей. Да и Союз воинствующих безбожников фактически прекратил свое существование. Прекратились массовые аресты духовенства, оголтелые преследования верующих. Но на начало Великой Отечественной войны Церковь фактически была разгромлена. Вертикаль управления была разрушена: многие епархии не имели правящих архиереев, почти все архипастыри были или расстреляны, или находились в лагерях. Архиерейский собор 1943 года сумел собрать всего около двух десятков чудом выживших в революционной вакханалии архипастырей. Когда в 1943 году митрополит Сергий (Страгородский) подал Сталину список церковных иерархов, которых предлагалось вернуть из лагерей на пустующие архиерейские кафедры, оказалось, что большинство иерархов из этого списка уже были расстреляны. Не только архипастыри, но и все духовенство как класс было почти полностью уничтожено… Вера народаВерующим оставалось, несмотря ни на что, подавляющее большинство крестьянского населения страны. В городах атеистическая работа дала себя знать, но и там было немало «стихийно верующих». В Самарской (в то время Куйбышевской) области на начало войны было всего два храма. А в огромном Красноярском крае и вовсе не было ни одного. Люди, конечно, стремились крестить детей в тех храмах, которые уцелели. А где такой возможности не было – проблему решали бродячие священники. Они ходили из села в село и совершали крещения людей, другие требы. На селе перед войной это было массовым явлением. Сельская община была достаточно сплоченной и верной православным традициям. Там умели спрятать таких вот безместных батюшек, и власти не могли ничего с этим поделать. В городах гораздо быстрее из благочестивых мещан люди превращались в атеизированную массу, никак не связанную с религиозными традициями своих предков. Но война и в городскую жизнь внесла свои коррективы. Например, на Пасху 1945 года в Покровский собор города Куйбышева (Самары) пришло более десяти тысяч человек! Народа было так много, что церковь служила алтарем, а богослужение проходило на улице, так как не было возможности вместить в храм всех пришедших на праздник. Уполномоченные соглядатаи в своих докладных записках фиксировали необычную массовость богослужения, а также то, что среди молящихся было много военных, много молодежи… Но это будет уже в победном 1945 году! Вера на фронте…Молитва «Живый в помощи» была на фронте у моего деда Николая Чарыгина. Сейчас я храню этот пожелтевший от времени листок с молитвой как семейную реликвию. Моя прабабушка – его мама – написала ему эту молитву перед уходом на фронт, и он всю войну пронес ее в своем блокноте. И таких случаев были тысячи и тысячи! Политруки смотрели на это сквозь пальцы. Просто все понимали, что на фронте каждый находится на грани жизни и смерти, и было не до атеистической пропаганды. Нередко на фронте оказывались бывшие священнослужители. Примерно с 1943 года начала действовать установка на то, чтобы освобождать священников от фронта и возвращать их на вновь открывающиеся приходы. Но до этого многие батюшки наравне со всеми воевали в окопах рядовыми и даже офицерами. Например, самарский протоиерей Георгий Никитин с 1942 года и до своего ранения в феврале 1943 года был на передовой. А в марте 1945 года его назначили настоятелем Богоявленской церкви села Подвалье. Встреча митрополитов со Сталиным…Встреча Иосифа Сталина с тремя высшими иерархами – митрополитами Сергием, Алексием и Николаем – состоялась 4 сентября 1943 года. На встрече Иосиф Виссарионович представил церковным иерархам Карпова как будущего председателя Совета по делам Русской Православной Церкви. До этого Георгий Карпов ведал в НКВД церковными вопросами. Он был не фанатик, а вполне трезвомыслящий человек, сторонник той линии в отношениях с Церковью, которую поддерживал Сталин. А «линия партии» была на тот момент такая: Церковь действует легально, имеет свободу в богослужебной деятельности – это та сфера, куда не лезут «уполномоченные», – а все остальные сферы деятельности Церкви находятся под строгим контролем государства. Этой линии Карпов придерживался до конца 50-х годов на посту председателя Совета по делам религии, пока линия партии не изменилась в сторону ужесточения. И тогда Хрущев сместил его с этой должности. …Сталин был убежденный атеистДействительно, это очень странный факт, что глава большевистского атеистического государства учился в духовной семинарии (не закончил ее) – и притом это было его единственное образование! Но годы учебы в семинарии на его мировоззрение в этом смысле никак не повлияли. Он последовательно уничтожал духовенство, и ничем иным, кроме как его абсолютным безбожием, этот факт нельзя объяснить. Но при этом Сталин был прагматичным человеком, и в годы войны, когда страна была на краю гибели, он понял, что для победы над общим врагом нужно использовать тот потенциал, которым обладает Церковь. Тут не было «ничего личного», лишь голый расчет… Отношения с Церковью для Сталина не были главным вопросом, и он не давал, в отличие от Ленина и Троцкого, каких-то четких установок на полное уничтожение Церкви и духовенства. Но в годы правления Сталина эта антицерковная политика активно проводилась, быть может, в чем-то и по инерции, но он этой политике не препятствовал. Будь на месте Сталина в годы войны Бухарин, Каменев или Троцкий, вряд ли они смогли бы в той же степени воспользоваться авторитетом и потенциалом нашей Церкви для разгрома фашизма. Но двигал Сталиным при этом голый расчет, а не какие-то якобы «религиозные убеждения». <…> Православие на оккупированных территорияхГитлеровцы также пробовали привлечь на свою сторону Церковь. Когда фашисты