Русская Палестина – удивительное духовное и историческое явление, во главе которого – основанная в
1847 году Русская духовная миссия в
Иерусалиме. Ее попечением и старанием, энергией и трудом деятелей
Русской Православной Церкви и Российского государства во второй половине XIX – начале XX веков для
русских паломников был приобретен
целый ряд святых мест, связанных со
значительными событиями Священной истории, было возведено множество храмов, паломнических гостиниц, подворий, основано несколько
монастырей.
Русская Палестина – это большая
просветительская, научно-исследовательская и благотворительная деятельность. Золотым ее веком можно
считать годы, когда без малого 30 лет
(1865-1894) начальником Русской духовной миссии, четвертым по счету,
был архимандрит Антонин (Капустин). Несмотря на частое безденежье,
множество трудностей и препятствий,
ему удалось приобрести большое количество земельных участков, ценность которых невозможно измерить
в материальном выражении: участок
в Хевроне с растущим на нем дубом
Мамврийским, под сенью которого
патриарх Авраам принял трех таинственных Странников; участок на
горе Елеон – недалеко от места Вознесения Христова; землю в селении
Эйн-Карем – место встречи Пресвятой Богородицы и праведной Елисаветы; участки в библейском Иерихоне
и в Яффе – с гробницей праведной
Тавифы, воскрешенной святым апостолом Петром, и другие. Благодаря
научным занятиям архимандрита Антонина церковной археологией близ
храма Гроба Господня был обнаружен
порог Судных врат, через который
проходил Крестный путь Спасителя,
и древний некрополь в Яффе.
Русское присутствие в Святой Земле стало возможным и благодаря пожертвованиям православных русских
людей: с 1886 года по всей России
во всех епархиях и храмах ежегодно
в Вербное воскресенье – в праздник
Входа Господня в Иерусалим – проводился сбор пожертвований для Русской духовной миссии в Иерусалиме,
который и назывался «Вербным».
Всем миром создавалась и поддерживалась Русская Палестина, но послереволюционный период обернулся
для нее большими потерями, забвением, опустошением и разорением. И то,
что в наши дни монастыри, подворья,
паломнические гостиницы Русской
духовной миссии в Святой Земле
снова могут принимать множество
паломников, – результат огромного труда, большой веры, надежды и
жертвенной любви.
Алексеева Янина,
по материалам сайта
Православие.ру