Весной 2022 года в Третьяковской галерее с большим успехом прошла выставка замечательного художника-академиста
Генриха Семирадского (1843-1902); ее посетили десятки тысяч москвичей и гостей
столицы.
Генрих Ипполитович Семирадский
(русский художник польского происхождения – прим. ред.) учился живописному
мастерству сначала в Харькове, а затем в
Санкт-Петербурге. Большую часть жизни он провел в Италии; основная тема его
творчества – греческая и римская античность. С большой теплотой передает художник быт сельских жителей («Рим. Деревня. За водой»), идиллический отдых в
тени оливковых деревьев («Игра в кости»),
очарование юности («Портрет молодой
римлянки»), свидание в живописном месте («По примеру богов»), сияние и блеск
южного празднества («Фрина на празднике Посейдона в Элевзине»). Завораживают изумительное мастерство художника,
блистательная, виртуозная техника, композиционное совершенство, безупречный
вкус и чувство меры. Его произведения
исполнены редкой красоты, изящества и
очарования.
Наибольших высот художник достиг
в Евангельском цикле. Чудесное полотно
под названием «Грешница» отсылает нас
к евангелисту Иоанну, который рассказывает о том, как иудеи привели ко Христу
женщину, уличенную в прелюбодеянии.
Правда, Семирадский по-своему решает
евангельский сюжет, оставаясь, однако,
верным главному – великому человеколюбию и милосердию Спасителя. Очень
хорошо «играет» старая олива, расположенная в центре произведения, ее корявые
изогнутые сучья как бы подчеркивают
греховность падшей женщины и ее подвыпившей компании. Эту картину приобрел
наследник цесаревич Александр Александрович (будущий император) за десять тысяч рублей.
«Христос в гостях у Марфы и Марии».
Эта картина, пожалуй, знакома нам лучше других, так как часто публиковалась в
разных книгах и журналах. Почему Мария сидит у ног Иисусовых и внимательно
слушает Его слова? Да потому что важнее
этого ничего нет; истины, которые излагает
Христос, вечны и незыблемы, они говорят
о том, как нужно пройти земное поприще и
достичь Небесных Обителей; Мария усваивает их не столько ушами, сколько сердцем, она готова слушать их бесконечно.
Родители часто приводили своих детей
ко Христу, чтобы Он благословил их, и Тот
всегда уделял им самое трогательное внимание (Мф. 19:13-15). Художник, обратясь
к этому евангельскому сюжету, изобразил
Спасителя среди многочисленной детворы.
«Светочи христианства» – вершина
творческого пути Генриха Семирадского,
над этим произведением он работал более
трех лет, закончив его в 1876 году. Это одно
из самых больших по размеру полотен
художника – ширина более семи метров,
высота около четырех метров. На его раме
он начертал слова из Евангелия: «И свет во
тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5).
Сюжет картины основан на реальном
историческом событии. В 64 году в Риме
возник сильный пожар, он продолжался
целую неделю, сгорела значительная часть
города. Искали виновников трагедии, по
этому поводу возникло много споров. Заглушая их, император Нерон объявил:
«Город подожгли христиане». Он люто ненавидел христиан и нашел удобный повод
излить на них свой гнев.
Семирадский писал конференц-секретарю Академии художеств Петру Исееву:
«Сюжет картины взят из первого гонения
христиан при Нероне; в великолепном саду
“Золотого дворца” Нерона произведены изготовления для пышного ночного праздника; на полянке перед дворцовой террасой
собралось общество, нетерпеливо ожидающее начала великолепного зрелища –
живые факелы, христиане, привязанные к
высоким шестам, обвязанные соломой и
облепленные смолой, расставлены в равных промежутках. Факелы еще не зажжены, но император уже прибыл, несомый на
золотых носилках и окруженный свитой
наемных льстецов, женщин и музыкантов,
сигнал уже подан, и рабы готовятся зажечь
факелы, свет которых осветит самую безобразную оргию; но эти же самые светочи
разогнали тьму языческого мира и, сгорая в
страшных мучениях, распространили свет
нового учения Христа. Поэтому картину
мою я и думаю озаглавить “Христианские
светочи” или “Светочи христианства”».
За это произведение Императорская
Российская академия художеств присвоила Семирадскому звание профессора. В
поздравительном письме говорилось: «Вся
его художественная деятельность приносит честь Академии и русскому искусству».
Какова дальнейшая судьба картины?
Семирадский пытался продать ее, оценив
в сорок тысяч рублей (гигантская сумма
для того времени). Охотников купить не
находилось; художник снизил цену на десять тысяч, и все равно никто не рискнул
купить, в том числе российский императорский двор. Это была грубая ошибка.
«Светочи христианства» – несомненный
художественный духовный шедевр, и его
нельзя было выпускать за границу (художник подарил полотно Национальному музею в Кракове, где оно находится и по сию
пору). Этой картины не было на выставке.
Выставка явилась большим событием
не только в культурной жизни Москвы, но
и всей России.