ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Русский художник и моряк Василий Васильевич Верещагин

Василий Верещагин (1842-1904) – русский художник, прославившийся изображениями батальных сцен. Погиб во время русско-японской войны, находясь на броненосце «Петропавловск» при защите Порт-Артура. Помимо полотен военной тематики, художник оставил огромное наследие работ, созданных во время далеких путешествий.

Не путать с художниками-современниками Петром Петровичем и его сыном Василием Петровичем Верещагиными (!), картина последнего вынесена на первую обложку журнала.

Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября 1842 года в городе Череповце Вологодской губернии. Отец мальчика, состоятельный помещик, в девятилетнем возрасте отдал его в морской кадетский корпус. Учеба в этом заведении Васе не нравилась, но перечить родителю он не смел.

Рядом располагалась рисовальная школа, где будущий художник брал уроки живописи и знакомился с уже известными мастерами. Получив диплом, юноша так и не связал свою биографию с морским делом. Вместо этого против воли родителей записался в Академию художеств.

В 1863 году Василий отправился в первую длительную поездку на Кавказ, посетив живописнейшие места в Нагорном Карабахе. Во время путешествия он знакомился с обычаями местных жителей, собирал народный фольклор, писал свои первые этюды. Из дневников молодого Верещагина: «Много ездил, рано понял, что железные дороги и пароходы на то и созданы, чтобы ими пользоваться… Путешествие признаю великою школою – много видел и слышал и имею сказать много. Говорил, рисовал и писал с искренним намерением поведать другим то, что узнал сам».

После кавказского путешествия зарождающийся художник отправился во Францию, где устроился помощником к известному живописцу Жану Леону Жерому. Через два года Василий вернулся на родину и продолжил обучение в Академии художеств. С 1867 года Василий служил штатным художником у туркестанского генерал-губернатора Константина фон Кауфмана. Весной 1868-го оказался в Самарканде и попал в осаду крепости взбунтовавшимися местными жителями. Вместе с солдатами храбро бился с бухарцами, за что впоследствии был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.

Проведя дебютную выставку, путешественник вновь вернулся в Туркестан. На сей раз он выбрал дорогу через бескрайнюю Сибирь, киргизские территории и западную часть Китая. В Киргизии Василий некоторое время жил у своего старого знакомого Байтика Канаева, владевшего богатой юртой. Многие из картин художник создал именно здесь: изображал убранство жилища, местную природу, повседневную жизнь местных людей. За колоритными пейзажами мастер отправлялся в горы, окружающие озеро Иссык-Куль. Полотна того периода выполнены в ярких, насыщенных тонах, точнее всего передающих характер азиатского пейзажа.

Тем временем Западный Китай был объят массовыми восстаниями уйгуров и дунган. Императорские войска вели ожесточенное противодействие мятежникам, большинство городов региона было стерто с лица земли. Искусствоведы полагают, что именно под впечатлением от этих событий Верещагин написал свое знаменитое полотно «Апофеоз войны» с грудой черепов и кружащими над ней воронами.

В начале 1870-х Василий Васильевич перебрался в британскую столицу. Здесь он открыл новую страницу своей личной жизни, познакомившись с будущей супругой Элизабет Фишер-Рид. Его приятель предоставил живописцу мастерскую, где тот создал шедевры восточной тематики. Полный цикл работ был представлен в 1873 году в лондонском Хрустальном дворце. Свои работы в России мастер демонстрировал и ранее, но первая масштабная выставка была организована только в 1874 году. Мероприятие произвело огромный фурор: выставочные залы едва смогли уместить всех желающих, а все полотна художника были раскуплены в считаные дни.

Однако все получилось не так гладко. Многие не одобрили творчество Верещагина. Как раз в те годы была подписана всеобщая воинская повинность, и от живописцев ожидались триумфальные произведения искусства, возвеличивающие мощь российской армии. Вместо изображений бравых военачальников в орденах и героических батальных сцен художник рисовал изнанку войны, без прикрас.

