В Томске в семье Варвары Сергеевны
Долганевой и ее потомков много лет хранится почти истлевшая бумажная иконка
Спасителя. С этой иконкой, наспех вырезанной из какого-то журнала или книги,
пошел на казнь тобольский школьник Сергей Долганев, погибший от рук богоборческой власти в ночь на 19 февраля 1921 года.
Во время расстрела он сжимал ее в руке, а
в его валенке нашли прощальное письмо:
«…на душе спокойно, я страдаю за свою
дорогую Родину. Готов отдать ей все, что
могу, даже свою жизнь. Что-то будет
этой ночью? Увижу ли я утро? Не знаю.
Но я спокоен и счастлив сознанием, что
страдаю за правое дело. Я горжусь, что
я жертва борьбы за дорогое Отечество.
Я готов умереть...».
На обороте иконки рукой матери написано: «Сережина икона».
Вероятно, Варвара Сергеевна сумела
передать ее во время их последнего свидания. Начальник пообещал, что если она
уговорит сына отказаться от своих убеждений, то возможно его освобождение. Но это
означало путь предательства, что прекрасно осознавали и мать, и сын. Пятнадцатилетний подросток упал перед мамой на колени, зарывшись в складках ее платья. Этот
земной поклон выражал и горячую любовь,
и благодарность за материнские заботы, и
невыносимую боль при мысли о том, какие
страдания он ей причиняет, и мольбу укрепить его на пороге смерти. «Мама, ни о чем
меня не проси…» – В ответ она лишь тихо
сказала: «Давай, Сережа, помолимся…»
Много лет спустя, когда Варвара Сергеевна
рассказывала об этом свидании своим внукам, она повторяла одни и те же слова: «Он
не предал…».
Потому что это было главное. Потому
что в противном случае жизненная веточка
отрока Сергия отломилась бы от мощного древа его предков – служителей алтаря
Христова, без остатка посвятивших свою
жизнь укреплению православной веры и
дорогого отечества. Духовная мощь, коренившаяся в его генах и соединенная с христианским воспитанием, полученным им
от отца – протоиерея Ефрема и, конечно же,
от дяди и духовного наставника – епископа
Гермогена, позволила отроку Сергию выстоять перед лицом уполномоченных ЧК,
проявить поразительную для его возраста
стойкость и мужество и сознательно положить свою жизнь на алтарь Веры и Отечества. Его похоронили с почестями, как
мученика, в заалтарной части СофийскоУспенского кафедрального собора. Место
захоронения не сохранилось, но мы можем
помолиться у стен собора, внутри которого
почивают святые мощи епископа Гермогена.
Младая отрасль этой триады (священномученик Гермоген – священномученик
Ефрем – отрок Сергий) явилась нам через
сто лет. По благословению митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия
в 2018 году был начат сбор архивных и
других документов, проливающих свет на
жизнь и подвиг Сергея Долганева. На основе этих материалов опубликованы статьи в
епархиальной и центральной печати, представлены доклады на Международных
Рождественских образовательных чтениях
2020 года и региональной научно-практической конференции «Новомученичество
и исповедничество на тобольской земле»,
состоявшейся в 2021 году в Тобольской духовной семинарии в день 100-летней годовщины со дня гибели Сергея Долганева. К
этой дате был подготовлен спектакль «Будь
моим другом, Сережа!», поставленный силами воспитанников воскресной школы
тобольского храма Семи отроков Ефесских.
Все это время зрела мысль о написании иконы-списка с Сережиной иконки
Спасителя как символа вечной жизни
и восторжествовавшей правды Христовой. Начались поиски мастера-иконописца. По рекомендации Галины Ивановны
Пуртовой, многие годы служившей при
регентской школе Тобольской духовной
семинарии, мы обратились к выпускнице
иконописной школы 2019 года Анне Сумской – молодому, но уже опытному мастеру. 19 августа 2022 года состоялось первое
знакомство. История гибели отрока Сергия
сразу заинтересовала Анну, тронув ее до
глубины души, и она с радостью согласилась взяться за сокровенное дело. Необходимо было согласовать все требования,
учесть каждую деталь, уяснить себе, как
лучше всего передать образ Спасителя. На
это ушло несколько месяцев.
Основные пожелания сводились к следующему. Икону необходимо написать в
высокой степени приближения к оригиналу,
чтобы ее нельзя было спутать ни с каким
другим образом. Она должна излучать свет,
соответствующий юному возрасту Сергия,
поэтому краски надлежит использовать
светлые и яркие. Икона призвана вселять
надежду и любовь, радовать и воодушевлять. Отрок Сергий отдал свою жизнь за
други своя, а значит за всех нас, за наше стояние в вере и исправление жизни. Все это
просилось в духовное содержание иконы.
Для раскрытия образа Спасителя –
списка с бумажной иконки – требовались
нестандартные решения с привлечением
живописных приемов, в то время как до
этого мастер располагал опытом написания икон в старой технике. Потребовались
многочисленные консультации с иконописцами, специалистом по афонскому письму
и художником-портретистом. В результате,
пропустив через себя советы и рекомендации и воплотив их на письме, автору удалось создать икону-список в смешанной
технике. Когда пришли первые фотографии,
образ Спасителя был единодушно воспринят, а мелкие замечания с легкостью учтены. Так родилась Тобольская (Сергиевская)
икона Спасителя, воистину ставшая плодом
коллективного труда и соборной молитвы.
Важно отметить даты, связанные с
написанием иконы. Основные работы по
созданию первого списка были окончены
накануне дня памяти новомучеников и
исповедников Церкви Русской, а полное
завершение работы состоялось в канун
праздника Сретения Господня. Именно в
дни Сретения Господня в далеком и близком 1921 году принял мученическую кончину отрок Сергий. Вечная ему память.
Слава Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу!
Г.В. Коротаева,
научный сотрудник Тобольской
духовной семинарии, г. Тюмень.
Я.Б. Коверников,
правнук священномученика
Ефрема Долганева, г. Томск