ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Чудо схождения Благодатного огня.
Исторические свидетельства
(IV-X века)

Мы предлагаем читателям журнала «Православный просветитель» выдержки из книги греческого автора Хариса Скарлакидиса «Святой Свет. Чудо в Святую Субботу на Гробе Христа» (2011, Греция), собравшего многочисленные исторические свидетельства по данному вопросу.

Большинство наших православных современников знает о сошествии Благодатного огня в Иерусалиме на Пасху. Люди, бывшие в этот день на Гробе Господнем, свидетельствуют о том, что пламя его некоторое время не обжигает. Многие видят всполохи света, предшествующие появлению огня. Достоверно говорят также о чудесном воспламенении свечей в руках некоторых молящихся.

Христианские паломники издревле старались хоть раз побывать на Пасху в том месте, где был распят и воскрес Христос, и увидеть явление своими глазами. Отрицающие же Божество Господа Иисуса, как в древности, так и сейчас, не верят в чудо.

Первое свидетельство о Благодатном огне содержится у армянского историка Киракоса Гандзакеци (1201-1271 гг.). Среди прочих исторических фактов упоминается чудотворное воспламенение лампады, поставленной на Гроб Господень святым Григорием, просветителем Армении, бывшее около 330 г.: «Говорят, что святой Григорий поставил лампаду на Гроб Христов и в молитвах своих попросил Бога, чтобы в праздник Пасхи это место было освящено Светом невещественным, что происходит и поныне».

Епископ Василий Эмесский повествует о четырех днях, проведенных его дядей, святым Феодором Савваитом, в Иерусалиме в 836 г. Житие св. Феодора было издано в 1892 г. в России, на основании двух греческих рукописей. «После того как [святой Феодор] отобедал с патриархами и провел с ними Страстную Пятницу, в Великую Субботу, после зажжения лампад Святого Воскресения небесным Светом, сослужил патриархам и совершил светлый праздник святого и великого Воскресения…».

Аль-Джахиз (781-869 гг.) был выдающимся мусульманским писателем и философом, исследователем истории, биологии и зоологии. В «Книге о животных», датируемой 848 г., Святой Свет представляется уловкой христиан. Именно этой точки зрения придерживалось большинство мусульман. «Хранители храмов не прекращают обманывать народ, подобно тому, как монахи с факелами в Иерусалимском храме Воскресения Господня утверждают, что масло в лампадах без пламени воспламеняется ночью во время одного из праздников». Приведенное описание, несмотря на неверие самого автора, свидетельствует, что чудо Святого Света в IX веке было широко известным фактом.

В том же IX веке во французской Бретани жил монах Бернард. В своих записях Бернард повествует о том, как в 867 г. он отправился в Иерусалим вместе с двумя другими монахами. Вот что он пишет: «Однако стоит упомянуть о том, что происходит в Великую Субботу накануне Пасхи. Служба начинается в храме утром. По окончании ее главы Церкви входят внутрь, воспевая «Господи, помилуй», пока не появится ангел, и Свет зажигается в лампадах, висящих над Гробом. Патриарх передает этот Свет епископам и остальному народу таким образом, что всякий получает его в том месте, где он находится. Этот Патриарх, Феодосий, за свое благочестие был против его желания приведен из монастыря, что в 15 милях от Иерусалима, и поставлен Патриархом всех христиан». Бернард предполагает, что вероятной причиной воспламенения лампад является схождение ангела.

Епископ Кесарийский Арефа родился в Патрах (Греция) в сер. IX века, а умер в глубокой старости ок. 944 г. В одном из своих посланий, написанном около 920 г. и адресованном эмиру Дамаска, Арефа упоминает о чуде Святого Света (рукопись послания находится в Московской Патриаршей библиотеке). Вот что пишет Арефа: «Но и доныне святой и честный Гроб Его чудотворит каждый год в день Воскресения. Ибо христиане, погасив предварительно все лампады в Иерусалиме, где находится Гроб Его, изготавливают лампаду с фитилем и украшениями. И в тот час, когда эмир Иерусалима стоит вблизи Гроба Господня у запечатанного им самим входа, а христиане, находящиеся в храме Воскресения, вопиют «Господи, помилуй», внезапно возникает молния, и лампада зажигает Свет. И от этого Света зажигают [огонь] все жители Иерусалима».

Арабский историк Аль-Масуди упоминает чудо в двух своих трудах (ок. 940 г.). «На пятый день месяца Тишрин (октябрь) совершается праздник храма Воскресения в Иерусалиме. По этому поводу собираются христиане со всего мира. Меж ними сходит огонь с неба, и с помощью факелов передают его по всем направлениям. Многие мусульмане присутствуют из любопытства при совершении этого праздника… Что касается чудесного пламени, то оно создается при помощи очень тонкого искусства и является большой тайной». В первом тексте ошибочно указывается, что праздник совершается в октябре. Аль-Масуди исправляет ее во втором произведении, которая так же, как и первая, является общей энциклопедией. «[святая] Елена построила в Элии [Иерусалиме] храм, который сегодня известен как храм Воскресения, где с той поры в день Великой Субботы накануне Пасхи сходит Свет».

