На территории Абхазии сохранилось много замечательных древних
памятников истории и православной
культуры. Это на самом деле удивительно! Например, в Херсонесе (ныне
Севастополь в Крыму), где крестился
киевский князь Владимир, остались
только фундаменты и части стен, да и
то, только те можно увидеть, что откопали археологи. А здесь в Абхазии
очень много сохранившихся полностью или частично храмов, которым
по тысяче лет и более. В этих краях
мученически пострадал апостол Симон Кананит, скончался в ссылке святитель Иоанн Златоуст, в конце XIX
века здесь строится Новоафонский
монастырь и сюда переезжают русские
монахи из Афона греческого, отчего
и город, расположенный рядом с монастырем, получает свое современное
название – Новый Афон. В те времена
и эта земля, и весь Кавказ входили в
состав Российской империи, позднее –
в состав Советского Союза.
Но сегодня мне хотелось бы рассказать про удивительную крепость, расположенную на Анакопийской горе и
про историю, с ней связанную.
Гора эта находится в непосредственной близости от Новоафонского
монастыря. Если вы находитесь в основной приморской части города, то
видно, что монастырь находится наверху – высоко на склоне горы. Но
когда поднимаешься на соседнюю
гору к Анакопийской крепости – то
монастырь оказывается где-то очень
далеко внизу.
Историки говорят о том, что люди
поселились в районе этой горы за
много лет до Рождества Христова.
Во времена римского владычества и,
особенно, в византийский период в
этих краях, называемых также Колхидой, строились серьезные укрепления. Среди них – поселение-крепость
Анакопия. «Анакопия» в переводе с
абхазского означает «изрезанная», погречески этот город называли Трахея,
в переводе – «суровокремнистая».
В VI веке византийский историк
Прокопий Кесарийский писал, что
здесь абазгам (абхазам) всегда удавалось отражать нападение врагов, так как только один проход вел в Анакопию и в остальную страну абазгов; он был узким и легко контролировался защитниками крепости.
В VI веке происходит война между Византией и местными князьями,
в результате чего вся страна абазгов
входит в состав Византийской империи. Именно в этот период в VII веке
и возводятся основные стены и башни,
сохранившиеся частично и поныне.
Важнейшие исторические события
происходили здесь во времена арабских завоеваний. Арабы-мусульмане,
появившиеся на политической арене
в 30-е годы VII века, воспользовались
взаимным ослаблением Византии и
Ирана. Они за сравнительно короткое
время захватили целый ряд стран и народов Ближнего Востока. В первой половине VIII века арабский халиф Хишам назначил правителем Закавказья Мурвана ибн Мухамеда. Ему была дана
120-тысячная армия – огромная по тем
временам.
Арабы покорили Армению и часть
Грузии. В своем продвижении на север
они подступили к Анакопии. Приступом взять крепость не получилось, полгода осады тоже не принесли результатов. Когда же во вражеском стане вспыхнула эпидемия смертельной болезни, абхазы и грузины, защищавшие крепость, выйдя за ее стены, смогли
разбить врага. Благодарение за победу
защитники города воздавали Пресвятой
Богородице, икона Которой хранилась
в крепости. Дальнейшее продвижение
арабов на север на этом остановилось.
Задумаемся над этими событиями. В то время, когда крупные силы
объединившихся западноевропейских
герцогов и князей с большим трудом
смогли сдержать экспансию арабов на
западном направлении в битве при Пуатье в 732 году (арабы, перейдя через
море из Африка, завоевали там всю Испанию и половину Франции!), и событие это считается важнейшим для всей
дальнейшей истории христианской
Европы, – здесь на северном Кавказе
происходят события не меньшего масштаба, а победа одерживается весьма
немногочисленными силами! Мы же
об этом ничего не знаем, историки не
описывают данные события подробно.
Арабы-мусульмане прошли весь восток
и повернули на север, разбили войска
кавказских народов, еще чуть-чуть – и
уже донские степи, еще немного – и
земли славян. Как сложилась бы история, если бы они смогли туда пройти
и завоевать эти территории? Наверное,
не только абхазы, но и русские должны
воздать славу Богородице за ту победу
под Анакопией!
В конце XVII века в связи с турецкой экспансией христиане этих мест испытывают большие трудности. Только
вхождение этих земель в состав Российской империи освобождает местное,
теперь уже немногочисленное население от исламского турецкого диктата.
Известно также, что в Анакопийской
крепости в VIII веке уже существовал
храм. Видимо, стены именно этого храма в XIX веке обнаружили переехавшие
сюда из Афона русские монахи. Чтобы
почтить это место, они построили открытую часовню внутри разрушенной
церкви на вершине Анакопийской горы,
а также собрали различные исторические артефакты и вмонтировали их в
алтарную стену, сделав нечто наподобие музея. Кроме того монахи выложили камнем серпантинную дорогу от
подножия горы до крепости, соорудили
из камней ровные террасы, протянули
сюда канатную дорогу, построили рядом с крепостью помещения гостиницы
(сейчас разрушенные).
Удивительно также, что на вершине горы, в самой крепости у подножия
разрушенного храма находится древний источник пресной воды объемом
75 кубических метров. Ученые до сих
пор не могут определиться – как сюда,
на верх горы может поступать вода?
Одно из последних исследований дает
основание предполагать, что вода попадает в эту пещеру-«цистерну» прямо
из воздуха, путем образования конденсата на холодных внутренних стенках
каменной емкости.
Также любопытно, что именно в
этой горе, в ее основании находятся
грандиозные Новоафонские пещеры,
открытые в 1975 году и являющиеся
одной из главных достопримечательностей современной Абхазии – небольшого государства на берегу Черного
моря, попасть в которое с российским
паспортом не составит большого труда. Российско-абхазская граница расположена в непосредственной близости
от стадионов, где проходила зимняя
Олимпиада в городе Сочи в 2014 году.
Протоиерей Григорий Мансуров,
г.Тюмень. Фото автора