![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||
![]() |
На начало | ||||||||||||||||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
![]() ![]() Наши баннеры ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Новолетие
По книге И.Н. Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу», ![]() Предки наши до Петра I не начинали года с января месяца, который ничем не отличался у них от других месяцев, кроме названия, да еще и того, что впоследствии стал именоваться «временем свадеб», или просто «свадьбами». Заметим здесь, кстати, что славяне делили, подобно римлянам, год на 12 месяцев, которые, согласно временным явлениям природы, назывались: январь – просинец (по мнению Н.М. Карамзина, от синевы неба, по мнению других – от глагола просить); февраль – сечень (от секу: или в смысле жестоких морозов, которые еще бывают у нас в феврале или, быть может, славяне что-нибудь секли, рубили в этом месяце); март – сухий; апрель –березозол (по мнению того же Карамзина, от золы березовой, которую жгли славяне для щелока); май – травный; июнь – изок (так называлась, как полагают, у славян, какая-то певчая птица); июнь – червень (не от красных ли плодов или ягод?); август – зорев (от зари или зарницы); сентябрь – рюень (или ревун, от рева зверей); октябрь – листопад (этимология этого слова вполне понятна); декабрь – студеный (от стужи или мороза). Церковный год начинался с 1-го марта, держась в этом отношении библейского мировоззрения. Сам Бог о месяце низане (нисане- иер. Г.М.), соответствующем нашему марту, заповедал Моисею и Аарону: «месяц сей вам начало месяцев, первый да будет вам в месяцах года». Затем общее древнее иудейское и христианское предание говорит, что в этом месяце Бог создал мир и человека. Что же касается гражданского года, то начало его с 1 сентября имело первоначально иной смысл. Оно было установлено императором Августом для правильного взноса податей через каждые 5 лет пятнадцатилетнего круга индикта: этот пятилетний срок назывался «люстран». Люстран начинался с 1 сентября – времени, самого удобного для взноса податей. Впрочем, заметим, что Ромул начинал свой год с 1 марта, а Нума с 1 января. Этот первый месяц назван был именем мифологического божества Януса, которого римляне считали царем всей Италии. В этот день сановники в новой одежде ходили жертвовать в храм Юпитера и подносили Янусу финики, фиги, молоко и плоды. Римляне в древности обозначали, для памяти, наступивший год вколачиванием гвоздя в стену храма, и по числу гвоздей вели отсчет прошедшим годам.
Историк Татищев говорит: в 1342 году, при митрополите Феогносте, прением о начале года, случившемся на соборе в Москве, решено и положено было начинать как церковный, так и гражданский год сентября 1-го числа. Вторичное подтверждение этого обстоятельства находим в 1505 г., на соборе, утвердившем начинать новый год индиктом 1 сентября. О том, как предки наши проводили мартовское новолетие, ничего не известно. Что же касается празднования года с 1 сентября, то исторические памятники нам говорят, что оно отличалось глубоким религиозным характером. Цари этот день старались ознаменовать делами правосудия и милосердия. Так, великий князь Иоанн III велел всем, имеющим жалобы явиться на судный срок в Москву, в день Симона летопроводца (имеется в виду преподобный Симеон Столпник, память которого совершается 1 сентября по старому стилю – иер.Г.М. ). Неявившийся считался виновным, и над ним «чинили правеж», оправданному же давалась «правая грамота». Церковь в этот день с особенным торжеством совершала свои молитвословия. Люди богатые рассылали по странноприимным домам милостыню. Целый день продолжался колокольный звон. <…> Царь Иоанн и Петр Алексеевичи встречали новый 1698 год следующим образом: на Кремлевской площади сидели оба Царя на своих престолах, в драгоценных одеждах; их окружали бояре и народ. Патриарх взошел на возвышение, кропил их и весь народ святою водою, давал Государю целовать крест и желал долголетия и счастливого царствования.
В 1699 году Петр I в последний раз праздновал с патриархом Адрианом новый год по древнему обычаю, а потом постановил начинать новый год с января месяца. «Лета от сотворения мира 7208, декабря в 20-ый день» великий государь Царь Петр Алексеевич издал такой указ: О праздновании Нового года. «Великий Государь указал сказать: известно ему, Великому Государю не только что во многих Европейских христианских странах, но и в городах славянских, которые с Восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: Волохи, Молдавы, Сербы, Далматы, Болгары и самые Его Великого Государя подданные Черкасы и все Греки, от которых вера наша православная принята, все те народы, согласно лета свои считают от Рождества Христова восемь дней спустя, то есть Генваря (Января – иер. Г.М.) с 1-го числа, а не от сотворения мира, за многую рознь и считание в тех местах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего Января с первого числа настанет новый 1700 год, купно и новый столетний век: и для того доброго и полезного дела, указал Великий Государь впредь лета счислять в Приказах и во всяких делах и крепостях писать нынешнего Января с 1-го числа от Рождества Христова 1700 года. А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве, после должного благодарения Богу и молебного пения в церкви и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина, перед вороты, учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых по образцу, каковы сделаны в Гостином дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам учинить возможно; а людям скудным каждому хотя по деревцу, или ветке на ворота или над домом своим поставить…, а стоять тому украшению Января по 7-й день того же 1700 года. Января же в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя с Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет…, каждому на своем дворе из небольших пушечек, если у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, Января с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров или хвороста, или соломы, а где мелкие дворы, собравшись по пять или шесть дворов такой огонь класть. Если кто захочет – на столбиках поставить по одной, или по две, или по три смоляные или худые бочки и, наполняя соломою или хворостом, зажигать…».
По иллюстративным материалам Надо понимать, однако, что Новый год, введенный Петром I – это тот самый Старый Новый год. Празднование Нового года 1 января, бывшего после 25 декабря, то есть после празднования Рождества Христова было понятным и уместным. В это время уже не было поста и веселие и гуляния (в разумных пределах) были вполне допустимы. Однако после смены стиля со старого на новый в 1918 году в нашей стране все совершенно сдвинулось. Теперь Новый год мы встречаем во время поста, когда Рождество еще не наступило. Такого замысла, конечно же, у Петра I не было. Устраивать гуляния в пост даже царь-реформатор не намеревался… По сути, до революции Новый год был частью Рождественских святок – то есть одним из элементов празднования Рождества Христова. В советский же период этот праздник заменил само Рождество, событие, от которого, собственно, и производится летоисчисление. | |||||||||||||||
![]() |