Нет, наверное, в мировой истории правителя столь незаслуженно,
несправедливо и чудовищно оболганного, как император Николай II.
Он правил страной 23 года – с 1894
по 1917 год. Какой была Россия в
период его правления? Рассмотрим
основные сферы жизнедеятельности
страны.
ЭКОНОМИКА. В начале XX века
западные журналисты, командированные в нашу страну, писали о русском экономическом чуде. По уровню промышленного производства
Россия занимала 4-е место в Европе
и 5-е в мире, уступая по важнейшим
показателям лишь США, Германии,
Великобритании и Франции.
В стране строились города, железные дороги, новые предприятия.
Например, великая Транссибирская
магистраль, которая вошла в книгу
рекордов Гиннеса как самая длинная дорога в мире и которая связала
Дальний Восток с европейской частью России, – детище Николая II.
На протяжении этой железной дороги возникло более 200 населенных
пунктов и третий по численности населения город России – Новосибирск
(до 1926 г. Ново-Николаевск, в честь
своего создателя).
Экономическая политика была
мудрой: применялось льготное налогообложение и кредитование, организовывались промышленные ярмарки, развивались средства связи.
Государство всемерно поддерживало
науку и изобретения. Был взят курс
на модернизацию промышленности и
прогрессивную столыпинскую аграрную реформу.
В целом за период 1887-1913 гг.
промышленное производство в России увеличилось в 4,6 раза, страна
вышла на 4-5 место в мире по абсолютным размерам добычи железной
руды, угля и выплавке стали.
По добыче нефти Россия заняла первое место в мире в 1901 году,
обогнав американских добытчиков.
Впоследствии американцы вернулись
на первое место, однако второе место
прочно занималось Россией.
Россия – крупнейший в мире экспортер продукции текстильной промышленности. Китай и Индия активно покупали наши ситцевые одежды.
При императоре Николае II Россия сырьевым придатком не была!
Он категорически запретил вывоз из
России круглого (необработанного)
леса и экспорт сырой нефти. Только
нефтепродукты Россия поставляла за
границу, и российское моторное масло было лучшим в мире.
Первой в мире подводной лодкой с
дизельным двигателем стала российская «Минога». Именно Николай II
основал подводный флот России. Более того, с 1903 по 1917 год строится
78 подводных лодок! Кроме подводных лодок при нем появляются «летающие лодки» – авиация морского
базирования, способная взлетать и
приземляться как с авианосцев, так и
с водной поверхности.
В период с 1913 по 1917 годы,
всего за 5 лет, Николай II ввел в
состав войск 12 авианосцев, оснащенных летающими лодками М-5
и М-9 также отечественного производства!
Ежегодно строилось 2 тыс. км железных дорог. С 1895 по 1906 гг. в
2 раза увеличился речной флот. Он
был самым крупным в мире.
В 1911 году в России был проведен первый опыт по созданию вооруженного самолета, и уже к началу
Первой мировой войны (1914 год)
императорский военно-воздушный
флот был самым большим в мире и
насчитывал 263 самолета.
До 1917 года в Российской империи было открыто свыше 20 авиазаводов и выпущено 5600 самолетов.
5600 самолетов за 6 лет! Учитывая,
что ранее самолетов у нас никогда не
было. Таких рекордов не знала даже
сталинская индустриализация.
В 1913 году Игорь Иванович Сикорский презентовал Николаю II первый в мире многомоторный самолет
«Русский Витязь», открывший эру
тяжелой авиации, потом Сикорский
стал основателем вертолетостроения.
После революции гениальный конструктор эмигрировал в США, где организовал вертолетный завод. Вертолеты Сикорского находятся в составе
вооруженных сил США до сих пор.
Вы помните советский миф о «лампочке Ильича»? Так вот, план электрификации всей страны был создан
при царском правительстве, а после революции присвоен большевиками,
но об этом мало кто знает. В Москве
был построен крупный завод «Динамо», производивший электромоторы и
генераторы по западным технологиям,
но из местных деталей. Тогда же открылась фабрика «Светлана» – первый в стране производитель электрических ламп по патентам Эдисона.
В 1912 году множество компаний
и банков объединились в консорциум
по строительству гидроэлектростанции на днепровских порогах – будущего Днепрогэса. Экспертизу проекта
провели немецкие специалисты; они
же предложили проложить в обход
будущей ГЭС канал, который сделал
бы Днепр судоходным. Строительство
примерной стоимостью 600 млн золотых рублей должно было начаться в
1915 году. Но ему, как и многим другим проектам, помешала Первая мировая война.
Все заводы, производящие железнодорожные локомотивы по сегодняшний день, построены в дореволюционной России. Достаточно
посмотреть год их основания: Невский
машиностроительный завод основан в
1857, Коломенский завод основан в
1863, Брянский завод (БМЗ) основан
в 1873, Ростовские мастерские Владикавказской железной дороги выпускали локомотивы в 1896, Луганский
тепловозостроительный завод основан
в 1896 и другие.
