ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Византийское церковное зодчество в IV-V веках

В ранний период I-III века (эпоха гонений на христиан) особых молитвенных зданий христиане не имели. Основные места, где христиане собирались для проведения богослужений в этот период, были частные дома, катакомбы. Катакомбами назывались погребальные пещеры, где христиане, прячась от своих гонителей, совершали богослужения среди похороненных здесь мучеников. Но чаще они приобретали дома на имя епископа или иного члена общины и приспосабливали их под молитвенные собрания.

Один из сохранившихся архитектурных памятников этой эпохи – дом в Дура-Европосе (Сирия), который в середине III века был переоборудован в церковь. В южной части этого дома, в комнате (5х13 м) христиане проводили собрания и совместные трапезы, там же проводили занятия с детьми. Северо-западный угол комнаты занимал баптистерий. Остальные помещения служили кладовыми, складами для одежды и винными погребами. Декораций в доме не было, лишь только арка над купелью была расписана растительным орнаментом. Еще одним примером раннехристианского зодчества могут служить катакомбы. Впрочем, искусством зодчества катакомбы можно назвать лишь условно, так как создавались они в толще каменных пород под землей.

Резкий перелом в истории раннехристианского зодчества наступил с того момента, когда император Константин прекратил гонения на христиан. Начиная с IV века, приобщение к христианству миллионов верующих вызвало к жизни интенсивное строительство больших церквей. Древнегреческая манера постройки массивных зданий с тяжелыми каменными сводами в строительстве церквей применяться не стала. Таким образом, при создании типологии христианского храма основными образцами стали светские и общественные сооружения: базилики и мавзолеи. За образец христиане приняли базилику с деревянными стропилами: крыша, покоящаяся на аркадах (ряды арок, стоящие на колоннах).

Раннехристианская церковь, так же как греческая и римская базилика, в плане имела вытянутый прямоугольник с апсидой (апсида – это полукруглая стена с восточной стороны храма, огибающая аркой алтарь). Интерьер базилики рядами колонн визуально делился на несколько нефов (частей). Средний неф, как правило, был шире и выше всех боковых. Перекрытие среднего нефа состояло из легкой двускатной деревянной крыши с открытыми стропилами внутри. Снаружи церкви выглядели просто. Христианский храм в глазах людей ничем не отличался от других общественных зданий.

В дальнейшем, после разделения империи на западную и восточную, Константинополь принимает на себя роль ведущего мирового художественного центра. К середине V века в Царьграде был построен ряд церквей, посвященных, в частности, Богородице: Влахернская, Халкопратийская базилики, храм Одигитрии и другие. Базилики в Константинополе почти не сохранились: их либо разрушили, либо сильно перестроили в последующие эпохи. Самой известной столичной базиликой IV века была церковь Святых апостолов. Она была одновременно мавзолеем императоров и усыпальницей константинопольских патриархов.

К V веку в столице Византийской империи возник новый тип культовых сооружений – монастырь. Таков, например, Студийский монастырь, основанный консулом патрикием Студием в 454 году. В ансамбль монастыря, помимо церквей, входили кельи монахов, подсобные и хозяйственные сооружения. От этих построек в Студийском монастыре, к сожалению, уцелела лишь церковь Иоанна Крестителя, возведенная в 463 году. Нефы внутри храма разделяли колонны, соединенные не арками, как это было принято в V веке, а плоским архитравом. Пол же в боковых нефах был слегка приподнят над уровнем пола центрального нефа. Оригинально была оформлена алтарная апсида. В ней на уровне второго яруса проходила колоннада из тоненьких колонок, разделявших оконные проемы.

В истории искусства период IV и V веков можно рассматривать как подготовительный период к эпохе Юстиниана Великого, эпохе, которую справедливо описывали как первый золотой век византийского искусства.

Диакон Евгений Зямбахтин,
студент магистратуры
Тобольской духовной семинарии

Наверх

© Православный просветитель
2008-19 гг.