ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Священномученик Михаил Макаров

Село Поим Пензенской губернии, церковь Успения Пресвятой Богородицы (фото 2017 г.), где был псаломщиком Михаил Макаров. Автор фото: Алексей Зайцев (sobory.ru)


В 2020 году Тобольская митрополия отмечает 400-летний юбилей образования первой Сибирской епархии. В связи с этим хочется напомнить жителям Сибирского края, что за каждым великим событием или подвигом всегда стоят люди, имена многих из которых мы зачастую не знаем.

В 2000 году на Архиерейском соборе в Москве в лике новомучеников и исповедников Российских был прославлен Тобольский епископ Гермоген (Долганев), служивший на Сибирской кафедре в 1917-1918 гг. Но не все знают, что вместе с ним был прославлен тюменский священник Михаил Макаров. Летом 1918 года он участвовал в вызволении из екатеринбургской тюрьмы владыки Гермогена, за что был расстрелян вместе с другими участниками тюменской делегации. Сегодня имя священномученика Михаила мы вспоминаем на церковных богослужениях нераздельно от имени мученика Гермогена, как «иже с ним пострадавшего».

Служение

Михаил Петрович Макаров начал свое служение в Тюмени при епископе Варнаве (Накропине). Отец Михаил и еще несколько священников были переведены из Олонецкой в Тобольскую епархию в 1914 году. Его назначают на вакансию священника тюменской Вознесенско-Георгиевской церкви и на должность миссионера Тюменского и Ялуторовского уездов.

Еще до священства, после окончания школы у себя на родине в Пензенской губернии, отец Михаил становится помощником известного в России синодального миссионера протоиерея Ксенофонта Крючкова, что и определило его призвание. Село Поим, в котором родился Михаил Петрович, во второй половине XVIII века было центром церковного раскола губернии. В селе было три церкви: Никольская – православная, Успенская и Покровская – единоверческие. Но к началу ХХ века в Поиме появилось много раскольников различных направлений. Тогда еще совсем юный псаломщик поимского Успенского единоверческого храма Михаил набирается здесь миссионерского опыта. Он продолжит свое служение впоследствии помощником противораскольнического миссионера в Курской епархии, где будет рукоположен во священники, а также миссионером в Олонецкой епархии, откуда и был направлен в Тюмень.

Для распространения и сохранения православной веры среди населения в 1890 году в Тобольске было основано Епархиальное братство во имя великомученика Димитрия Солунского, одним из направлений деятельности которого была борьба с расколом и сектантством. Нужны были опытные люди, чтобы грамотно рассказать об основах православной веры, объяснить особенности богослужебной и обрядовой практики. Отец Михаил участвовал в миссионерских поездках по епархии, беседовал с сектантами.

В «Тобольских епархиальных ведомостях» писали, что он остановил в Тюмени распространение баптизма. Епископ Варнава брал его с собой в различные поездки, где молодой священник произносил проповеди в храмах на архиерейских богослужениях. При епископе Гермогене отца Михаила освободили от обязанностей приходского пастыря в Вознесенской церкви и перевели служить в Знаменский собор Тюмени сверхштатным священником с оставлением за ним обязанностей уездного миссионера.

О годе рождения Михаила Макарова

Первый церковный агиограф, который начал публиковать материалы о пострадавших в период церковных репрессий, игумен Дамаскин (Орловский) приводит биографические сведения об отце Михаиле в книге «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века». Он пишет, что отец Михаил родился в 1881 году. В издании Екатеринбургской митрополии «Созвездие предивное», посвященном новомученикам, в статье о Михаиле Макарове была опубликована фотография с клиром Успенской и Покровской единоверческих церквей села Поим, на которой предположительно изображен Михаил Петрович. И если он действительно находится на этой фотографии, то год рождения 1881 подтверждается.

На фото кроме протоиерея Ксенофонта Крючкова (помечен ++) определен регент Павел Лапин (+). 2-й слева иерей Николай Никифоров. Стоит в центре в дальнем ряду – предположительно, Михаил Макаров.

К такому выводу составители жизнеописания могли прийти, учитывая дату смерти протоиерея Ксенофонта Крючкова – 5 мая 1909 года. Эта фотография должна быть снята не позднее начала 1909 года. В 1907 году Михаил Макаров был помощником отца Ксенофонта, а в 1908 – псаломщиком Успенской церкви. Принимая во внимание дату рождения (1881 г. р.), которая указана у агиографа Дамаскина (Орловского), ему тогда было не более 27-28 лет. Эта фотография впоследствии послужила к написанию иконы священномученика Михаила, которая находится в Никольской церкви села Поим и поимском музее.

Документы тюменского архива заставляют пересмотреть дату рождения.

Однако история с этим изображением получила свое продолжение и в нашем исследовании. Из послужного списка клировых ведомостей тюменского Вознесенского храма мы видим, что на момент прибытия отца Михаила в Тюмень ему было всего 23 года. На основании этого мы делаем вывод, что на фотографии не может быть изображен Михаил Макаров. Фото датируется 1909 годом, на тот момент ему было всего 17-18 лет и он не был священником.

Из послужного списка отца Михаила перед нами открывается все служение молодого пастыря. Дата рождения – 1890 или 1891 годы. Родом из крестьянской семьи (семья была из старообрядцев), в 16 лет он становится помощником синодального миссионера, а в 21 год рукоположен в сан священника. Как и его учитель Ксенофонт Крючков, он был миссионер по призванию. Известно, что батюшка Михаил рано овдовел и не имел детей.

Гибель

Священник Михаил Макаров был убит в июне 1918 года без суда и следствия, как и епископ Гермоген Тобольский. Пребывая под стражей, владыка писал Уральскому совету, называя необоснованными выдвинутые против него обвинения в «контрреволюции» и «агитации против существующей власти». То же им было сообщено в письмах в адрес членов прибывшей из Тобольской епархии депутации от духовенства и мирян (среди них был брат епископа Гермогена протоиерей Ефрем Долганев). Эта депутация попыталась выкупить владыку у большевиков, запросивших колоссальную сумму в 100 тысяч рублей. В результате «переговоров» сумма была снижена до 10 тысяч. После того как 15 июня 1918 г. деньги были уплачены председателю Екатеринбургского совета С.Е. Чуцкаеву, члены делегации исчезли, и больше их никто не видел. Нетрудно предположить, что, взяв деньги, большевики вскоре расстреляли ходатаев.

Одним из доказательств расстрела делегации может служить расшифровка записи беседы в Государственном Комитете СССР по радиовещанию и телевидению в 1964 г. с бывшим помощником коменданта Дома особого назначения и сотрудника Уральской областной ЧК Г.П. Никулиным. Основной задачей этой беседы было подробно узнать о личном участии чекиста Никулина в расстреле царской семьи Романовых в 1918 г. в Екатеринбурге. Приводим слова Никулина: «Двадцать три года [мне тогда было], а сейчас мне вот уже... Там много всяких было случаев. Когда, однажды... Такой был у меня дружок – Валька Сахаров. [И] вот мы однажды расстреляли “чехословака” одного, попа ли, шпиона [ли]... Причем, так еще [и] представителей из Тобольска, которые приехали хлопотать за епископа Гермогена». Предположительная дата расстрела – в день их ареста 2/15 июня 1918 года.

Память священномученика Михаила Макарова совершается 29 июня в день гибели епископа Гермогена и иже с ним пострадавших священномучеников Ефрема, Петра и мученика Константина – участников тюменской делегации. Также их память совершается в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и 11 февраля – в Соборе Екатеринбургских святых.

Наталья Липаева,
г. Тюмень

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.