Также была спроектирована трассировка линий московского метрополитена, который планировалось
строить в 1920 году. Строительство
метрополитена в СССР было подготовлено проектами, разработанными в
царской России (!), и тем самым явилось восстановлением инженерной
традиции Российской империи.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. Императорским указом 9 ноября 1906
года каждому крестьянину предоставлялось право выхода из общины. Крестьянин мог в любое время
потребовать закрепления в личную
собственность того участка земли,
которым он фактически пользовался.
Предприимчивым крестьянам открывались широкие возможности: они
могли получить кредит в Крестьянском банке под залог своих земель и
могли приобретать, на льготных условиях, новые участки из земельного
фонда, состоявшего из нескольких
миллионов десятин в европейской
России и обширных площадей в Сибири (для переселенцев). При этом
неприкосновенной оставалась жизнеспособная часть крупного землевладения, хотя земельный фонд пополнялся в немалой степени за счет скупки
Крестьянским банком помещичьих
земель.
Объем производства сельскохозяйственных машин в России с 1897
по 1912 годы увеличился почти в шесть раз.
В жарком и сухом климате Туркестана успешно решалась проблема орошения земель. На площади в
100 тыс. десятин засушливой степи
были созданы водохранилища, в
которые собиралась вода реки Мургаб. В период с 1895 по 1910 год там
была устроена хлопковая плантация
площадью 25 тыс. десятин, разведены фруктовые сады, образовались
поселения, освещаемые электричеством. В Самаркандской степи был
открыт оросительный канал, получивший название Романовского. В
год 300-летия Дома Романовых был
отпущен 1 млрд руб. на оросительные и мелиорационные работы.
Император Николай II уделял исключительное внимание «большой
азиатской программе» и во внешней,
и во внутренней политике. Еще в
1900 году указом от 12 июня государь
провел реформу об отмене ссылки
на поселение в Сибирь, чтобы, как
сказано в указе, «снять с Сибири
тяжелое бремя местности, в течение
веков наполненной людьми порочными». Указом 16 сентября 1906
года свободные земли Алтайского
округа Сибири, состоявшие до того в
личной собственности царствующего
императора, были переданы Переселенческому управлению для устройства безземельных и малоземельных
крестьян европейской России. Государство всячески поддерживало
переселенцев: освобождало от налогов на длительный срок, выделяло денежные пособия, обеспечивало
бесплатный перевоз имущества в
места нового проживания, снабжало
сельскохозяйственными орудиями
по умеренным ценам.
К 1913 году крестьянство в Сибири было уже заметно зажиточнее,
чем в европейской части России.
Россию называли «первой житницей
Европы». Это значит, что мы кормили не только себя, но и Европу.
По производству основных видов
сельхозпродукции Россия вышла на
1 место. На ее долю приходилось 2/5
всего мирового экспорта с/х продукции: зерновые культуры, лен, яйца,
молоко, масло, мясо, сахар и т.д.
Россия занимала 1-е место в мире
по количеству лошадей, крупного
рогатого скота, овец и одно из первых по количеству коз и свиней.
ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА. В царствование Николая II рубль не зависел от валют других государств, он
конвертировался на золото. Были
введены золотые монеты.
Иностранные инвестиции в период с 1887 г. по 1913 г. увеличились с
177 млн руб. до 1,9 млрд руб., т.е. увеличились в 10,7 раза. Причем эти инвестиции направлялись в капиталоемкое
производство и создавали новые рабочие места. Однако, что очень важно,
российская промышленность не была
зависима от иностранцев. Предприятия с иностранными инвестициями
занимали всего 14% от общего объема
капиталов русских предприятий.
Пользовались неизменным спросом
облигации внутренних займов Государственного банка: к 1914 году россияне одолжили государству 4,5 млрд
рублей, причем держателями ценных
бумаг были в основном средние слои
населения.
ДЕМОГРАФИЯ. Здесь все коротко и ясно: в 1897 году в Российской
империи насчитывалось примерно 130
млн человек, на 1914 год – почти 180
млн. За 17 лет население страны стало
больше на 50 миллионов человек!
Таким образом, самый краткий обзор экономического прогресса России
показывает, что потенциал ее был далеко не исчерпан. И причины последующего тяжкого поражения ее могучего организма были, безусловно, не
экономические, а духовные. Сокрушение самодержавного порядка действительно вызвало «немедленный развал»
всех областей внутренней жизни, из
которого страна потом долго выбиралась. Причем выбиралась, используя
ту хозяйственную, научную, производственную, культурную и образовательную базу, которая была создана в
Российской империи при царе.