оккупировали западные области Украины, Белоруссии, оставшиеся на оккупированных территориях верующие массово обращались к оккупационным властям с просьбой открывать храмы. Вермахту нужен был спокойный и лояльный тыл. Вот почему армейское руководство нацистов шло навстречу таким ходатайствам. А вот когда место армии занимали части СС, начинались уже другие процессы: попытки установления контроля над Церковью, концлагеря, зверства, попытки вербовки и прочее. Но армейское руководство вермахта старалось не конфликтовать с духовенством. Так, в торжественной обстановке была передана духовенству чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, захваченная нацистами. Те храмы, которые были открыты при фашистах, продолжали действовать и после освобождения территорий от захватчиков. Многие священники на оккупированных территориях (особенно в Белоруссии) поддерживали партизан. Советские власти не преследовали то духовенство, которое служило в этих открытых при немцах храмах. Исключением стала лишь Псковская православная миссия. Тут духовенство подверглось репрессиям, во-первых, потому, что миссия была очень активна, во-вторых, им приходилось чаще контактировать с фашистами. Просто по-другому было тогда невозможно осуществлять свою миссию в условиях оккупации. <…> Христианство в ГерманииВ самой Германии христиане и других конфессий были «в загоне» в годы правления Гитлера. Конечно, там не было тех кровавых ужасов с уничтожением духовенства под корень, с вырезанием целых семей, как это было в годы революции в России. Там пастор мог попасть в концлагерь, только если он выступал с антифашистскими проповедями в храме и это было выявлено, доказано. Но христианские конфессии явно не вписывались в фашистский «ландшафт». Религиозные взгляды Гитлера и его окружения были оккультными. Гитлер даже формально не был членом никакой христианской общины. В его штабах вынашивались зловещие планы по созданию особой национальной церкви Германии фашистского толка с языческими ритуалами, ничего общего не имеющими с христианством. Один из проектов создания такой «нацистской религии» был найден у убитого немецкого офицера, он повторяет в своей основе ту утечку, которая была в швейцарской прессе. Осенью 1941 года швейцарская газета «Арбайтер цайтунг» («Рабочая газета») уже излагала этот проект. В документе говорится: «национально-государственная церковь должна распространять свое влияние на все покоренные Германией страны, она претендовала на безраздельное право и власть над всеми религиозными организациями в пределах Германской империи и декларировала объединение всех религиозных организаций в национальную государственную церковь Германии. Она должна была служить только одной доктрине – народ и раса, и не может и не будет терпеть другие церкви, церковные союзы и объединения. В ней не будет священнослужителей, в ней должны произносить речи только национально-государственные ораторы, которые исполняют свои обязанности как госслужащие. Будет строжайше запрещено издавать в Германии и импортировать Библию и христианскую литературу». Эти зловещие планы не могли устраивать немецкое христианское духовенство. Положительный образ пастора Шлага не случайно возник в популярной советской киноленте «Семнадцать мгновений весны». В те годы от создателей ленты требовалось немалое мужество, чтобы в таком положительном свете показать священника, пусть и католического. Но на стороне авторов телесериала была историческая правда. Подавляющее большинство немецкого духовенства находилось в антагонизме с фашистским режимом. Чудеса на войнеВ архиве я обнаружил несколько свидетельств о том, что во время Сталинградской битвы солдаты видели в небе что-то необычное, необъяснимое. В донесениях уполномоченных не описывалось, что конкретно видели наши воины в небе над Сталинградом, но можно предположить, что это было явление Божией Матери. Ведь в скупых донесениях говорилось, что явление это явно было в нашу поддержку… И уже после Сталинграда, когда война ушла из тех мест, уполномоченные вновь писали, что в войсках по-прежнему ходят слухи о каком-то чуде, сверхъестественном явлении, случившемся под Сталинградом… Молитва о победеКак и во время войны с Наполеоном, как и во время Первой мировой войны, в годы Великой Отечественной войны во всех церквях читалась специальная молитва о победе русского оружия. В годы войны Церковь была вместе с народом. Несмотря на кровавые 20-30-е годы, когда велась ожесточенная пропаганда безбожия, во время войны к священнослужителям относились с уважением. Злоба осталась в прошлом. На место малограмотных комиссаров-фанатиков пришли совсем другие люди, которые иначе относились к духовенству. Например, мне попадались факты, когда на каких-то собраниях во время войны могли священника выбрать в президиум. Или митинг в честь освобождения какого-то города – священника запросто могли пригласить на трибуну. Такое было совершенно невозможно до начала войны. Война выявила у очень многих наделенных властью людей нормальную русскую основу. <…> Священная войнаГитлер напал не просто на Россию как на государство, нет: он напал на православную цивилизацию, которая в результате его захватнической политики просто могла быть стертой с лица земли. Вот почему с первых дней война эта стала носить священный характер. Понадобились не какие-то интернациональные марши, нет: чтобы выжить и победить, нужна была опора на самое сокровенное! На всю свою историю, свою культуру и, конечно же, свою веру… Только возвращение к духовным основам могло дать русскому человеку силы для победы.
По материалам православной | |||||||||||||||