Арабский законовед ибн Аль-Касс (IX-X) в произведении Kitab dala il al-qibla, сохранившемся в трех рукописях, повествует: «На христианскую Пасху в Великую Субботу верующие покидают место, где расположен Гроб, и собираются вокруг скалы, окруженной решетками. Оттуда они смотрят на Гроб и вместе молятся и кладут поклоны перед Богом Всевышним с утренней молитвы и до заката солнца. Там же находятся эмир и имам мечети. Правитель запирает двери Гроба. Никто не двигается с места до тех пор, пока не появляется свет, похожий на белый огонь, исходящий из Гроба. Тогда правитель открывает двери Гроба и входит со свечей в руке, зажигает ее от этого света и затем выходит. Пламя зажженной свечи не обжигает. Он передает ее имаму, который переносит ее и зажигает лампады мечетей. Когда свеча пройдет через трое рук, она начинает жечь и становится огнем. Затем составляется отчет о том, что огонь сошел в такой-то час и день. Если в тот день огонь появился во время молитвы, для них это знак того, что год будет неплодородным, но не засушливым. Если огонь сошел в полуденный час, это знак того, что год будет голодным».

О латинском священнике Отмаре известно только то, что он посетил Иерусалим и был очевидцем описываемого чуда. Его рассказ содержится в рукописи X века, найденной и изданной в 1610 году Иаковом Гретсером. Сама рукопись была впоследствии утеряна, но сохранилась аналогичная XIII века – она находится в Менхенской библиотеке. «…Я узрел, как только может узреть глаз человеческий, как сошел с неба на Гроб Господень невидимый Свет. И, воистину, он зажегся там и стал совершенно ясно виден».

На Пасху 947 г. греческий клирик Никита прибывает в Иерусалим в качестве представителя императора Константина Багрянородного. После торжества Никита составляет императору послание (переписанное послание в рукописи XIV хранится в Иерусалимской Патриаршей библиотеке). В нем говорится о том, что утром Великой Субботы, 7 апреля в Иерусалим прибыл эмир – посланник халифа Багдадского (Палестина тогда была во власти мусульман). Эмир запретил Патриарху совершать священнодействие из-за огромного влияния этого чуда на мусульман. «…«Ты [Патриарх-архиепископ] наполнил всю Сирию верой христиан и почти превратил ее в Романию [Византию]…» А когда эмир на глазах у архиепископа вставил в лампаду Гроба Господня железный фитиль, все мы увидели, как он божественным мановение вдруг вспыхнул, точно свеча». Эмир все же требовал от Патриарха денег за разрешение, но в это время лампады над Камнем Помазания стали загораться сами. Тогда Патриарху было разрешено совершить священнодействие. «Мудрейший архиепископ вместе с безбожными агарянами запечатал Гроб Господень, и, как Моисей, воздев руки к востоку, вместе с христианами долго молил Бога всех. Однако около шестого часа дня, подняв взгляд на Святой Гроб Спасителя, видит он явление Божественного Света. Ибо ангел открыл ему вход. Так он смог передать тот Свет лампадам, находившимся в святой Божией церкви, как он обычно и делал, и, еще не выйдя из Гроба, вдруг увидел, как вся церковь наполнилась неприкосновенным и Божественным Светом… Ибо, как говорили, от Вознесения Христа и до той поры воссияние Божественного Света ежегодно являлось в одной из лампад, находящихся в Гробе Господнем, а теперь Божественный Свет залил всю церковь». Заметим, что священнодействие происходило без человеческого посредства в пустом запечатанном Гробе, и только потом туда заходил Патриарх, чтобы взять этот Благодатный огонь и передать верующим. Послание Никиты особо ценно, поскольку является официальным донесением Византийскому Императору. Едва ли в него могли войти фантастические или ложные факты, ибо император мог сравнить сообщение с другими источниками.

Персидский ученый аль-Бируни (973-1048 гг.) – один из крупнейших ученых-энциклопедистов на протяжении всех времен. В свое время он произвел расчет радиуса земли в 6339,9 км – что расходится с действительным всего на 16,8 км. В книге «Летопись древних народов» (ок. 1000 г.) персидский мудрец излагает известные ему сведения о Святом Свете. «Если бы противники [чуда] не были столь единогласны и не сообщали бы, что они видели его своими глазами, а выдающиеся наставники и другие люди не описывали бы его в своих трудах, то можно было бы в него и не верить. Я узнал об этом чуде из книг и услышал о нем от аль-Фараджа ибн Салиха из Багдада, по словам которого посреди Иерусалимского храма Воскресения есть выдолбленный в скале гроб Христа под куполом. Сверху возвышается еще больший купол. А вокруг скалы имеются галереи. Оттуда наблюдают мусульмане. Христиане и все те, кто приходят в тот день ко Гробу, молятся и призывают Бога Всевышнего с восхода до заката. Также приходят муэдзин соборной мечети, имам и эмир города, которые садятся у Гроба. Они приносят лампады, кладут их поверх в тот час, когда он еще заперт. Христиане до этого тушат свои светильники и лампады и остаются так, пока не увидят, что чистое белое пламя зажгло лампаду. От этого огня зажигаются лампады в соборной мечети и в церквях. Затем составляется письменный отчет халифам о часе схождения огня… Тот, кто мне это рассказал, утверждал, что какие-то султаны заменили фитиль медной проволокой, чтобы он не загорелся… Однако, когда пламя сошло, медь загорелась. Схождение с неба пламени в этот день, происходящее в определенное время и в определенном месте, поистине изумляет нас» (книга хранится в библиотеке им. Баязита г. Стамбула).

Материал подготовил иерей Григорий Мансуров,
г. Тюмень

Дорогие наши читатели, если Вы хотите узнать о других исторических свидетельствах реальности чуда сошествия Благодатного огня (Святого Света), о разрушении пещеры Гроба Господня и храма Воскресения и о последующем их восстановлении – напишите нам на электронный адрес издательско-информационного отдела Тобольско-Тюменской епархии gazeta_ihtus@mail.ru, интересна ли Вам данная тема. Мы постараемся продолжить ее в следующем номере журнала.

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.