Роман «Война и мир» – одно из лучших произведений Льва Николаевича
Толстого. По словам писателя, он отдал
работе над ним «пять лет непрестанного и исключительного труда, при наилучших условиях жизни». На самом
деле, не пять, а семь – с 1863-го по
1870-й. Толстому было тридцать пять
лет, когда он начал писать свой роман.
Он был полон творческих сил, энергии,
именно в этом возрасте и можно браться за такое громадное полотно – чтобы
его осилить, нужен не только недюжинный талант, но и недюжинные физические силы. Роман быстро пошел в
гору и был в свое время закончен.
Достоинства его очевидны: неоспоримая достоверность описываемых
событий, персонажи выписаны с замечательным мастерством, чудесный
русский язык, живая народная речь;
добавлю, что писатель обладал драгоценным чувством юмора, который
украшает многие страницы эпопеи.
В истории России было несколько
критических ситуаций, когда ее судьба
висела буквально на волоске. Во-первых, татаро-монгольское иго; во-вторых, шведское, а затем немецкое нашествие (XIII век); в-третьих, польская
интервенция (нач. XVII века). Наконец,
1812 год. Наполеон, покорив почти всю
Европу, бросил многотысячную, хорошо вооруженную и хорошо подготовленную армию против России. Завязалась кровопролитная война.
Кто такой Наполеон? Это фигура
далеко не случайная, ее подготовил и
взлелеял «сын погибели», враг рода
человеческого. Это, коротко говоря,
предтеча антихриста. Он решил установить «новый мировой порядок», в
котором нет места Господу, а все религии соединяются в одну, еретическую.
Об этом кратко и ясно сказано апостолом Иоанном Богословом: «Дети!
последнее время. И как вы слышали,
что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время»
(1 Ин. 2, 18).
Война 1812 года – это война религиозная. Русский народ внутренним
чутьем понимал, что новый враг пришел для того, чтобы искоренить в нашем Отечестве православную веру, что
он покушается не столько на русскую
землю, сколько на русскую душу. И потому в едином порыве восстал против
опасного врага и сломал ему хребет.
II
«Война и мир» – это роман о величии и несокрушимости русского народа и, самое главное, русского духа. Нет
такой силы на свете, которая могла бы
противостоять русскому духу, – эта
мысль красной нитью проходит через
все обширное повествование. Эпопея
несет в себе мощный патриотический
заряд, так необходимый всем нам, а
особенно подрастающему поколению.
Ход войны, ее отдельные эпизоды,
кровавые стычки с противником – как
за пределами России, так и на ее территории – показаны автором ярко и
убедительно. Это произошло не только
потому, что перо находилось в руках
большого мастера, но и потому, что он
знал войну не понаслышке: Толстой
в качестве артиллерийского офицера
участвовал в Крымской войне и своими глазами видел, что такое героизм и
что такое смерть.
Автор, хотя и относился к религии,
мягко говоря, прохладно, не ушел от
правды, озвучив послание митрополита Платона (Левшина) императору
Александру I (это произошло в салоне
Анны Павловны Шерер).
«Пускай дерзкий и наглый Голиаф от пределов Франции обносит на
краях России смертоносные ужасы;
кроткая вера, сия праща российского
Давида, сразит внезапно главу кровожаждущей его гордыни…» – говорилось, в частности, в послании. К нему
был приложен образ преподобного
Сергия Радонежского, который, как
известно, является русским людям в
самые критические моменты отечественной истории.
Кого назначат главнокомандующим
русской армии – об этом высказывались разные, совершенно противоположные, мнения. И когда назначили Кутузова, то это был единственно правильный выбор. Толстой (словами
князя Андрея Болконского) очень точно выразил это так: «Пока Россия была
здорова, ей мог служить чужой, и был
прекрасный министр, но как только
она в опасности, нужен свой, родной
человек». Да, только Кутузов, который
обладал великим талантом стратега и
полководца и который прекрасно знал
и понимал русского человека, мог привести Россию к победному финалу.
Бородинское сражение – ключевой
момент всей отечественной войны. Автор уделяет ему достаточно много места, смотря на него глазами нескольких
персонажей: Пьера Безухова, Наполеона и, конечно, Кутузова. «Долголетним
военным опытом он (Кутузов) знал и
старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку,
и знал, что решают участь сражения не
распоряжения главнокомандующего,
не место, на котором стоят войска, не
количество пушек и убитых людей, а
та неуловимая сила, называемая духом
войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его
власти».
На Бородинском поле победа была
одержана решительная. Это была
«победа нравственная, та, которая
убеждает противника в нравственном
превосходстве своего врага и в своем
бессилии…».
Это вывод не военного человека, а
большого художника, патриота своего
Отечества.
III
В прошлые времена, когда в нашей стране царила большевистская
идеология, многие историки считали,
что Бородинская битва закончилась
ничейным исходом. Вот их доводы:
погибших как с одной, так и с другой
стороны было примерно одинаковое
количество; русское войско выстояло,
а французы не достигли желаемого; а
если ничья, то завтра можно начинать
новую битву; если бы мы победили, то
не оставили бы Москву, и т.д.
Если бы эти историки внимательно
прочитали роман Толстого, то, возможно, изменили бы свою точку зрения.
Особенно если бы они прислушались
к рассуждениям такого мудрого и многоопытного в военных делах человека,
каким был верховный главнокомандующий. Он не уставал повторять своим приближенным, что Бородинская
битва – это безусловная победа. И вот
почему. Как только французская армия
вступила в Москву, как только солдаты и офицеры занялись грабежом, как
только в городе вспыхнул пожар, французская армия перестала существовать.
Кутузов это предвидел. Ему осталось только одно: ждать, когда грабители и мародеры покинут Москву. Это
произошло очень скоро. Они покинули
горящий, разоренный город и побежали. Им хотелось добежать до дому, то
есть до Франции, и не растерять награбленное добро. Им это не удалось. Все
было против них: наступившие холода,
голод, падеж лошадей, «укусы» как
регулярной армии, так и партизанских
отрядов. Попытки прорваться на юг, в
теплые и хлебные места, закончились
неудачей: русские войска заставили
французов бежать по разоренной смоленской дороге.
Русский народ изгнал непрошенного супостата из пределов своей земли. «Дубина народной войны, – говорит автор, – поднялась со всей своей
грозной и величественной силой и, не
спрашивая ничьих вкусов и правил, с
глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все
нашествие».
Господь в очередной раз спас Россию. Кутузов, будучи человеком глубоко верующим, прекрасно понимал это.
Когда подчиненные доложили ему, что
Наполеон покинул Москву, он повернулся к красному углу избы, где находились иконы.
«Господи, Создатель мой! Внял Ты
молитве нашей… – дрожащим голосом
сказал он, сложив руки. – Спасена Россия. Благодарю Тебя, Господи! – И он
заплакал».
Толстой, хоть и был безбожником,
снова не покривил душой, а выразил то,
что подсказала ему гениальная творческая интуиция.
В наши суетливые и быстро текущие дни прочесть такое громадное произведение – это, можно сказать, своего
рода подвиг. Но тот, кто возьмется за
это, мне кажется, не пожалеет затраченного времени, так как лучше узнает
историю России, а главное, душу русского народа, его величие и стойкость в
годину опасности, еще сильнее полюбит его и будет еще сильнее гордиться
им, а также тем, что и он является его
маленькой частичкой.
Николай Кокухин, Москва.
На фото кадры из фильма
«Война и мир» 1966-67 годов