В среде коллег-художников также нашлось немало критиков. Многим не нравился стиль Верещагина с его яркими красками, что не особо приветствовалось в академических кругах той эпохи. Несмотря на это, цикл художника высоко оценили такие авторитетные критики, как Иван Крамской и Павел Третьяков. Последний выкупил всю туркестанскую серию за баснословные по тем временам деньги – почти сто тысяч рублей.

На многих рамах художник оставил собственноручные надписи. Так, на картине «Апофеоз войны» можно увидеть фразу: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим»; а багет полотна «Нападают врасплох» украшен авторским изречением: «Ляжем костьми, не посрамим земли русской, мертвые сраму не имут». Под конец выставки Василий Васильевич вместе с супругой отправился в путешествие по Индии. На протяжении трех месяцев они изучали Восточные Гималаи и Сиккиму. В дороге случалось всякое: от нападений диких животных до многочасовых снежных бурь. Сам Верещагин перенес малярию, а его жена чуть не ослепла из-за перепадов давления во время высокогорных переходов. Пока муж творил, Элизабет вела дорожный дневник, который после поездки был опубликован под названием «Очерки путешествия в Гималаи г-на и г-жи Верещагиных».

О начавшейся войне с Турцией художник узнал, находясь в своей мастерской на окраине Парижа. Он приостановил все начатые работы и отправился добровольцем на фронт.

В ходе сражений Верещагин был серьезно ранен. Это случилось летом 1877 года, когда в результате вражеской атаки был подбит миноносец «Шутка», на котором служил Василий Васильевич. Живописца отправили в госпиталь Бухареста, где он провел почти три месяца. Подлечившись, солдат вернулся в строй, отказавшись от золотого наградного оружия.

Тем временем российское командование готовилось к штурму болгарского города Плевна. Населенный пункт хотели взять 30 августа, сделав таким образом Александру II подарок на его именины. Однако все пошло не по плану – русские войска потерпели поражение, тысячи солдат были потеряны безвозвратно. В этот период родился новый шедевр автора, получивший провокационное название «Царские именины».

В число «острых» картин Верещагина вошел триптих «На Шипке все спокойно». Название появилось неслучайно – его художник позаимствовал из докладов генерала Федора Радецкого. Под его командованием воевали пехотинцы, многие из которых замерзли на Балканском перевале из-за плохого обмундирования.

В начале 1880-х Верещагин полностью отказался от создания батальных сцен: уж слишком близко к сердцу он принимал гибель каждого убитого солдата.

В 1882 году вместе с супругой он отправился в очередное путешествие – на этот раз в Сирию и Палестину. Здесь появились его картины библейской тематики. Однако эти картины не были приняты в Европе, где на одной из выставок некий человек облил их кислотой. Дело в том, что художник писал их под воздействием некоторых ложных мнений, что у Христа были младшие братья и сестры. В 1887 году Василий Васильевич развелся и взял в жены Лидию Андреевскую, с которой перебрался из Франции в Россию. На родине он жил в тихом районе Москвы.

Он создает серию картин о Отечественной войне 1812 года. Очередное путешествие художник предпринял в 1893 году, на этот раз по российским городам. Он побывал в Ростове, Костроме, Ярославле, в населенных пунктах на Русском Севере. Здесь мастера заинтересовала местная архитектура с ее причудливыми резными элементами и массивными деревянными колоннами. Живописец изображал внутреннее убранство изб, а также нехитрый быт их обитателей. Позже автор выпустил книгу «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей», посвященную историям простых людей, населяющих провинцию.

Между городами Василий Васильевич перемещался по рекам. Для этого он приобрел небольшую барку, которую переоборудовал под художественную мастерскую. Своими путевыми заметками Верещагин поделился в книге очерков «На Северной Двине. По деревянным церквам». В 1903-м живописец прибыл в Японию и провел там четыре месяца. Здесь также родились несколько работ.

Через год, когда началась война с японцами, Верещагин, не задумываясь, встал в строй. 31 марта (13 апреля по н. ст.) 1904 года у берегов Порт-Артура на мине подорвался броненосец «Петропавловск», на котором служил художник. Василий Верещагин принял здесь смерть, вместе со многими своими товарищами...

По материалам интернет-источников

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.